Psychological needs of preschool children 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Psychological needs of preschool children



А nnotation. The article discusses the needs of preschoolers and their importance in development. The basic psychological theories of needs are analyzed. It is said that the satisfaction of needs in childhood is important in the distant life of the child.

Key words: needs, development, preschool age, research, child.

 

Изучение особенностей психологических потребностей на разных этапах развития у детей, понять каковы последствия их неудовлетворения актуальна. Многие недостатки и слабости людей, низкая «Я-концепция» и даже неврозы, чаще всего являются следствием именно неудовлетворенных в детском возрасте потребностей.

Мы основывались на работах ведущих специалистов в области психологии. Начиная с Абрахама Маслоу, заканчивая современным психологом-Людмилой Петрановской, чьи слова хотелось бы процитировать: «Когда потребность полностью, глубоко удовлетворена, за нее нет необходимости держаться. Удовлетворенная потребность освобождает».

В основе моей статьи лежит пирамида потребностей Маслоу, в которую входят следующие потребности: потребность в безопасности, в принадлежности и любви, потребность в уважении, потребности эстетические, познавательные и потребность в самоактуализации. О них и будет идти речь. Но прежде нужно отметить, что дети в зависимости от их возраста какую-то потребность испытывают наиболее остро, то есть в каждом периоде их жизни есть своя ведущая потребность [2].

И для распределения основных психологических потребностей по возрастам, мы взяли в основу детскую периодизацию Анатолия Александровича Смирнова, известного советского психолога, профессора, который в свою очередь ссылался на работы Зигмунда Фрейда и Эриксона, в своей книге «Детская психология». Важно учесть, что каждый период является фундаментом для следующего и определяет дальнейшее развитие ребенка, поэтому необходимо быть внимательным к каждому возрасту и к каждой психологической потребности, главное, не впадая в крайности.

Первый период: от 0 до года. Ребенок испытывает потребность в том, чтобы его пригласили в жизнь и встретили с заботой, лаской и покоем, особенно в первые три месяца рождения, отмечала Л. Петрановская в своей книги «Тайная опора. Привязанность». Если мать в первые месяцы жизни ребенка проявляет нежность, чувствительность, заботу, то основные потребности ребенка: в безопасности и в любви-удовлетворяются. И нам кажется, это очень важно, так как удовлетворенная потребность безопасности позволяет лучше развиваться познавательной активности, потому что у ребенка вырабатывается чувство защищенности.      

А удовлетворенная потребность в любви дает силы для дальнейшего развития. Когда новорожденный начинает беспричинно плакать и беспокоиться, именно соприкосновение с материнской кожей возвращает ему чувство защищенности. Врачи говорят, что спокойствие матери после родов важно, это и есть встречать ребенка с покоем. Давайте вспомним об одном эксперименте проведенным Харлоу, были сконструированы различные типы заменителей матери для маленьких обезьянок. Одна искусственная мама была сконструирована из проволоки, но кормила обезьянку-макаку, а другая искусственная мама была сконструирована из пушистой и мягкой материи, но не давала обезьянкам пищу, то есть чувство насыщения [1].

Происходили странные вещи, обезьянки испытывали потребность в ласке и в любви мамы-макаки. Когда они испытывали голод, они приходили к маме из проволоки, но потом всегда возвращались к маме из мягкого полотенца. Спустя некоторое время Харлоу помещал маленьких макак в незнакомую комнату с одной из искусственных мам. Если с ними была кормящая мать, детеныши дрожали от страха, плакали. Если в комнате оказывалась матерчатая мать, обезьянки чувствовали себя в безопасности. Этим примером хотелось бы обратить внимание на то, что эта психологическая потребность в любви и в защищенности у малышей заслонила даже потребность в питании. Харлоу показал, что любовь матери, а именно ее прикосновения жизненно необходимы новорожденному ребенку, так что удовлетворять в этом возрасте потребности необходимо.

Второй период: от 1 до 3. Возраст от одного до трех по Эриксону, считается стадией, когда у ребенка идет быстрым темпом именно когнитивное развитие, он познает мир. Да и в жизненной практике мы наблюдаем, что именно в этом возрасте ребенок усиленно занимается исследованием окружающего. Теперь ребенок сам может последовать за матерью или за другим взрослым. Так вот, в процессе познания ребенку нужна помощь, потому что он остро испытывает потребность в принадлежности, потребность в «своем» взрослом. В этот период удовлетворением ведущих потребностей будет принятие и поддержка [3].

Нужно предлагать разные варианты, понимать выраженную инициативность ребенка в этом возрасте, помогать переживать ему стрессы, быть для него страховочной веревкой в малознакомых обстоятельствах. В этом периоде происходит огромный рывок в развитии ребенка. И чтобы защита и забота остались с ним навсегда, нужно помочь ему, а не сдерживать его самостоятельность. Это не просто рекомендации, это все потребность ребенка, как в первом случае. Доказано, что ключом к развитию умственного потенциала ребенка является его собственный познавательный опыт именно в первые три года жизни, а это и есть период до трех лет [5].

Третий период: С 4 до 7 лет. Психологи называют этот период-нежным возрастом, наверное, потому что с детьми уже можно договориться, объяснить что-то. Но и в этом периоде есть свои ведущие психологические потребности, которые испытывают дети. Сейчас ребенок остро нуждается в уважении по отношению к нему. Так как он уже освоил мир вещей, перед ним встает новая задача-люди и общественные отношения. Ребенок нуждается в уважении, потому что он в этом возрасте поглощён не просто собой, своими желаниями, а людьми, которые его окружают и поэтому ему важно знать, что его слово тоже имеет вес. Своим уважением к детям в этом возрасте, мы не только удовлетворяем их главную на данный момент потребность, но и учим их вежливому общению, вниманию, сочувствию, так как на этом этапе они очень восприимчивы.       

Таким образом, понимая потребности возраста, можно лучше понимать и поведение ребенка. Понимая важность психологических потребностей и последствия их неудовлетворения, можно не упускать важные моменты и периоды в жизни детей, чтобы в дальнейшем дети смогли без проблем реализоваться во взрослой жизни.

Список литературы

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Россия, 2011, 414 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

3. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-443 с

4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

5. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.

6. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2011.-682 с.

7. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана. -СПб.:Прайм - Еврознак, 2003.- 350 с.

 

 

Оргкомитет конференции:

Председатель:

Халадов Хож-Ахмед Султанович, врио ректора, кандидат философских наук, доцент.

Сопредседатели:

Ажиев Ахмед Вахаевич, проректор, кандидат педагогических наук, профессор.

Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич, проректор по научной и международной деятельности ЧГПУ, доктор педагогических наук, профессор.

Члены оргкомитета

Алиева Сацита Адамовна, директор Института педагогики, психологии и дефектологии, кандидат педагогическихнаук, доцент.

Алиева Малкани Адамовна, заместитель директора по учебной работе, кандидат психологических наук, доцент.

Ибрагимова Зарема Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе.

Калманова Циала Алексеевна, заместитель директора по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент.

Газиева Марина Зеудыевна, заведующий кафедрой специальной психологии и дошкольной дефектологии, кандидат психологических наук, доцент.

Касумова Банати Солт-Ахметовна, заведующий кафедрой методик начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Гадаборшева Зарина Исраиловна, заведующий кафедрой педагогики и дошкольной психологии.       

Нальгиева Ханифа Лячаевна, доцент по кафедре методик начального образования, кандидат социологических наук

Хажуев Ислам Сайдахмедович, доцент по кафедре специальной психологии и дошкольной дефектологии, кандидат психологических наук.

Яхьяева Амина Хасановна, доцент по кафедре специальной психологии и дошкольной дефектологии, кандидат педагогических наук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.007 с.)