Research of peculiarities of patriotism in children of younger school age 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Research of peculiarities of patriotism in children of younger school age



Annotation. The article discusses the features of the education of patriotism in primary school children. A description is given of experimental work to identify the characteristics of patriotism in primary school children. Methodical recommendations are formulated to parents and teachers of educational institutions for the education of patriotism in primary school children.

Key words: education, primary school age, patriotism, patriotic education, school.

 

В процессе решения проблем патриотического воспитания обучающихся школа, в первую очередь, направляет свои усилия на формирование у школьников ценностного отношения к явлениям жизни общества. В данной связи, как отмечает Г.М. Хафизова, «ключевой целью патриотического воспитания является формирование патриотизма, который выступает в качестве интегративного свойства личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [6].

Развитие патриотизма как качества личности, по мнению Т.К. Меркуловой, обусловлено как субъективными усилиями педагогического состава, родителей, общественных организаций, так и совокупностью объективных условий функционирования общества – спецификой государственного устройства, степенью правовой, политической, моральной культуры социума. При этом «патриотизм служит важнейшим структурным звеном базовой культуры личности» [4].

Специфика патриотического воспитания в младшем школьном возрасте обусловливается особенностями данного возрастного периода, а также моральным развитием личности младшего школьника в целом. Как отмечает Г.А. Павликова, такая специфика предопределяется, в первую очередь, общими особенностями данного возраста: «усиленной восприимчивостью младшего школьника к внешним воздействиям, выраженной возбудимостью его эмоциональной сферы, интересом к усвоению нового, яркостью восприятия, импульсивностью поведения т.д. [5].

В ходе экспериментальной работы по выявлению особенностей формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста опытно-экспериментальной базой исследования послужило МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 г. Йошкар-Олы», дети младшего школьного возраста в количестве 25 человек, из них 14 мальчиков и 11 девочек в возрасте от 8 до 9 лет.

Изучение особенностей патриотизма у детей младшего школьного возраста дало возможность получить предоставление касательно наличия тех или иных проблем и разработать требуемые меры.

С целью выявления социально-психологических особенностей патриотизма у детей младшего школьного возраста был подобран и апробирован перечень методик диагностики:

- методика Т.М. Масловой, позволяющей выявить уровень патриотической воспитанности («Я – патриот», «Мое отношение к Малой Родине»);

- методика, направленная на изучение социализированности личности обучающихся, которая была разработана профессором М.И. Рожковым.

В ходе исследования значимую роль играл набор критериев по выявлению уровней патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования.

Благодаря мотивационно-потребностному критерию можно охарактеризовать степень выраженности интереса младших школьников к «Малой Родине», частоту проявляемых устремлений школьников к патриотической деятельности, потребности в знакомстве с историей «Малой Родины» (речь идёт об освоении области, расселении, традициях, обычаях, фольклоре и др.). Когнитивно-интеллектуальным критерием предусматривается исследование полноты осведомлённости младших школьников об истории «Малой Родины», оценочного отношения к ней, уровня знаний сути патриотизма. Благодаря эмоционально-чувственному критерию можно получить представление о том, как именно проявляются патриотические эмоции и чувства у младших школьников по отношению к «Малой Родине», в чем заключается специфика проявления соответствующих чувств. Наконец, благодаря поведенческо-волевому критерию можно анализировать степень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по использованию знаний о «Малой Родине» (речь идёт об участии в акциях по облагораживанию города, участии в спортивных соревнованиях, праздничных мероприятиях и т.д.), Кроме того, данный критерий позволяет охарактеризовать поступки, поведение в отношении друг с другом, к классной комнате, к школе и её имуществу, к делам за пределами школы.

Исследование состояло из 3 этапов. В рамках установочного этапа осуществлялся выбор темы, проводился анализ методической и социально-психологической литературы, подбирался диагностический материал. На диагностическом этапе проводились анкетирование и тестирование с детьми младшего школьного возраста, что было направлено на выявление особенностей развития патриотизма. Кроме того, на данном этапе осуществлялся анализ результатов по выявлению социально-психологических особенностей патриотизма у детей младшего школьного возраста. Что касается методического этапа, то в его рамках определялся уровень патриотизма у детей младшего школьного возраста, а также разрабатывались рекомендации касательно воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста.

При оценке уровня патриотизма на основе методики Т.М. Масловой «Я-патриот» обучающихся с низким уровнем патриотизма выявлено не было, с уровнем «ниже среднего» - 4% (1 человек), со средним уровнем – 28% (7 человек), участников эксперимента с высоким уровнем патриотизма выявлено 68% (17 человек). В ходе оценки полученных данных было выявлено, что большая часть обучающихся обладает высоким уровнем патриотизма. Кроме того, оценив результаты исследования, нам удалось выявить, что некоторые обучающиеся обладают средним и низким уровнями социальной адаптированности.

При оценке уровня патриотизма на основе методики Т.М. Масловой «Мое отношение к Малой Родине» обучающихся с низким уровнем и уровнем «ниже среднего» выявлено не было, со средним уровнем – 16% (4 человек), участников эксперимента с высоким уровнем патриотизма выявлено 84% (21 человек).

При оценке уровня социализированности личности на основе методики М.И. Рожковаобучающихся с низким уровнем социальной адаптированности оказалось 8% (2 человека), участников эксперимента со средней степенью развития социальных качеств выявлено 40% (10 человек), с высокой степенью социализированности ребенка выявлено 52% (13 человек).

В ходе анализа результатов исследования было отмечено, что дети проявляют готовность к активным действиям, к встречам с новыми людьми, характеризуются открытостью для получения жизненного опыта. Их внушительный запас энергии и сил предоставляет преподавательскому составу обширный и многогранный потенциал для патриотического воспитания. Дети младшего школьного возраста с интересом принимают участие в разнообразных видах деятельности, откликаются на поручения, готовы трудиться на пользу обществу. Это свидетельствует в пользу того, что данный возрастной период можно считать наиболее подходящим для воспитания патриотизма, для развития интереса к социальным явлениям, к жизни своей страны.

С учётом результатов диагностики нами был разработан перечень рекомендаций для педагогов, детей и их родителей, касающихся воспитания патриотизма. Ключевой задачей родителей, психологов и педагогов является вовлечение детей в интересные занятия и обсуждения, нахождение времени, возможностей для совместного плодотворного общения.

Так, отдельное внимание было уделено роли уроков литературного чтения в патриотическом воспитании младших школьников. По замечанию Г.И. Ефремовой, «в школе именно на уроках литературного чтения, прежде всего, начинают закладываться нравственные представления, а также качества ребёнка» [2].

Художественные произведения, которые изучаются в школе, должны «учить правильно жить, совершать поступки, проявляя искренность, относиться с уважением к людям и к самому себе, любить свою Родину» [3].

Вместе с тем, не только в сказочных формах, но и в пословицах, мудрости нашего народа младшие школьники черпают представления о патриотизме. Именно поэтому следует сделать акцент на фольклорных произведениях, которые служат благодатным источником и базисом в деле патриотического воспитания.

Среди рекомендаций для педагогов общеобразовательных учреждений значимое место, как отмечает А.Я. Данилюк, занимает усовершенствование патриотического воспитания, которое реализуется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, в частности:

- в проведении военно-спортивных играх (пример: «Зарница»);

- в оздоровительно-спортивных играх (пример: «Папа, мама, я – спортивная семья»);

- в викторинах (пример: «Знаешь ли ты Конституцию»);

- в тренингах (пример: «Общение по правилам», «История про себя»);

- в диалоговой рефлексии;

- в игровых ситуациях [1].

Перечень рекомендаций по воспитанию патриотизма у младших школьников должен касаться и родителей.В данной связи, в первую очередь, родителям следует общаться с детьми на такие темы, как: история семьи, знакомство со своим городом, улицами (иными словами, с Малой Родиной), знакомство с фольклором и народными промыслами, легенды о достопримечательностях. Родителям рекомендуется прибегать к использованию тематических игр, поскольку младшие школьники лучше усваивают знания в игровой форме.

Дальнейшие перспективы в отношении исследования особенностей патриотизма у детей младшего школьного возраста не утратят своей актуальности, поскольку тема патриотизма является одной из основных, если говорить о духовной жизни страны (как в ретроспективе, так и с прицелом на будущее). Патриотизм относится к одной из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Подводя итоги, следует отметить, что от того, каким образом будет выстроена работа по патриотизму во всех школах нашей страны, в значительной степени зависит успешное разрешение столь сложной проблемы современной жизни. Анализ результатов диагностики показал, что необходимо продолжать работу с детьми младшего школьного возраста для дальнейшего формирования у них патриотизма.

 

Список литературы

1. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации / Под ред. А.Я. Данилюка. –М.: Просвещение, 2011 в 2 ч.

2. Ефремова Г.И. Патриотическое воспитание школьников / Г.И. Ефремова // Воспитание школьников. - 2015. - № 8. - С. 17-21.

3. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2017. - 432 с.

4. Меркулова Т.К. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников / Т.К. Меркулова // Начальная школа. - 2018. - № 4. - С. 24-28.

5. Павликова Г.А. Патриотическое воспитание младших школьников средствами культурно-досуговой работы / Г.А. Павликова // Научный вестник Гуманитарно-социального института. - 2018. - № 7. - С. 3.

6. Хафизова Г.М. Проблема гражданско-патриотического воспитания младших школьников / Г.М. Хафизова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 7.1 (22). - С. 128-129.

 


УДК 373.31

Эльсиева Марха Султановна

Старший преподаватель кафедры методик

начального образования

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E-mail: elsiieva@mail.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.5.218 (0.011 с.)