Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Organization of the activity of a logo-pediatric and psychologist in a general educational schoolСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Annotation. The article discusses some issues of organizing joint activities of a speech therapist and psychologist in a general educational institution. The author of the article reveals the goals, tasks of a speech therapist and psychologist in correctional work with students. Keywords: general educational process, students, speech therapist, psychologist, activity, defect, speech.
Как известно, в системе современного образования, деятельность логопеда, психолога в общеобразовательном учреждении расширяется. Наблюдается тенденция к увеличению числа детей с речевой патологией, факторы, обуславливающее расстройство речи разнообразны – травмы, инфекции, неблагоприятная психосоциальная обстановка усугубляющий состояние ребенка. Логопед и психолог оказывают реабилитационные мероприятия как в индивидуальной, так и в групповой форме обучающимся с расстройствами речи. Главной целью деятельности в школе логопеда и психолога являются развитие личностной, когнитивной сферы, социализация и интегрирование учащихся с расстройствами речи в пространстве нормально развивающихся. Нами в данной статье поставлена задача рассмотреть некоторые формы деятельности психолога – логопеда в образовательном пространстве школы. В психолого-педагогической литературе, проблемами формирования, развития речи занимались – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский и др. Исследователями выявлена тесная взаимосвязь речи с поведенческой, личностной, познавательной сферы. Основным видом деятельности логопеда, психолога с ребенком с речевыми расстройствами является коррекционное воздействие, позволяющее уменьшить дефект речи. Дети приходят в начальную школу с несистемным уровнем готовности. Выявляются отсутствие интереса к учебным действиям, низкий объем внимания и памяти, речевое недоразвитие или расстройства речи и т.д.Таким учащимся необходима поддержка в учебе со стороны логопеда, психолога в форме коррекционного воздействия. Дети с речевыми расстройствами – особая категория, требующая к себе специализированного подхода [1, с. 192-196]. Общеобразовательном пространстве, коррекционное вмешательство входит в часть учебного плана, коррекционные мероприятия направлены на повышение вектора памяти, мышления, внимания и коммуникативных навыков. В кабинете логопеда применяются разные методы коррекции речи: выделяют наглядные, практические, словесные. Данные методы коррекции ориентированы на развитие умений пересказать смысл рассказа, коммуникативных элементов общения применяя логопедические средства. Для успешной социализации детей с расстройствами речи необходима специальная методическая организация занятий [3, с. 19-21]. Деятельность психолога и логопеда в образовательном учреждении в рамках ФГОС распределена на информационно-просветительскую, консультативно-диагностическую и коррекционную формы оказания логопедического и психологического воздействия. В стандартах второго поколения указаны такие виды деятельности как коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные. Как отмечают педагоги, психологи общение учителя и ученика на уроке направлено не на предметный результат. Сегодня в общеобразовательном учреждении личность ученика, и его личностные изменения в процессе учения занимают доминирующее место. Именно поэтому в школе с целью развития самодостаточной личности ребенка с речевыми расстройствами, формирования толерантных установок у нормально учащихся к детям с ОВЗ проводятся различные мероприятия, кружки в неурочной деятельности [2, с. 33-35]. Виды оказания помощи психолога, логопеда в требованиях ФГОС в общеобразовательном учреждении это: психологическое сопровождение учебной деятельности; психологическая помощь в развитии индивидуальности, социализации обучающихся; проведение коррекционных занятий с детьми с разной степенью отклонений в усвоении школьной программы. Среди задач логопеда и психолога подчёркиваются повышение интереса учащихся к учебным занятиям, развитие мотивационных качеств, самоконтроля, формирование универсальных учебных действий, обогащение словарного потенциала, грамматических умений, овладение навыками систематизации материала. Коррекционныеупражнения проводятся по мере выявления трудностей в учении. В коррекции моделируются коммуникативные ситуации, виды проблемного обучения. Применяются также задания и упражнения для развития интеллектуальных способностей учащихся. Учитываются факторы и формы речевого недоразвития. От психологического сопровождения учащихся в школе, зависит уровень развития и результат обучения детей [5, с. 637-639]. Логопед содействует реализации личностных качеств, формировании коммуникативных компетенций, выравниванию звукопроизношения. Логопед в консультативной форме с родителями сообщает о характере речевого нарушения и способах коррекции речевого развития. Родители присутствуют на логопедических занятиях с детьми, также на родительских собраниях логопед проводит информационно-просветительскую беседу о задачах, приемах работы на этапе коррекции. Таким образом, логопедическоевоздействие осуществляется в присутствии родителей, в процессе консультаций с родителями разъясняются причинные происхождения расстройств речи и способы общения с ребенком. Необходимо подчеркнуть, что школьный психолог обеспечивает психологическую безопасность – сопровождение детей с речевыми отклонениями в процессе обучения. Психологическая коррекция определяется как совокупность методов, направленных на исправление недостатков психики, неимеющих органического поражения мозга. Психологическая коррекция – вид психологической помощи, направленный на исправление особенностей развития, с помощью методов психологического вмешательства. Основной задачей психологической коррекции также является усовершенствование личности ребенка для социализации к окружающей среде. Психолог, наблюдая за деятельностью детей в процессе психокоррекции анализирует психическое состояние, выявляет нарушения в развитии. Беседуя психолог учит детей контролировать свои действия, формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением [4, с. 292-295]. Таким образом, психолог и логопед решают разные задачи в общеобразовательном пространстве, но согласованное воздействие этих специалистов позволяет скорректировать имеющиеся нарушения речи, что помогает ребенку адаптироваться и успешно обучаться в школе.
Список литературы 1. Газиева М.З., Яхьяева А.Х.Роль учителя – логопеда в системе инклюзивного обучения. // Известия: научный журнал. -Чеченский государственный педагогический университет. №4 (20). Грозный, 2017. С.192-196 2. Мусханова И.В., Яхьяева А.Х. О проблемах инклюзивного образования. Развитие науки в век информационных технологии. // материалы II-й международной научно-практической конференции часть 3.- г. Киев, 2016.- С.33-35 3. Мусханова И.В., Яхьяева А.Х. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. //Известия: научный жупнал. -Чеченский государственный педагогический университет. №3(15). 2016.-С.19-21 4. Мусханова И.В., Яхьяева А.Х. Арт-терапия как метод психологической коррекции. «Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации». Материалы XXVIII Международной научно-практической конференции, состоявшейся 25 мая 2019 г. в г. Пенза. С. 292-295 5. Яхьяева А.Х. Особенности работы педагога-психолога в школе Учитель создает нацию. // Материалы III международной научно-практической конференции. - 20 ноябрь 2018. 640 стр - С.637-639 УДК 159.9 Яхьяева Амина Хасановна канд. пед. наук, доцент по кафедре специальной психологии и дошкольной дефектологии Чеченский государственный педагогический университет г. Грозный, Российская Федерация E-mail: amina.sp@mail.ru Томкаева Танзила Измаиловна Студентка 1 курса института педагогики, психологии и дефектологии Профиль «Логопедия» Чеченский государственный педагогический университет г. Грозный, Российская Федерация
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.008 с.) |