Обучение творческому рассказыванию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение творческому рассказыванию



КАК УНИВЕРСАЛЬНОМУ СПОСОБУ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Методическая наука изыскивает эффективные средства речевого развития учащихся, т.к. информатизация всех сторон жизни повлекла за собой резкое падение речевой культуры в целом и владения устной формой в частности. В статье творческое рассказывание трактуется как универсальный способ развития речи младших школьников, рассматриваются методические возможности обучения творческому рассказыванию в процессе учебной деятельности учащихся.

Ключевые слова: развитие речи, устная речь, творческое рассказывание, учащиеся-билингвы, методы и приемы обучения, творческое воображение.

Kalmanova Tsiala Alekseevna

Cand. ped Sciences, Associate Professor, Department

of Methods of Primary Education

Chechen State Pedagogical University

Grozny, Russian Federation

TRAINING IN CREATIVE STORY AS A UNIVERSAL METHOD FOR IMPROVING THE SPEECH OF YOUNGER

SCHOOLCHILDREN

Аnnotation. Methodical science seeks effective means of speech development of students, because informatization of all aspects of life led to a sharp drop in speech culture in general and in possession of the oral form in particular. In the article, creative storytelling is interpreted as a universal way of developing the speech of younger schoolchildren, the methodological possibilities of teaching creative storytelling in the learning process of students are considered.

Keywords: speech development, oral speech, creative storytelling, bilingual students, teaching methods and techniques, creative imagination.

Одним из главных качеств современной личности является развитая речь, богатство мысли, креативное мышление и способность передать мысли при помощи речи. В начальной школе эти качества формируются в процессе целенаправленной работы над устной речью учащихся

В ряду видов работы, направленных на обучение устной форме речи, значительное место принадлежит творческому рассказыванию как универсальному способу совершенствования речи.

Целенаправленное обучение творческому рассказыванию позволит полнее использовать резервы, способствующие активизации творческого мышления, формированию у обучаемых-билингвов ясного, последовательного мышления, а также доказательной и стройной речи в ее устной форме.

Основами формирования у нерусских учащихся связной русской речи в целом и устной ее формы в частности являются принципы обучения языку. Важнейшими принципами, на базе которых должна строиться методика формирования и развития устной монологической речи учащихся, являются единство развития речи и мышления, взаимосвязь в развитии устной и письменной речи, учет особенностей родного чеченского языка.

Выбор методов и приемов обучения творческому рассказыванию младших школьников обусловлен спецификой творческого воображения в этом возрастном периоде, т.к. именно оно определяет способности учащихся к творческому рассказыванию.

Результаты процесса обучения учащихся начальной школы, как и других ступеней общего образования, определяются степенью сформированности у них универсальных учебных действий(УУД). Обучение учащихся-билингвов устной речи предполагает формирование таких УУД, которые обеспечивали бы свободное использование ими всего богатства русской речи, прежде всего в ее устной форме. Это во многом определяется эффективностью методов и приёмов, которые отбирает учитель для выполнения задач обучения на каждом его этапе. Выбор методов и приемов обучения творческому рассказыванию младших школьников обусловлен, кроме того, спецификой творческого воображения в этом возрастном периоде, т.к. именно оно определяет способности учащихся к творческому рассказыванию.

Остановимся подробнее на особенностях развития творческого воображения у детей в период обучения в начальной школе.

По мнениюВолгусновой Е. А., существуют разные точки зрения на природу процесса воображения. Согласно одной, воображение – это создание новых образов, но не новых мыслей, идей, понятий (В.В. Богословский, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский); согласно другой, воображение – это создание человеком чего-то нового – новых мыслей и образов, на основе которых возникают новые действия и предметы (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.) [1, с. 7]. Относительно условий, которые обусловливают формирование и развитие творческого воображения, Л.С. Выготский утверждает: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [2, с 27].

По мнению Л.С. Выготского, фантазия ребенка в отличие от фантазии взрослого строится на репродуктивных элементах и более возбудимых, чем у взрослых людей, чувствах и характеризуется большой раздражимостью, интенсивностью эмоций и скачкообразностью творческого процесса [3, с. 28].

Применительно к младшему школьному возрасту приведенные положения следует трактовать так: в этот период происходят коренные изменения в содержании познавательных процессов – восприятии, памяти и особенно воображении: они все больше приобретают осознанный и произвольный характер. Особая роль в новой для детей ведущей деятельности (учебной) принадлежит творческому воображению. Следовательно, в начальной школе необходимо создавать педагогические условия для развития творческого воображения по вектору: наглядно-образное – наглядно-критическое – вербальное [1, с. 26]. 

При всей интенсивности развития познавательных процессов у учащихся в начальной школе, творческое воображение развивается постепенно, опираясь на прежний опыт и одновременно включая приобретаемый во всех сторонах образовательной деятельности реальный жизненный опыт. Совершенно очевидно, что проявления творческого воображения напрямую зависят от характера и содержания этого опыта, от богатства и разнообразия жизненных впечатлений, от всего, что сохранено в его ассоциативной памяти.

Таким образом, в период обучения в начальной школе происходит преобразование воображения из репродуктивного, по характеристике Л.С. Выготского, механически воспроизводящего окружающую действительность, в творческое. Это создает максимально благоприятные условия для творческой речевой деятельности, одним из видов которой является творческое рассказывание.

 В методике развития речи детей «творческое рассказывание рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций» [4]. Из этого следует, что вся система работы по обучению творческому рассказыванию должна быть направлена на формирование перечисленных проявлений творческой речевой деятельности. Назовем основные, на наш взгляд, условия эффективного обучения творческому рассказыванию как средству речевого развития детей в период обучения в начальной школе.

-  Обогащение впечатлений от восприятия окружающей ребенка действительности: посещение культурных учреждений, сопровождаемое содержательными, эмоционально насыщенным комментариями и обсуждением взрослых; совместный с взрослыми и сверстниками просмотр мультфильмов, кинофильмов и их обсуждение; чтение книг и обмен впечатлениями с взрослыми и сверстниками, совместная продуктивная деятельность с взрослыми и сверстниками; экскурсии на природу и т.д.

- Постоянное обогащение словаря новыми словами, расширение значений уже имеющихся в запасе слов, активизация пассивного словаря, наполнение семантики слов эмоционально образной и оценочной смыслами.

- Усвоение учащимися закономерностей построения связной речи (текста), обучение текстовым умениям (подбор заголовка, выделение основной мысли, структурных элементов, определение языковых средств достижения коммуникативной задачи и т.д.).

- Умение смыслового восприятия литературного текста-образца.

- Понимание сути творческого рассказа как продуктивной деятельности, конечным результатом которого является новое речевое произведение – творческий (авторский) рассказ.

- Опора на опыт учащихся, адекватность речевой задачи интеллектуальным и эмоциональным возможностям учеников.

- Подбор тематики, соответствующей потребностям и интересам учащихся, обеспечение выбора учащимися соответствующих этому требованию тем для словесного творчества.

Методы и приемы обучения творческому рассказыванию должны быть направлены на обеспечение перечисленных условий эффективности работы.

Список литературы:

1. Волгуснова Е.А. Формирование творческого воображения в процессе продуцирования сказочных импровизаций и комических конструкций младшими школьниками: учеб-метод. пособие для работников сферы образования. – Шадринск: Каргапольский филиал ОГПУ «ШДП», 2012. – 200 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в младшем школьном возрасте. СПб., 1997. - 96 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 304с.

4. Трофимова М.В. Развитие речи учащихся через словарную работу в начальных классах // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования сборник статей всероссийской научно-практической конференции. 2017.- С. 108-113

 

УДК 342

Колоева Фарида Абдулхамидовна,

Кандидат экономических наук, доцент,

Ингушский государственный университет,

г. Магас, РФ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.014 с.)