Развитие интереса к чтению и читательской 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие интереса к чтению и читательской



САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: Крайне важным, на сегодняшний день, является создание в школе всех необходимых педагогических условий для развития у учащихся интереса к различным произведениям литературы, чтение которой становится залогом успешного становления личности. Так как именно младший школьный возраст является системообразующим и фундаментальным периодом для формирования базовых основ интенсивного развития различных видов психической деятельности.

Ключевые слова: интерес, читательская самостоятельность, педагогические условия, личность ребенка.

 

Alieva Satsita Adamovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the

Department of DPE, Director of the Institute,

Chechen State Pedagogical University,

Grozny, Russian Federation

E-mail: sacita.alieva@mail.ru

Dzhamaldinova Markha Akhmedovna,

Associate Professor, Department of OTD, ChSPU

 

DEVELOPMENT OF INTEREST IN READING

AND READING INDEPENDENCE

Annotation. Today, it is extremely important to create at school all the necessary pedagogical conditions for the development of students' interest in various works of literature, the reading of which becomes the key to successful personality formation. Since it is the primary school age that is the backbone and fundamental period for the formation of the basic foundations of the intensive development of various types of mental activity.

Key words: interest, reader independence, pedagogical conditions, personality of the child.

 

В середине XX века педагоги во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей и молодежи. Сначала врагом чтения номер один стал телевизор, а в конце прошлого века - компьютер. Но чем же так страшно «нечтение» детей. Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомства с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт. В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. В-четвертых, развивающаяся на базе детского нечтения функциональная неграмотность взрослых приводит зачастую к несчастным случаям, нештатным ситуациям, а порой и к гибели людей.

Функциональная неграмотность страшна и опасна. Формально - люди грамотны, они пишут и читают, но уметь читать - не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста. Исследования, проведенные в разных странах, показали, что не читатели отличаются от читателей в своем интеллектуальном развитии. Читатели способны мыслить в категории проблем, схватывать целое, улавливать логику и связь явлений. Читатели более адекватно оценивают ситуации, быстрее находят правильное решение, лучше владеют речью, имеют более развитое творческое воображение.

Тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении. Учитывая остроту рассматриваемой проблемы необходимо формировать и развивать интерес к чтению, читательскую самостоятельность у учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.

Читательская самостоятельность - тоже объективно существующее явление из области формирования читателя и соответствующее научное понятие. Это личностное свойство, а точнее, психическое новообразование, т. е. свойство, которое не задается от рождения, а возникает как результат правильного организованного обучения чтению.

Оно характеризуется тоже тремя существенными признаками: - умением, желанием и привычкой читателя обращаться к книгам с разными целями и всякий раз осознавать свою цель - знанием того, к каким книгам ему надо обратиться, чтобы реализовать именно эту цель - умением найти нужную книгу (или нужные книги) и освоить их содержание на максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально высоким для него на данный момент результатом Связь двух этих понятий отражает Закон знания книг, который формируется так: «Знание книг всегда и безусловно есть полноценная основа, надежная гарантия и объективный показатель читательской самостоятельности».

Такие важные общепедагогические задачи, как развитие личности ребенка, его интеллекта и общей культуры, а также формирование общеучебной и специальной читательской деятельности, решаются с максимальным учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения.

Реализация этих концептуальных задач требует создания такого учебно-методического комплекта, чтобы в процессе обучения нашли свое решение все эти задачи, так как каждая из них направлена на развитие личности ребенка.

Как показывают результаты различных исследований, посвященных особенностям познавательного развития детей младшего школьного возраста, дети при восприятии и овладении каким-либо материалом (текстом, отрывком из литературного произведения, рассказа и т.п.) демонстрируют желание поделиться ее содержанием с другими детьми и даже с взрослыми.

Кроме того, это желание имеет пропорциональную обусловленность эмоциональным отношением ребенка к информации, которое может иметь либо положительный, либо отрицательный оттенок. Исходя из этой парадигмы, нами и строились уроки по литературному чтению, направленные, прежде всего повышение читательского потенциала учащихся, а также их познавательно-творческой и когнитивной активности.

Так, в рамках обучающего эксперимента на уроках по литературе главным средством педагогического воздействия в целях формирования читательского интереса и познавательной активности учащихся стали различные виды пересказа текстового материала. Для выполнения пересказа текстов младшие школьники в зависимости от решаемых учебных задач, должны были менять композицию текста, пересказать его содержание, выразить собственное эмоциональное отношение. При этом на экспериментальных уроках перед детьми также ставились определенные творческие задачи. Таковыми были:

1. Задание по составлению рассказа на определенную тему. Составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему.

2. Задание по пересказу определенного отрезка или отрывка текста и составление его логического завершения.

3. Задание по составлению рассказа, сказки и истории, похожей уже на прочитанную и пересказанную ранее.

4. Задания, по составлению рассказав или истории по наглядным стимульным материалам (по картинкам).

5. Задание по составлению рассказа по наглядному стимульному материалу (картинка), дающему возможность синтезировать (объединить) увиденное и прочитанное.

6. Задание по составлению рассказа или истории на основе наблюдений пейзажей, животных и природы, которые были бы аналогичны прочитанному литературному материалу.

В качестве объекта исследования выступили познавательная активность и интерес к чтению младших школьников. А предметом исследования стали особенности процесса развития читательского интереса детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы.

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, мы можем утверждать о том, что проведение в творческой атмосфере уроков литературного чтения включением младших школьников в общий познавательный процесс решения учебных задач, требующих нестандартного подхода может обуславливать повышение у учащихся читательского интереса.

 

Список литературы:

1. Горев П.М. Путешествие в Страну творчества: учебно-методическое пособие. – Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2013. – 116 c.

2. Иванова, Л. И. Развитие творческих способностей школьников /Л. И. Иванова // Начальная школа. – 1994. – № 11.

3. Князева Т.Н. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников: учебное пособие. – Саратов: Вузовское образование, 2013. – 166 c.

4. Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов// Как учить детей читать. - М.: Знание, 2012. С. 73-75.

УДК 159.973

Алисова Хеда Хусаиновна

Ассистент по кафедре специальной психологии

и дошкольной дефектологии

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E - mail: alisova. h @ mail. ru

 

АФАЗИЯ-ПОТЕРЯ ЗНАНИЯ ЯЗЫКА

Аннотация. Термин афазия используется для описания частичной или полной потери языковых навыков, вызванной повреждением соответствующих структур мозга. Можно сказать, что это на самом деле потеря частичного или полного знания языка, его понимания и трансляции. Существуют трудности с изучением этого расстройства.

Ключевые слова: язык, речь, потеря, сознания, память, повреждение мозга, психическое состояние, инфекционные заболевания, расстройства речи.

Beneficial Head Husainovna

Assistant at the Department of special psychology

and preschool defectology

Chechen state pedagogical University

Grozny, Russian Federation

 E-mail: alisova.h@mail.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.01 с.)