Муфлихонова Маргарита Артуровна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муфлихонова Маргарита Артуровна



магистрант

Уральский государственный педагогический университет,

г. Екатеринбург, Российская Федерация

E-mail: margaritta.art@mai.ru

Мерзлякова Ольга Павловна

канд. пед. наук, доцент кафедры физики, технологии

и методики обучения физике и технологии

Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург, Российская Федерация

E-mail: olgamerzlyakova@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье рассмотрено одно из возможных решений проблемы подготовки младших школьников к эффективной конструкторской деятельности – использование элементов ТРИЗ. Особое внимание уделено II и III ступени обучения «Основам робототехники». Поэтапная работа со школьниками с применением методов и приемов ТРИЗ способствует развитию у учащихся креативности и самостоятельности в области конструкторской деятельности.

Ключевые слова: ТРИЗ, конструкторская деятельность, робототехника.

Muflikhonova Margarita Arturovna

Master of the

Ural State Pedagogical University,

Yekaterinburg, Russian Federation

E-mail: margaritta.art@mai.ru

Merzlyakova Olga Pavlovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

of Department of Physics, Technology and Methods of Teaching Physics and Technology

Ural State Pedagogical University

Ekaterinburg, Russian Federation

USE OF TRIZ ELEMENTS IN THE DESIGN ACTIVITIES

OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Abstract. The article considers one of the possible solutions to the problem of preparing younger students for effective design activities – the use of TRIZ elements. Special attention is paid to the II and III stages of training "Fundamentals of robotics". Step-by-step work with students using methods and techniques of TRIZ contributes to the development of students ' creativity and independence in the field of design activities.

Keywords: TRIZ, design activities, robotics.

Одной из целей дополнительного образования является подготовка подрастающего поколения к будущей творческой деятельности. Значимую рол в этом процессе играет конструкторская деятельность. Существуют различные направления по ее развитию, особое место среди них отводится занятиям по «Робототехнике».

Под учебным конструированием понимается деятельность, в которой учащиеся создают из различных материалов (специальных строительных наборов, конструкторов) разнообразные модели [4, с. 3]. В процессе конструирования у учащихся развивается пространственное воображение, появляется способность быстро переходить от мышления к действию, заранее планируя ход своей работы, формируется и развивается точность и ловкость движений.Чтобы предметно-практическая деятельность могла получить название конструирование, имела бы образовательный и развивающий смысл, практические задания для обучающихся должны содержать в себе условия и задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения.

Программа «Образовательная робототехника» по дополнительному образованию детей научно-технической направленности разработана для детей от 5 до 17 лет и рассчитана на 8 лет обучения. Структурно-организационной основой программы «Образовательная робототехника» является пятиступенчатая модель обучения. I ступень обучения – модуль «Элементарное конструирование» позволяет обеспечить начальную подготовку детей 5-6 лет в области проектирования и конструирования устройств; II ступень обучения – модуль «WeDo» –является базовой ступенью и рассчитана на 1 год обучения детей 7-8 лет. III ступень обучения – модуль «Механика и пневматика» – состоит из 2 лет обучения детей 8-10 летнего возраста. IV ступень обучения – модуль «Основы робототехники» – предполагает 2 года обучения детей 11-14 лет. V ступень обучения – модуль «Киберлаборатория» – рассчитана на 2 года обучения детей 12-17 лет [2, с. 33].

Освоение программы на протяжении ряда лет позволяет сформировать у учащихся аналитическое и творческое мышление, исследовательские умения, коммуникативные навыки в процессе занятий конструированием и робототехникой. Программа способствует ранней профессиональной ориентации обучающихся, имеет тесную связь с практикой, поскольку дети имеют непосредственную возможность применить полученные знания и умения, в том числе, предъявить публично свои достижения через участия в выставках, конкурсах и соревнованиях.

В данной статье нами будут рассмотрены II и III ступени обучения, так как именно они являются основополагающими в робототехнике и отличаются наибольшим числом обучающихся. Именно при реализации этих ступеней обучения возникает проблема – как за 3 года обучения научить младших школьников к эффективной конструкторской деятельности? На наш взгляд, одним из путей решения данной проблемы является применение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ учит обучающихся «раскрывать сознание», избавляет от стереотипов. Ее цель – развитие творческого мышления, воспитание личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Основателем теории является Генрих Саулович Альтшуллер, российский учёный, писатель-фантаст, изобретатель. Начиная с 1946 года сначала в СССР, затем в России, а теперь и во всём мире ТРИЗ активно развивается. Разработчиками, преподавателями и пользователями теории накоплен огромный практический опыт решения задач в самых разных областях человеческой деятельности [1].

В настоящее время ТРИЗ получила широкое распространение в образовании – так называемая ТРИЗ-педагогика [3]. Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь. Важно ребенка научить видеть новые грани знакомых вещей.

Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных ТРИЗ и ТРИЗ-педагогике, имеет два направления, во-первых, развитие творческого мышления, креативности, во-вторых, знакомство обучающихся с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) и методами разрешения технических противоречий.

Работа с учащимися в курсе робототехники по системе ТРИЗ должна осуществляться поэтапно:

1. На II ступени обучения робототехнике необходимо развивать творческое мышление на каждом занятии. Для этого учащимся можно предлагать различные упражнения, предложенные авторами ТРИЗ-педагогики (А. Гин) [3]. Например, это могут быть упражнения на построение ассоциативных цепочек, на нахождение сходств и различий предложенных предметов, на формулировку противоречий.

На занятиях по робототехнике ученикам можно предложить следующие задания (в качестве разминки на различных этапах урока):

a) Найти сходство (общие признаки, свойства, характеристики) в разных объектах.

Для младших школьников это могут близкие объекты – например, зубчатые колеса разной величины, которые используются в зубчатой повышающей и зубчатой понижающей передачах, либо отдаленные предметы – например, катапульта и тело человека, самолет и птица.

b) Перечислить как можно больше предметов, обладающих заданными характеристиками: наличие зубчатой передачи, возможность передвижения, обладание колесами.

c) Перечислить как можно больше свойств определенного предмета (объекта).

Упражнение можно провести в виде игры, когда предмет передается из рук в руки, и каждый, кто взял его в руки, называет новое свойство. Можно взять в качестве предмета деталь – балку, тогда дети перечисляют примерно следующие свойства: служит для создания модели, имеет шипы, с помощью которых скрепляется с другой балкой, блоком или пластиной, имеет отверстия, с помощью которых закрепляют другие детали и т.д. Таким образом, постепенно от явных, бросающихся в глаза признаков постепенно дети переходят к все более незаметным, скрытым признакам, которые потом могут использовать в своих моделях. Преподаватель после игры добавляет свойства, расширяя представления о предмете.

2. На III ступени обучения робототехнике нужно научить ребенка находить и различать противоречия (в том числе технические) и знакомить с методами разрешения технических противоречий (с алгоритмом решения изобретательских задач – АРИЗ). Способы разрешения технических противоречий описаны в литературе [1]. Из них на данном этапе обучения школьников можно ознакомить со следующими приемами:

a) Прием «дробление»: разделить объект на независимые части, выполнить объект разборным, увеличить степень дробления объекта.

Например, перечислить составляющие вентилятора и создать данную модель.

b) Прием «универсальность»: сделать объект выполняющим несколько разных функций, чтобы отпала необходимость в других объектах.

Например, в наборе Лего WeDo один мотор, с помощью которого можно привести в движение одно колесо в модели машины. Как привести второе колесо в движение? Можно использовать ременную передачу.

c) Прием «заранее подложенная подушка»: компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами.

Например, прежде чем запустить модель катапульта в действие, нужно убедиться в том, что она не разрушится после запуска снаряда. Для этого нужно запрограммировать модель таким образом, чтобы мотор вращался не бесконечно (иначе ложка катапульты будет ударяться о стол), а некоторое время.

Таким образом, решая подобные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Использование элементов ТРИЗ способствует развитию творческого и конструкторского мышления у обучающихся. Педагог не дает детям готовые знания, не раскрывает перед ними истину, он учит ее находить.

Список литературы:

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Изд-во «Альпина Паблишер». – 2014. – 319 с.

2. Байдерин Л.В. Общеразвивающая программа «Образовательная робототехника» (дополнительное образование детей от 5 до 17 лет по технической направленности, 8 лет обучения) / Л.В. Байдерин // 2015. – 42 c

3. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить. Изд-во «Вита-Пресс». – 2018. – 96 с.

4. Громова В.О. Развитие навыков конструирования у младших школьников в процессе изучении учебного курса «Технология» / В.О. Громова // 2017. С. 3.

 

 

УДК 378

 

Нальгиева Ханифа Лячиевна,

Кандидат социологических наук, доцент кафедры МНО,

Чеченский государственный педагогический университет,

г. Грозный, РФ E-mail: xanifa.nalgieva@mail.ru

Бекова Ряхант Магометовна,

Специалист по приобретению и каталогизированию литературы,

Государственная и университетская библиотека Бремена,

г. Бремен, Германия

 

ПУТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация: В последние годы наблюдается тенденция к «стиранию границ» между образовательными системами разных стран, вызванная интернациональным характером знаний, потребностями в образовании на основе общечеловеческих ценностей. Особенно характерно это для европейской школы. Практически во всех школах стран Западной Европы существует единообразие в организации образовательных систем, сходство в содержании образования, что проявляется в согласованности образовательных программ, конвертируемость дипломов.

Ключевые слова: образовательный процесс, демократизация, цели образования, интерграция, дифференциация, гуманитаризация.

 

Nalgieva Hanifa Lyachievna

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor of the Department of DPE,

Chechen State Pedagogical University,

Grozny, Russian Federation

E-mail: xanifa.nalgieva@mail.ru

Bekova Rjahant Magometovna,

Angestellte in Erwerbung und Katalogisierung Abteilung,

Staats und Universitäts bibliothek Bremen,

Bremen, Germany

 

THE WAYS OF DEVELOPMENT



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.178.37 (0.023 с.)