Organization of the activity of a logo-pediatric and psychologist in a general educational school 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Organization of the activity of a logo-pediatric and psychologist in a general educational school



Annotation. The article discusses some issues of organizing joint activities of a speech therapist and psychologist in a general educational institution. The author of the article reveals the goals, tasks of a speech therapist and psychologist in correctional work with students.

Keywords: general educational process, students, speech therapist, psychologist, activity, defect, speech.

 

Как известно, в системе современного образования, деятельность логопеда, психолога в общеобразовательном учреждении расширяется. Наблюдается тенденция к увеличению числа детей с речевой патологией, факторы, обуславливающее расстройство речи разнообразны – травмы, инфекции, неблагоприятная психосоциальная обстановка усугубляющий состояние ребенка. Логопед и психолог оказывают реабилитационные мероприятия как в индивидуальной, так и в групповой форме обучающимся с расстройствами речи.

Главной целью деятельности в школе логопеда и психолога являются развитие личностной, когнитивной сферы, социализация и интегрирование учащихся с расстройствами речи в пространстве нормально развивающихся.

Нами в данной статье поставлена задача рассмотреть некоторые формы деятельности психолога – логопеда в образовательном пространстве школы.

В психолого-педагогической литературе, проблемами формирования, развития речи занимались – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский и др. Исследователями выявлена тесная взаимосвязь речи с поведенческой, личностной, познавательной сферы.       

Основным видом деятельности логопеда, психолога с ребенком с речевыми расстройствами является коррекционное воздействие, позволяющее уменьшить дефект речи. Дети приходят в начальную школу с несистемным уровнем готовности. Выявляются отсутствие интереса к учебным действиям, низкий объем внимания и памяти, речевое недоразвитие или расстройства речи и т.д.Таким учащимся необходима поддержка в учебе со стороны логопеда, психолога в форме коррекционного воздействия. Дети с речевыми расстройствами – особая категория, требующая к себе специализированного подхода [1, с. 192-196].

Общеобразовательном пространстве, коррекционное вмешательство входит в часть учебного плана, коррекционные мероприятия направлены на повышение вектора памяти, мышления, внимания и коммуникативных навыков. В кабинете логопеда применяются разные методы коррекции речи: выделяют наглядные, практические, словесные. Данные методы коррекции ориентированы на развитие умений пересказать смысл рассказа, коммуникативных элементов общения применяя логопедические средства. Для успешной социализации детей с расстройствами речи необходима специальная методическая организация занятий [3, с. 19-21].

Деятельность психолога и логопеда в образовательном учреждении в рамках ФГОС распределена на информационно-просветительскую, консультативно-диагностическую и коррекционную формы оказания логопедического и психологического воздействия. В стандартах второго поколения указаны такие виды деятельности как коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные. Как отмечают педагоги, психологи общение учителя и ученика на уроке направлено не на предметный результат. Сегодня в общеобразовательном учреждении личность ученика, и его личностные изменения в процессе учения занимают доминирующее место. Именно поэтому в школе с целью развития самодостаточной личности ребенка с речевыми расстройствами, формирования толерантных установок у нормально учащихся к детям с ОВЗ проводятся различные мероприятия, кружки в неурочной деятельности [2, с. 33-35].

Виды оказания помощи психолога, логопеда в требованиях ФГОС в общеобразовательном учреждении это: психологическое сопровождение учебной деятельности; психологическая помощь в развитии индивидуальности, социализации обучающихся; проведение коррекционных занятий с детьми с разной степенью отклонений в усвоении школьной программы.    

Среди задач логопеда и психолога подчёркиваются повышение интереса учащихся к учебным занятиям, развитие мотивационных качеств, самоконтроля, формирование универсальных учебных действий, обогащение словарного потенциала, грамматических умений, овладение навыками систематизации материала. Коррекционныеупражнения проводятся по мере выявления трудностей в учении. В коррекции моделируются коммуникативные ситуации, виды проблемного обучения. Применяются также задания и упражнения для развития интеллектуальных способностей учащихся. Учитываются факторы и формы речевого недоразвития. От психологического сопровождения учащихся в школе, зависит уровень развития и результат обучения детей [5, с. 637-639].

Логопед содействует реализации личностных качеств, формировании коммуникативных компетенций, выравниванию звукопроизношения. Логопед в консультативной форме с родителями сообщает о характере речевого нарушения и способах коррекции речевого развития. Родители присутствуют на логопедических занятиях с детьми, также на родительских собраниях логопед проводит информационно-просветительскую беседу о задачах, приемах работы на этапе коррекции.    

Таким образом, логопедическоевоздействие осуществляется в присутствии родителей, в процессе консультаций с родителями разъясняются причинные происхождения расстройств речи и способы общения с ребенком. Необходимо подчеркнуть, что школьный психолог обеспечивает психологическую безопасность – сопровождение детей с речевыми отклонениями в процессе обучения. Психологическая коррекция определяется как совокупность методов, направленных на исправление недостатков психики, неимеющих органического поражения мозга. Психологическая коррекция – вид психологической помощи, направленный на исправление особенностей развития, с помощью методов психологического вмешательства. Основной задачей психологической коррекции также является усовершенствование личности ребенка для социализации к окружающей среде. Психолог, наблюдая за деятельностью детей в процессе психокоррекции анализирует психическое состояние, выявляет нарушения в развитии. Беседуя психолог учит детей контролировать свои действия, формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением [4, с. 292-295].

Таким образом, психолог и логопед решают разные задачи в общеобразовательном пространстве, но согласованное воздействие этих специалистов позволяет скорректировать имеющиеся нарушения речи, что помогает ребенку адаптироваться и успешно обучаться в школе. 

                    

Список литературы

1. Газиева М.З., Яхьяева А.Х.Роль учителя – логопеда в системе инклюзивного обучения. // Известия: научный журнал. -Чеченский государственный педагогический университет. №4 (20). Грозный, 2017. С.192-196

2. Мусханова И.В., Яхьяева А.Х. О проблемах инклюзивного образования. Развитие науки в век информационных технологии. // материалы II-й международной научно-практической конференции часть 3.- г. Киев, 2016.- С.33-35

3. Мусханова И.В., Яхьяева А.Х. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. //Известия: научный жупнал. -Чеченский государственный педагогический университет. №3(15). 2016.-С.19-21

4. Мусханова И.В., Яхьяева А.Х. Арт-терапия как метод психологической коррекции. «Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации». Материалы XXVIII Международной научно-практической конференции, состоявшейся 25 мая 2019 г. в г. Пенза. С. 292-295

5. Яхьяева А.Х. Особенности работы педагога-психолога в школе Учитель создает нацию. // Материалы III международной научно-практической конференции. - 20 ноябрь 2018. 640 стр - С.637-639

УДК 159.9

Яхьяева Амина Хасановна

канд. пед. наук, доцент по кафедре специальной психологии и дошкольной дефектологии

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E-mail: amina.sp@mail.ru

Томкаева Танзила Измаиловна

Студентка 1 курса института педагогики,

психологии и дефектологии

Профиль «Логопедия»

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.028 с.)