Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Socio-psychological features of deviant behavior of modern teenagersСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Annotation. The article examines the current problem of theoretical and socio-pedagogical understanding of the socio-psychological characteristics of the formation of the value-semantic sphere of personality in adolescence, which influence the occurrence of deviant behavior. Keywords: deviant behavior, activity, personality, development, adolescence, value-semantic sphere.
Происходящие в современном мире социально-экономические процессы, становление информационного общества, включение Российской Федерации в орбиту глобализации оказывают глубокое влияние на формирование мировоззрения и поведенческих установок подрастающего поколения. Наиболее существенной проблемой в подростковом возрасте становится самоопределение. Подросток активно изучает не только мир вокруг себя, но и себя самого: ищет, пробует в различных видах деятельности. В современных динамичных условиях развития общества, подросткам становится всё трудней определиться с будущей профессией, наметить ориентиры своего жизненного пути. Таким образом, перед социальной психологией ставится актуальная проблема по изучению социально-психологических факторов и особенностей развития личности в подростковом возрасте. Будущее страны – за молодежью, и задача государства – обеспечить подрастающему поколению все условия для профессионального самоопределения и защитить его от неблагоприятных последствий изменений в духовной и социальной сферах. Проблема самоопределения особенно значима для подростков с девиантными формами поведения. Девиация, т.е. отклонение от нормы, характеризуются специфическим развитие ценностно-смысловой сферы личности. Необходимо исследование особенностей формирование данного образования в подростковом возрасте, что позволит повысить качество мер по предупреждению и профилактике девиантного поведения. Таким образом, настоящее исследование нацелено на углубленное теоретическое и эмпирическое изучение социально-психологических особенностей формирования ценностно-смысловой сферы у подростков с девиантными формами поведения и разработка на основе полученных результатов программы методических рекомендаций, целесообразных к применению в учреждениях общего образования. Причины возникновения девиаций в поведении, в большинстве своём, кроются в нарушениях социального взаимодействия. В настоящее время существуют следующие подходы к изучению девиации в соответствии с причинами, обуславливающими её возникновение (по Д.И. Пономаревой): 1. Девиация – следствие психического расстройства или тяжелого заболевания. 2. Девиация есть непринятие личностью социальных норм и правил поведения, сложившихся в обществе, или потеря личностью осознания своего места в нем. 3. Девиация, сформировавшиеся в ходе взаимодействия с контркультурой или субкультурами [4, с. 16]. Указанный автор утверждает, что в основе девиантного поведения лежит противоречие между индивидуальными установками личности и культурными ценностями общества. Таким образом, происходит устойчивое отклонение в развитии ценностно-смысловой сферы, формируется негативное восприятие общества как преграды в развитии [4, с. 17]. С целью экспериментального изучения социально-психологических особенностей подростков с девиантным поведением нами было организовано исследование, проводившееся на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Ола» в 7 классе. В исследовании принимали участие 21 человек (11 девочек и 10 мальчиков) в возрасте 13-14 лет. Исследование строилось на основе следующих методик: 1. Методика диагностики показателей и форм агрессивного поведения А. Басса - А. Дарки, предназначенная для диагностики агрессивных и враждебных реакций; 2. Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП) (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев), предназначенная для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения; 3. Методика «Самочувствие, активность, настроение» (В.А. Доскин), предназначенная для быстрой оценки текущего психологического состояния индивида. Результаты исследования по трем выбранным методикам: 1. Среднее значение агрессии в исследуемой группе 17,57, а среднее значение враждебности 10,38. Нормальные показатели агрессивности наблюдаются у 12 человек из 21, 4 из них девочки. Из 9 человек с отклонениями от нормы по показателю агрессивности - 7 девочек. Нормальные показатели по враждебности наблюдаются у 11 исследуемых. Следует отметить, что по данному показателю также большинство мальчиков (7 человек). Из 10 человек с отклонением от нормы по враждебности – 7 девочек. Данные факты свидетельствуют о более агрессивном и враждебном отношении среди девочек, а не среди мальчиков. 2. Результаты исследования по тесту СДП показывают, что средняя степень выраженности социально-обусловленного поведения - 17,09, делинквентного поведения - 8,04, зависимого поведения - 6,19, агрессивного поведения – 7,67, самоповреждающего поведения - 9,57. Из этого следует отметить, что средние показатели не выявляют каких-либо отклонений в поведении. При детальном рассмотрении у 2 испытуемых наблюдается серьезное нарушение социально-психологической адаптации. Предрасположенность к делинквентному поведению наблюдается у 1 обучающегося (девочка 13 лет). Наиболее высокие баллы в школе зависимого поведения наблюдаются у 2 обучающихся (девочки 13 лет), но результаты не выходят за рамки нормы. 3. Представленные данные по методике «Самочувствие, активность, настроение» свидетельствуют о том, что среднее значение по самочувствию среди исследуемых - 5,39, по активности - 4,36, по настроению - 5,55. Следует также отметить, что по шкале «Самочувствие» следует обратить внимание на 2 исследуемых (мальчика и девочку 13 лет), балл которых ниже 4. По шкале «Активность» с тремя девочками 13 лет необходимо провести беседу (балл ниже 2,5), а также обратить внимание на 2 мальчиков 13 лет и 1 мальчика и 1 девочку 14 лет, балл которых находится в пределах от 2,5 до 4. По шкале «Настроение» необходимо обратить внимание на девочку 13 лет, балл которой ниже 4. Результаты исследования приводят к выводу о том, что для подростков с нормосообразным поведением в целом характерна предрасположенность к девиантному поведению, что требует соответствующей профилактики и коррекции поведения. Разработка эффективной программы социально-педагогической работы с девиантными подростками должна строиться не только на учёте всех факторов риска возникновения данной модели поведения, но и полной ориентированности всего педагогического коллектива на достижение необходимо результат. Основная форма работы социального педагога в школе – индивидуальная консультация. Такая стратегия наиболее эффективна при наличии благоприятных условий внешней среды (полная, материально обеспеченная семья; здоровые отношения со сверстниками; успешная учеба и т.п.), в которых находится подросток, однако, так или иначе, проявляет склонность к девиантному поведению. Самое главное здесь – помочь ребенку раскрыть свой внутренний потенциал, оказать помощь в выборе направления самореализации, акцентуировать внимание на необходимости правильного межличностного взаимодействия. В целом, перед школой и семьей должно стоять достижение следующих задач по профилактике и предупреждению девиантного поведения (С.А. Расчётина, З.И. Лаврентьева): 1. Создание атмосферы раскованности и свободы общения между участниками; 2. Создание климата психологической безопасности; 3. Создание предпосылок для безболезненного вхождения подростка в коллектив или группу сверстников; 4. Помощь в осознании потребности подростка во взаимодействии с другими; 5. Предоставление возможности моделировать и апробировать новые формы поведения [5, с. 35]. Девиантное поведение подростков – была и будет острой социальной проблемой современности. Нарушение социального взаимодействия у подрастающего поколения, отрицание им общественных норм поведения приводит к неблагоприятным, пагубным последствиям не только для самого ребенка, но и для общества в целом: увеличивается число беспризорных и безнадзорных, растёт детская преступность, а страна теряет свой главным интеллектуальный и человеческий потенциал – молодежь. Таким образом, мы, считаем, перспективы продолжения исследования остаются актуальными. В дальнейшем мы планируем продолжать изучение социально-психологических особенностей современных подростков, разработать актуальные рекомендации для педагогов и родителей, провести цикл профилактических и корректирующих занятий с подростками, оказавшимися в группе риска.
Список литературы: 1. Епхиева М.К., Адзиева Р.М. Современные тенденции и социально - психологические особенности девиантного поведения подростков /М.К. Епхиева, Р.М. Адзиева // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. - № 4 (2). – С. 126-129. 2. Лимонченко Р.А. Социально-психологический портрет формирующейся личности подростка с девиантным поведением: теоретический обзор исследований / Р.А. Лимонченко // Наука. Мысль. – 2016. - № 9. – С. 24-29. 3. Осташева Е.И. Психологические детерминанты девиаций поведения современных подростков: дис. … к. псих. н. / Е.И. Осташева; РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб, 2018 - 173 с. 4. Пономарева Д.И. Социально-психологические факторы формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних / Д.И. Пономарева // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2018. - Т. 7. - № 1А. - С. 14-21. 5. Расчётина С.А., Лаврентьева З.И. Методологические основы исследования социальных проблем детства и способов их решения в процессе профессионального социально-педагогического образования / С.А. Расчётина, З.И. Лаврентьева // Социальная педагогика. - 2018. - № 1. - С. 29-36. 6. Рыцарева Т.В. Индивидуально-психологические особенности подростков с разными типами отклоняющегося поведения и их связь с ценностными ориентациями родителей: дис. … к. псих. н. / Т.В. Рыцарева; Инст. псих. РАН. – М., 2018. – 234 с.
УДК- 159,9 Умаева А. студентка 3 курса ИО педагогический университет» Саламова Л. Магистр 3 года обучения по направлению психолого –педагогическое образование Чеченский государственный университет Р.М.Эхаева, к.п.н.,доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» raisa.exaeva.65@mail.ru
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.52.243 (0.009 с.) |