Formal constitutional formation of the Chechen Republic as a subject of the Russian Federation 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Formal constitutional formation of the Chechen Republic as a subject of the Russian Federation



Annotation. The article gives the author's definition of federalism, highlights the features of the Russian Federation model. The author analyzes the regularities of state building in the subjects of the Russian Federation at the present stage, in particular in the Chechen Republic. The author believes that the Constitution of the Chechen Republic reflected the contradictory nature of the formation of modern Russian federalism, especially its formation. It is concluded that it is necessary to bring the name of the Chechen Republic into line.

Keywords: legal status, subject, authorities, Constitution, legislation, federalism.

 

Конституционные поправки и изменения в Чеченской Республике в значительной степени осуществлены под воздействием требований федерального законодательства, однако предопределены динамикой социально-политических процессов в республике. Они отражают содержательную сторону конституционных реформ в отдельно взятом субъекте Российской Федерации, и имеет богатый материал для развития теории и практики конституционных реформ единой страны. Международно-правовые нормы, внутригосударственное законодательство страны довольно полно и четко отражают статус Чеченской Республики в составе современной Российской Федерации.

Глубокое осмысление действительности дает возможность оптимистического взгляда на потенциал федерализма в России, имеющий перспективы. Здесь сошлемся на мнение М.В. Баглая: «Весьма трудно совместить принцип равноправия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются государствами, а другие в лучшем случае только некими государственными образованиями. Возникает также ряд вопросов, является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноценным конституции, и если да, то почему они по-разному называются, если же нет, то можно ли говорить о равноправии?» [1]. Нам же представляется, что в данном случае речь идет о разнообразии названий субъектов Федерации, а не о расхождении их прав.

Теоретически, казалось бы, симметричная модель всегда предпочтительнее, поскольку она исходит из того, что структурными составляющими являются субъекты, которые равноправны. Это, действительно, может способствовать снятию напряженности в отношениях федерации и субъектов, обеспечить пропорциональную политику, реализуемую федеральной властью в отношении разных частей федерации. Вместе с тем хорошо известны примеры распада симметричных федераций: СССР, Чехословакии, Югославии. С другой стороны, асимметричные федерации в определенной степени опираются на объективно существующие исторические, национальные, социально-экономические, географические и иные условия и учитывают их в организации федеральных отношений. Таким образом, любая модель федерализма может оказаться лучшей для конкретной страны, если она соответствует конкретным условиям и наиболее полно обеспечивает свободное развитие государства.

Федерации в соответствии с наличием права на сецессию, наличия реальной возможности у субъектов осуществить выход из их состава могут быть классифицированы на определенные группы. Теоретически проблема права выхода субъекта из состава федерации может возникнуть только в том случае, когда федерация образована на основе союза государств. Такие положения закреплялись, к примеру, в Договоре о создании в 1922 г. Союза ССР, а затем в конституциях СССР 1936 и 1977 г. В федерациях же, которые основаны на автономии ее субъектов, не существует юридических оснований закрепления права сецессии.

Отмеченные особенности российской модели федерации следует дополнить целым рядом положений фундаментального характера, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации: демократический и правовой характер российского государства с республиканской формой правления (часть 1 статьи 1 Конституции РФ); провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (статья 2 Конституции РФ); народовластие – носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 3 Конституции РФ); недопустимость присвоения власти, что преследуется федеральным законом (часть 4 статьи 3 Конституции РФ); распространение суверенитета РФ на всю ее территорию и обеспечение ею целостности и неприкосновенности своей территории (части 1 и 3 статьи 4 Конституции РФ); верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (часть 2 статьи 4 Конституции РФ); единство и равенство гражданства РФ, недопустимость лишения его или права изменить его (части 1, 2 и 3 статьи 6 Конституции РФ); социальный характер российского государства (части 1 и 2 статьи 7 Конституции РФ); гарантированность в РФ единства экономического пространства, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности (части 1 и 2 статьи 8 Конституции РФ); использование и охрана земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9 Конституции РФ); признание идеологического и политического многообразия (части 1 и 3 статьи 13 Конституции РФ); недопустимость установления какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной (часть 2 статьи 13 Конституции РФ); светский характер российского государства (часть 1 статьи 14 Конституции РФ); отделение от государства религиозных объединений и равенство их перед законом (часть 2 статьи 14 Конституции РФ); высшая юридическая сила Конституции РФ и ее прямое действие на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (часть 1 статьи 15 Конституции РФ); обязательность официального опубликования законов; признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров составной частью правовой системы РФ и их приоритета перед внутригосударственным законодательством (часть 4 статьи 15 Конституции РФ) [2].

Формально-конституционное становление Чеченской Республики в качестве субъекта Российской Федерации было оформлено принятием Конституции Чеченской Республики 23 марта 2003 года [3].

Данный процесс носил непростой характер. Он протекал в условиях действия КТО на Северном Кавказе. Значительная часть населения находилась за пределами республики, и не только на остальной территории Российской Федерации, а за рубежом страны. Сама процедура принятия Конституции, опубликования ее проекта, получение широкой поддержки ее положений от населения вызвали повышенный интерес в стране и мире.

Проект Конституции Чеченской Республики был опубликован в «Российской газете». В научных кругах текст Конституции и ее отдельные положения подверглись обстоятельному анализу. При этом следует подчеркнуть и то обстоятельство, что в Чеченской Республике Основной Закон (Конституция) принимался позже остальных республик Российской Федерации. Тем самым важно стало, что положение части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации о Чеченской Республике, как субъекта единого федеративного государства, получило свое логическое развитие в Основном Законе данного субъекта федерации [5].      

Вместе с тем Конституция Чеченской Республики не избежала недостатка конституций республик периода «парада суверенитетов». В частности, положения и принципы федеративного устройства России и правового статуса Чеченской Республики в первоначальной редакции Конституции Чеченской Республики нашли отражение в провозглашении ее в качестве демократического социального правового государства с республиканской формой правления (часть 1 статьи 1). Здесь же во втором абзаце было сказано: «Суверенитет Чеченской Республики выражается в обладании всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики и является неотъемлемым качественным состоянием Чеченской Республики».

Известно, что государственный суверенитет означает верховенство и независимость государственной власти внутри территории государства и по отношению к другим государствам. Путем объединения некогда самостоятельные образования с момента этого объединения окончательно и бесповоротно отказываются от своего государственного суверенитета в пользу союза, сохраняя при этом определенную самостоятельность в соответствии с конституцией федерации. При других вариантах решения вопроса государственного суверенитета данное объединение государств будет иметь признаки конфедерации, которую нельзя признать государством в полном смысле слова. В связи с этим только федеральная власть, несмотря на деление власти в федеративном государстве по вертикали, является высшей государственной властью, соответственно, только ей присущ государственный суверенитет.

В мировой практике известны случаи, когда конституции некоторых федеративных государств (например, Мексики, Швейцарии), используют термин «суверенитет» применительно к субъектам федерации. Однако при этом суверенитет субъектов федерации ограничивается внутренними делами регионов. Следовательно, смысл подобных формулировок в конституциях названных стран понятен: субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом.

Назвав Чеченскую Республику государством, Конституция Российской Федерации предопределила необходимость политико-юридической оценки данного положения, связанного с анализом такого важного качества политии, как суверенитет. Однако, как правильно отмечается в литературе, «… эти черты никак не делают субъекты РФ, в том числе и республики, равными самому федеративному государству» [4].

Как представляется, Конституция Чеченской Республики отразила противоречивый характер становления современного российского федерализма, особенности его формирования. Формирование отечественной модели федерализма происходило в непростое время в истории России. Оно было обусловлено не только внутригосударственными обстоятельствами, но и глобальными изменениями восприятия федерализма.

С отмеченных позиций интересным должен представляться отражениехарактерных черт российской модели федерализма в положениях Конституции Чеченской Республики.

В рассматриваемом ракурсе речь идет о формально-юридической стороне закрепления правового статуса Чеченской Республики, отражение особенностей конституционного устройства субъекта Российской Федерации и соотношения конституционно-правовых норм федерации и ее субъекта.

Как представляется, данные реалии должны отражать не только черты и признаки модели российского федерализма, но и характерные проявления федерализма как социальной теории и направления политической мысли.

В действующей редакции Конституции Чеченской Республики в части 1 статьи 1 сказано: «Чеченская Республика (Нохчийн Республика) есть демократическое государство в составе Российской Федерации».

Как отмечает ученый-конституционалист Л.Э. Гумашвили, «восторжествовал отечественный подход о единстве и неделимости государственного суверенитета и принадлежности его исключительно единому федеративному государству Российской Федерации» [4].

Вместе с тем остался, как представляется, не до конца определенным в установленном Конституцией страны порядке вопрос о названии субъекта федерации. Ведь в статье 65 ее Конституции данный субъект назван «Чеченской Республикой», а по Конституции Чеченской Республики – «Чеченская Республика (Нохчийн Республика)». Для включения нового названия субъекта Федерации в статью 65 Конституции страны требуется соблюдение установленного для этого порядка.

 Вопрос, о переименовании субъекта Федерации был решен в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» [6]. В Постановлении предлагается способ разрешения возникших противоречий: «При возникновении споров между органами федеральной властью и регионом использовать согласительные процедуры и другие полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации».

Таким образом, несмотря на то, что решение по изменению наименования субъекта Российской Федерации, принимается субъектом Российской Федерации самостоятельно, по сути дела, внесение нового индивидуализирующего элемента наименования субъекта Российской Федерации в статье 65 Конституции Российской Федерации предполагает соблюдение правила взаимного согласия.

Расхождение в наименовании субъекта Российской Федерации касательно Чеченской Республики имеет место по объективным причинам. Ведь Конституция страны принималась в 1993 году в непростое время взаимоотношений Федерации и нелегитимных органов власти республики, а Конституция Чеченской Республики принималась в 2003 году в период действия контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.

Представляется, что отмеченное выше несоответствие по наименованию субъекта Федерации, и устранению всех недоразумений, связанных с законодательным определением конституционно-правового статуса Чеченской Республики разрешило бы принятия отдельного конституционного закона страны по этим вопросам.

 

Список литературы

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 7-е изд. изм. и доп. – М.: 2008. – С. 52.

2. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года на референдуме РФ. //СПС консультантПлюс

3. Конституция Чеченской Республики. Принята 23 марта 2003 года на референдуме Чеченской Республики //СПС Консультант Регион

4. Гумашвили Л.Э. Элементы федеративного статуса Чеченской Республики /Академия наук Чеченской Республики, 2009. – №2 (11). – С. 175-179

5. Иналкаева К.С. Конституционно-правовой статус Чеченской Республики (учебное пособие) / Грозный: издательство Чеченского государственного университета, 2016. – 160 с.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 5-П. «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс

УДК 342.5

Иналкаева Казбан Саматовна

 кандидат юридических наук, доцент

и.о. заведующего кафедрой правовых дисциплин

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Российская Федерация, г. Грозный

Email Kazban1961@mail.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.41 (0.031 с.)