Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Aspects of Olympiads developmentСодержание книги
Поиск на нашем сайте
IN EDUCATIONAL PRACTICE Annotation. The article deals with the actual problem of development of Olympiads in educational practice in modern conditions. The characteristic features of the Olympiads are presented. Four stages of development of subject Olympiads in Russia are revealed. Keywords: subject Olympiad, development, stage, characteristic, formation, educational practice, function.
Каждый индивид с рождения ориентирован на соревновательную позицию в социуме. Необходимость быть лучше, превосходить своих сверстников по некоторым достижениям, а главное получать от окружающих людей оценку своих умений - вот в чем состоит потребность каждого, в особенности молодого человека, который находится в процессе развития. Предметные олимпиады для школьников – это один из видов соревновательной деятельности, который год от года становится все популярнее и популярнее, чем это было раньше. Прежде чем излагать общую характеристику школьных олимпиад, их место и роль в современном образовательном пространстве, следует остановиться на самом определении предметных олимпиад. Существует множество определений, даваемых предметным олимпиадам. Например, рассмотрим, какие определения даёт Беленкова Ж.Т.: 1. Предметная олимпиада – состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. 2. Предметная олимпиада – это познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности[1]. 3. Предметная олимпиада - соревнования учащихся по общеобразовательным предметам, способствующие выявлению талантливых учащихся. 4. Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Существует множество и других определений «предметной олимпиады», однако, так или иначе, их смысл сводится к одной общей идеи, которую можно обозначить следующим образом: предметная олимпиада для детей, подростков и молодежи – это дополнительное, внеучебное, равноправное мероприятие-конкурс в виде добровольного состязания для наиболее успешных либо заинтересованных школьников (либо студентов) по какому-либо учебному школьному предмету (либо профессиональной дисциплине), в результате которого выявляются победители и призеры. Нельзя не отметить то, что решение олимпиадных заданий способствуют структурированию знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся законов, теорий и важнейших научных понятий. Процесс подготовки к решению задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, развивает умение нестандартно мыслить, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи высокого уровня сложности является одним из показателей уровня развития логического мышления учащихся, а также глубины усвоения учебного материала. Гурулев Д. Н. считает, что главной целью проведения предметных олимпиад среди школьников (студентов) является выявление и поддержка талантливой молодежи в образовательной среде [2]. Предметные олимпиады в системе российского образования выполняют множество функций. Рассмотрим некоторые из них. 1. Пропаганда специализированных научных знаний среди молодежи, выявление талантливой молодежи, мотивация учащихся через внесение соревновательного элемента в обучение. Другими словами, это развитие общей культуры подрастающего поколения посредством формирования у школьников научных форм мышления, которое станет основой для творческого подхода к собственной деятельности. 2. Предметные олимпиады высокого уровня выполняют функцию своеобразного социального лифта, позволяя талантливым провинциальным школьникам, показавшим высокие результаты на олимпиаде, получить качественное высшее образование путем предоставлении льгот ее победителям при поступлении в высшие учебные заведения. 3. Предметные олимпиады школьников также выполняют важную социализирующую функцию, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма. 4. Олимпиады школьников, в том числе и по истории, способствуя пропаганде науки и образования, выявляет наиболее талантливых и подготовленных школьников, ориентируя их на продолжение образования в определенных высших учебных заведениях. 5. Помимо выше обозначенных функций, с момента проведения первых международных соревнований по настоящее время, у предметных олимпиад появилась еще одна функция – поддержание престижа страны. Несмотря на то, что предметные олимпиады не столь популярны, как международные спортивные мероприятия, они являются одним из показателей эффективности образовательных систем различных стран, в том числе и России. Каждая страна заинтересована, чтобы учащиеся именно её образовательных учреждений получили лидирующие места на предметной олимпиаде, поэтому почти во всех странах проводятся особые мероприятия, направленные на подготовку школьников (студентов) к международным предметным олимпиадам. 6. Не менее важной функцией предметных олимпиад школьников является формирование чувства патриотизма. Дело в том, что проведение олимпиад в различных городах России способствует знакомству учащихся с историей Родины, с различными народами и их культурой. Поэтому заключительные этапы олимпиад для школьников проходят, как правило, в городах, которые имеют не только хорошую материально-техническую базу для проведения олимпиады, но и славятся своей богатой историей, культурными и научными традициями. 7. Нужно отметить, что положительные функции предметные олимпиады выполняют не только по отношению к участникам олимпиад (школьникам и студентам), но и по отношению к организаторам олимпиад, обеспечивая профессиональный рост и самосовершенствование работников образования в составе методических комиссий в процессе подготовки оригинальных олимпиадных заданий, а также в процессе их организации. Таким образом, рассмотрев определение, цели и функции предметных олимпиад, следует обратиться к истории становления предметных олимпиад, соблюдая научный принцип историзма. Проведение предметных олимпиад берет свое начало еще из античности и средневековья. Возникнув в Древней Греции в 776 году до н.э. олимпиады стали большими праздниками, включающими в себя не только различные спортивные соревнования, но и конкурсы искусств. Конкурсы по решению задач также исторически были названы олимпиадами. Тогда интеллектуальные соревнования, проводившиеся исключительно в университетах, были посвящены богословию и естественным наукам. До XIX века вообще наука воспринималась в социуме как одна из областей философии, поэтому интеллектуальные соревнования проводились только среди взрослого населения, имеющего профессиональные компетенции. Позже в XIX веке интеллектуальные соревнования стали проводиться для студентов, а также и для одаренных школьников. Если рассматривать историю становления предметных олимпиад в России, то современные исследователи данной проблематики выделяют 4 основных этапа в становлении олимпиадного движения школьников в России [20]. Необходимо кратко рассмотреть каждый из них. · Первый этап начинается в конце XIX века и продолжается до конца 50-х гг. XX века (к. XIX века – к. 50-х гг. XX века). В России конкурсы по решению задач получили развитие в конце XIX века. В 1884 году профессор Киевского Университета В.П. Ермаков стал издавать «Журнал элементарной математики». С 1885 года в этом журнале ежегодно публиковались так называемые «задачина премию». Сегодня этот конкурс можно рассматривать как прообраз заочных олимпиад. Необходимо подчеркнуть, что развитие данного этапа связано с расцветом точных и естественных наук. Основными деятелями данного периода принято считать: Б. Н. Делоне (математика), В. А. Тартаковского (химия) и О. К. Житомирского (геометрия). В 1934 г. в городе Ленинграде Борисом Николаевичем Делоне была проведена первая в истории СССР математическая олимпиада. Начиная с 1934 г., в центральных городах СССР организовывались и проводились предметные олимпиады. Основными проблемами данного периода исследователи называют недостаточный охват учащихся в регионах, недостаточную информированность общественности, нехватку методического обеспечения, а также слабую проработку структуры и форм организации олимпиад. Задания олимпиад тех лет почти не выходили за рамки элементарных вопросов школьной программы, что позволяло привлечь к участию в них широкий круг школьников. · Второй этап (60-е гг. XX века – 80-е гг. XX века) связан с великими деятелями-физиками данного периода: П. Л. Капица, И. К. Кикоин, Ю. А. Осипьян. В 1964 г. министр просвещения СССР М. А. Прокофьев подписал приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников. С этого момента повсеместно начали проводиться единые Всероссийские олимпиады. Тогда же было принято решение о создании объединенного Оргкомитета олимпиад, первым председателем которого стал академик П. Л. Капица. Именно создание в 1964 г. комитета по проведению олимпиад укрепило связь между учеными и учителями, вследствие чего наладилось взаимодействие между органами образования и высшими учебными заведениями. С 1967 г. стали проводиться Всесоюзные олимпиады. Особое внимание по-прежнему уделялось предметным олимпиадам точных наук (математика, физика, химия). Школьники, побеждающие во Всесоюзных олимпиадах, принимали участие в международных олимпиадах. Главными проблемами данного периода принято считать нехватку нормативных документов по организации и проведению предметных олимпиад, а также недостаточную разработку методического обеспечения (сборников, задачников, методических пособий и т.д.). · Третий этап развития рассматривается в контексте хронологических рамок от конца 80-х гг. XX века по нач. 2000-х гг. В конце 80-х годов основной целью олимпиады стало углубление знаний школьников. Это привело к постепенному повышению сложности заданий. Тенденция многократно усилилась в 90-х - 2000х годах. Так, основная задача олимпиад 1930-х-1980-х гг. – развитие личности школьника, причём не обязательно талантливого, в положении 1997 года фактически заменена другой задачей: выявлением одарённых детей. На конец XX века пришелся расцвет олимпиад по гуманитарным дисциплинам: литературе (1995), русскому языку (1996), истории (2000), обществоведению (2001, 2005), иностранному языку (1998 –английский, 2000 – немецкий, 2002 – французский), праву (2001/2002).Важным достижением данного этапа стало принятие в 1993 г. первого в истории «Положения о Всероссийской олимпиаде школьников», где нормативно была прописана схема организации и проведения предметных олимпиад для школьников. Именно в 90-е гг. в периодической печати широко освещаются вопросы, касающиеся предметных олимпиад. С этого же времени получают большее распространение предметные конкурсы, в том числе и по истории. На данном этапе можно отметить возникновение проблемы спада интереса к предметным олимпиадам среди учащихся, понижения результативности в международных олимпиадах. И также по-прежнему наблюдалась нехватка в методическом обеспечении предметной олимпиады. · Четвертый этап (нач. 2000-х гг. – по настоящее время) характерен следующими особенностями: централизованное проведение олимпиад с хорошо выработанными формами и методами их организации, осуществление информирования общественности о проведении школьных олимпиад посредством сети Интернет. Основными проблемами, возникшими на данном этапе становления олимпиадного движения, принято считать недостаточную связь между организаторами олимпиад и учителями школ; повышение уровня сложности заданий «от тура к туру, от года к году», зачастую без учета возрастных особенностей учащихся. На этом этапе исследователями данной проблемы ведется поиск новых форм проведения олимпиад, а также совершенствование методической базы организации олимпиад для школьников. Всероссийские олимпиады школьников по истории стали проводиться сравнительно недавно. Первая Всероссийская олимпиада прошла в 2000 году. В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида не выявление одаренных и нестандартно мыслящих детей, а ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление им возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников, т.е. создание ситуации «успеха» для учащегося, что может способствовать повышению учебного интереса к истории. Участвуя в заочных интернет-олимпиадах, учащийся может в спокойной домашней обстановке проверить свои знания по выбранному предмету. Нередко бывает, что организаторы подобных олимпиад рекомендуют при выполнении заданий обращаться к справочной литературе и Интернет-ресурсам. Это позволяет активизировать творческий и познавательный потенциал школьника, а значит, при этом будут расширяться его кругозор и совершенствоваться ключевые компетенции. Помимо этого каждый участник имеет возможность получить диплом победителя, призера или участника олимпиады, либо сертификат для школьного портфолио как учителя, так и для портфолио самого учащегося. Рассмотрев этапы развития предметных олимпиад для школьников, следует подчеркнуть, что особые характеристики на каждом этапе зависят от предмета олимпиады, степени разработанности процесса организации, методической базы, а также от правильного составления и подборки предлагаемых школьникам заданий. Список литературы: 1. Беленкова Ж.Т. Предметные олимпиады как важная часть обучения / Ж.Т. Беленкова // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. – 2016. - №4. – с.22-26. 2. ГурулевД. Н., Иванов Ю. В., Москвичев С. М., Олимпиада как способ привлечения в вуз талантливых школьников / Д.Н. Гурулев, Ю.В.Иванов, С.М. Москвичев // Известия ВолГТУ. – Волгоград. - 2016. - №6. – с.35-37.
УДК 378
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.110.182 (0.01 с.) |