Гуманистическая направленность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистическая направленность



ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР

УСПЕШНОСТИ РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. Современные тенденции развития общества обусловили потребность в гуманизации системы образования. В этой связи перед педагогами, особенно начальной школы встает задача усвоения традиций гуманной педагогики, принять их как неотъемлемую часть своего профессионального кредо.

Ключевые слова: гуманность, гуманная педагогика,проблема гуманистического образования, принципы гуманизма.


Alkhastova Sima Rizvanovna

Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology, 5 year

Chechen State Pedagogical University

Grozny, Russian Federation

Kalmanova Tsiala Alekseevna

 Cand. ped Sciences, Associate Professor, Department

of Methods of Primary Education

Chechen State Pedagogical University.

Grozny, Russian Federation

 

HUMANISTIC DIRECTION OF THE PEDAGOGICAL

PROCESS AS A FACTOR OF SUCCESSFUL

SOLUTION OF EDUCATIONAL PROBLEMS

.

Annotation. Modern trends in the development of society have necessitated the humanization of the education system. In this regard, teachers, especially elementary schools, are faced with the task of mastering the traditions of humane pedagogy, to accept them as an integral part of their professional credo.

Key words: humanity, humane pedagogy, the problem of humanistic education, principles of humanism.

 

Позвольте ребенку заглянуть внутрь себя

и увидеть богатство Души...

Ш. Амонашвили.

 

Современное общество все еще не нашло пути решения сложнейших и актуальнейших проблем гуманизации системы образования, подготовки школьников к будущей взрослой жизни в новых социально-экономических условиях. Требуют новых подходов вопросы трудового и нравственного воспитания, состояния и развития детства, семьи. Общество и государство до сих пор не решили проблему растущей безнравственности, воспитания детей из социально неблагополучных семей. Вместе с тем, в трудах педагогов-исследователей второй половины ХХ в. накоплен богатый опыт решения таких проблем, который вполне можно трансформировать и применять в современных условиях.

Проблема гуманистического развития человека исследована в науке достаточно подробно, прежде всего – философами (Аристотель, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант). Разработка педагогических аспектов проблемы содержится в трудах Я.А. Коменского, Ф.А.В. Дистервега, М.Н. Берулавы, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, С. Френе (общепедагогические подходы к гуманизации образования); Ш.А. Амонашвили, Б.С. Гершунский (личностно-гуманистические подходы к детям); Б.М. Бим-Бада, Д. Дьюи, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. К.Д. Ушинского (педагогика прогресса и национальное воспитание). Психологические аспекты гуманизации личности рассмотрены в работах В.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Д. Левитова, С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, А.Г. Асмолова, Д.Б. Богоявленской, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, Д.И. Фельдштейнаи др.

Каждый будущий педагог, который собирается работать с детьми, должен ознакомиться с наследием выдающихся педагогов прошлого, чтобы на этой основе в современной системе образования реализовать принципы гуманной педагогики.

Главное, что должны помнить педагоги -учителя - это то, что дети - это не объекты для воспитания, а некие личности, которые уже с чем-то пришли к нам, и в чем-то эти личности могут быть мудрее нас. Допустив это, мы можем многому научиться у них учиться, например, видению мира, безусловному восприятию всего, что их окружает и т.д.

 Основная проблема многих учителей, а также и родителей состоит в том, что что они воспринимают гуманную педагогику только в одном, узком ее аспекте – необходимости умения любить ребенка, тогда как гуманная педагогика включает в себя еще много аспектов, знание которых, принятие их в свое профессиональное кредо обеспечит успешность решения педагогических, воспитательных задач.

 Еще одна проблема современной педагогики заключается в том, что человеческий подход к ребенку сейчас в большей части вытесняет технологически-достигательский подход, который предполагает стремление идти вперед, достигать большего количества целей. Но если только на это делать акцент, ребенок может вырасти глубоко несчастным человеком. Дети очень хотят нравиться взрослым, и если их загонять в определенные рамки, то моменты, когда у них что-то не получается, могут приводить их в глубоко несчастное состояние. Поэтому не следует ставить ребенку какие-то рамки или сравнивать его с кем-то другим. Вместо этого можно научить его сравнивать себя с самим собой: «Какой я был вчера? Какой я был месяц назад?» и т.д.

Мнения, что такой подход в образовании пагубен для ребенка придерживались К.Д. Ушинский и Н.И. Пирогов, они считали, что гуманное образование должно составлять главную цель низших, средних и даже отчасти высших учебных заведений, что реальное направление в образовании пагубно для человека, если он прежде не был развит гуманно, что оно сушит, убивает в нем человека [1].

Ведь какая школа помогает ребенку познать себя?! Где, кроме уроков анатомии, идет разговор о нем самом, как о человеческом существе, где учат способам самопознания, умению справляться с самим собой? Нигде! Может, поэтому школа по-настоящему и не готовит ни к жизни, ни к труду, а только укрепляет общественный предрассудок: кто дольше просидел на ученической скамье, тот и образованный человек.

 Вот почему всякая школа, позабывшая изречение Спасителя: «Не о хлебе едином жив будеши», и приготовляющая ребенка только к материальной жизни, как бы утонченна эта жизнь ни была и сколько бы ни требовалось для нее познания, не выполняет своего назначения: она не приготавливает человека к жизни, но на первых же шагах сбивает его с настоящей дороги [2].

 Всякая школа, должна показать ребенку прежде всего то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества. Без этого все фактические познания – иди они даже до глубочайших математических или микроскопических исследований - не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве [ 3].

В последние годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются в России и в мире академиком РАО Ш.А. Амонашвили, возглавляющим в настоящее время лабораторию Гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете. Его книги «Здравствуйте дети», «Как живете дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и многие другие, а также издаваемая Издательским домом Ш.Амонашвили «Антология гуманной педагогики», являются настоящей педагогической мастерской для многочисленных его последователей.

Историко-теоретический анализ и изучение современного состояния проблемы гуманизации школьного образования свидетельствуют о том, что обучение и воспитание на принципах гуманной педагогики в полной мере обеспечивает формирование личности, ориентированной на созидательную деятельность во благо прогресса, страны, народа¸ нации, потомков. Однако исследователи справедливо утверждают, современная начальная школа в обучении и воспитании подрастающих поколений не достигла еще того уровня, которого требует Федеральный государственный образовательный стандарт. Как правило, гуманизация и гуманитаризация обнаруживают себя, преимущественно, фрагментарно в подходах к обучению и воспитанию младших школьников отдельных учителей, отдельных уроков по разным предметам. Это дает, бесспорно, свои положительные результаты. Однако, на наш взгляд, обучение и воспитание в начальной школе на принципах гуманной педагогики пока не имеет системного характера, тогда как что любая идея, всякая концепция в полной мере реализуется в системе.

Список литературы:

1. Ушинский К.Д. Избрание педагогических сочинений.:В 2 т.-Т.1 – М.,1953. С. 140-154.

2. Ушинский К.Д. Избрание педагогических сочинений.:В 2 т.-Т.1 – М.,1953. С. 302-326.

3. Ушинский. - Переиздание. М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.- 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

УДК 371.3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.005 с.)