Of communicative UUD in the design activity 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Of communicative UUD in the design activity



Abstract: in this article the pedagogical conditions for the formation of communicative UUD in the organization of project activities in a modern elementary school are defined and characterized. In the course of the analysis of scientific literature, the advantages of communicative УУД in project activities are highlighted, as well as typical mistakes of teachers in the formation of project activities. The paper also describes the pedagogical conditions for the formation of communicative UUD.

Key words: Communicativeness, project activity, pedagogical conditions, students, motivation.

 

Коммуникативность – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

Проектная деятельность в педагогике часто используется как дидактическое средство развития, обучения и воспитания учащихся, в более широком контексте – как средство формирования социально-активной личности.

Проектная деятельность может считаться успешной только в том случае, если в процессе осуществления её происходит личностное развитие учащихся, формируются умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, приходит понимание специфики творческой исследовательской и проектной работы.

Кроме того, внедрение проектной деятельности в учебный процесс во многом способствует усилению мотивации самой учебной деятельности, формирования коммуникативных УУД. Знания, полученные в результате проектной деятельности, позволяют улучшить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. К тому же самостоятельная работа учащихся, которую предполагает формирование коммуникативных универсальных учебных действий в проектной деятельности, в процессе обучения, стимулирует рост учебной мотивации и повышение интереса к учебе. Еще один плюс коммуникативных УУД в проектной деятельности – это творческий импульс школьникам, появление желания расширять свои знания, стремиться к саморазвитию [1].

Все вышеперечисленные преимущества формирования коммуникативных УУД в проектной деятельности возможны только при условии успешной ее организации со стороны учителя. Прежде чем включать проектную деятельность в учебный процесс, учитель должен подготовить все условия для ее осуществления. Процесс организации формирования коммуникативных УУД в проектной деятельности будет успешным только при соблюдении определенных педагогических условий [3].

Первым педагогическим условием формирования коммуникативных УУД в проектной деятельности является наличие социально или личностно значимой для школьников проблемы. С точки зрения учителя данное условие предполагает решение учебно-воспитательных и развивающих задач в учебном процессе.

Второе педагогическое условие – это обеспечение и стимулирование высокой мотивации исследовательской деятельности. Для учителей развитие мотивации учащихся является первоочередной задачей, так как, безусловно, мотивация – это неиссякаемый источник энергии для самостоятельности и творческой активности. Мотивацию учащихся можно стимулировать за счет прояснения школьникам актуальности проблемы, практической и социальной пользы проекта, оптимального сочетания заданий поискового и исследовательского характера.

Третьим педагогическим условием является реализация личностно-деятельностного и дифференциально-целостного подходов к организации формирования коммуникативных УУД в проектной деятельности. Это условие подразумевает активное личностное участие школьников в проектной деятельности, когда учитываются интересы, характер, особенности мыслительной деятельности каждой личности. Сущность целостного подхода заключается в непрерывной подготовке школьников к самостоятельному исследованию, проходящая как процесс решения учебных задач от более простых к сложным до тех пор, пока они сами не смогут самостоятельно провести поисково-исследовательскую работу.

Четвертое условие формирования проектной деятельности предполагает взаимосвязь и взаимовлияние учебной и проектной деятельности, то есть целью учебной деятельности учащихся является получение базовых знаний и умений, а внеклассная проектная деятельность должна интегрировать эти знания и умения и применять их для решения учебных проблем.

Пятым условием формирования коммуникативных УУД в проектной деятельности является обеспечение отношений сотрудничества между участниками проекта. Участники проекта должны сообща разработать цели и задачи проекта, совместно проявлять инициативу, уметь высказывать свои мысли, вследствие этого учитель должен формировать отношения сотрудничества между участниками на одной мотивационной основе.

И, наконец, учитель для эффективного формирования коммуникативных УУД в проектной деятельности должен стремиться избегать совершения типичных ошибок, совершаемых при организации проектной деятельности [4].

Российским педагогом А.В. Горячевым были выявлены следующие типичные ошибки учителей при формировании проектной деятельности:

‒ выполнять проектные задачи за детей или перепоручить выполнения задания родителям. Для того чтобы этого не произошло, учитель должен играть роль контролирующего наблюдателя, который в случае возникающих сложностей может оказать педагогическую поддержку;

‒ при выполнении исследовательского проекта важно не превратить его в реферат. Любой исследовательский проект не может обойтись без изучения каких-либо научных работ и без правильного изложения их содержания, но у школьника, выполняющего этот проект, должно быть свое мнение на изучаемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники;

‒ переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Эта проблема может возникнуть из-за того, что оценка дается по результатам презентации, а

презентуется именно результат проекта. Чтобы объективно оценить проект, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы [2].

Таким образом, результатом успешно организованной учителем проектной деятельности будет ощущение гордости и радости у школьника за полученный результат от реализованного проекта. Очень важно при завершении работы над проектом предоставить детям возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Присутствие родителей на презентации проекта также положительно повлияет на самооценку ребенка.

Список литературы

1. Голуб Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. – Самара: Профи, 2003.

2. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс до и после. – 2004. – №5.

3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – №7.

4. Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995.


УДК – 378,8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.007 с.)