The problem of interaction of school and family in the formation of personality of the younger school student in pedagogical theory 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The problem of interaction of school and family in the formation of personality of the younger school student in pedagogical theory



Annotation. The article is devoted to the problem of the interaction of the school and the family in the formation of the personality of the younger student. The author identified the main conditions and directions of the school in ensuring effective cooperation with parents. The interaction of the school and the family is considered as a systematic and lengthy process of the mutual influence of teachers and parents aimed at coordinating the upbringing and educational activities.

Key words: family, interaction, cooperation, mutual assistance, psychological and pedagogical education.

Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается обсуждаемой. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, возложив ответственность за качество образования и воспитания своих детей [9, с.4]. Сотрудничество семьи и школы становится все более востребованным и является одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка. В последнее десятилетие в условиях перемен в общественно-политической, социальной жизни, перемен в сфере образования возникла проблема поиска новых подходов во взаимодействии школы и семьи.

Взаимодействие должно основываться на принципах взаимосвязи и преемственности в воспитательной деятельности. Родители как соратники педагогов должны участвовать в разработке и реализации программ педагогического взаимодействия, устанавливая партнерские отношения с семьями воспитанников. Семья является важной ступенью человеческого бытия, в которой происходит первичная социализация ребенка, приобретение навыков взаимодействия и общения с людьми. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается начальная фаза его социализации, происходит его становление как личности и индивидуальности. В младшем школьном возрасте происходят психофизические изменения в развитии ребенка, меняется ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Младший школьный возраст, это периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, развития произвольного внимания составляющего основу всех актов самоконтроля и саморегуляции.

Вопросам взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности младшего школьника посвящены статьи многих исследователей. Авторы рассматривают варианты разнообразных форм и методов работы школы с родителями, освещают проблему взаимодействия школы и семьи, показывают работу школ по привлечению внимания родителей к вопросам воспитания, считают семью сложной подсистемой общества, выполняющую разные социальные функции [1, с. 84]. Семья рассматривается как одно из социально-психологическое условие успешности учащегося начальной школы. Взаимоотношения в семье способствуют общему психологическому состоянию ребенка, оказывая большое влияние на его успешную учебу и его развитие личности [2, c.1]. 

В педагогическом словаре дано следующее определение понятию «взаимодействие» - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интереса, совместной деятельностью и взаимно ориентированными акциями. Признаки реального взаимодействия: одновременное существование объектов; двусторонность связей взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон; внутренняя самоактивность учеников [4, с. 26].

Взаимодействие педагогическое, этослучайный или преднаме­ренный, частный или публичный, длительный или кратковре­менный, вербальный или невербальный личностный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаим­ные изменения их поведения, деятельности, отношений, уста­новок [4, с. 26].

Под взаимодействием понимается взаимная связь двух явлений, оно представляет собой способ организации совместной деятельности, осуществляемое на основании социальной перцепции и с помощью общения. Цель взаимодействия состоит в том, чтобы установить партнерские связи между участниками педагогического процесса, включить родителей в жизнь образовательного учреждения. Выделим условияобеспечения эффективного взаимодействия школы и семьи:

- педагог должен желать и быть готовым к установлению взаимоотношений с родителями; 

- важен чтобы возник общий настрой семьи учащегося и учителей на совместное воспитание и обучение детей; 

- проводить педагогическую диагностику по изучению особенностей и потребностей семьи учащегося;

- обе стороны должны выделить содержание, задачи и методы взаимодействия направленного на формирование личности младшего школьника.

Начало разработки научно-методических основ семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы связано с именем Я.А. Каменского. Анализируя взаимодействие семьи и школы он пришел к выводу, что воспитание имеет целью не только совершенствование человека самого по себе, но и подготовку его к усовершенствованию окружающей жизни. Педагог провозгласил тем самым: воспитание молодежи невозможно без союза семьи и школы. Я.А. Каменский создал принципиально новую парадигму взаимоотношений семьи и школы: они должны взаимодействовать, не подменяя друг друга, а помогая друг другу.

С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья школьника. Задачи, методы и условия воспитания описаны П.Ф. Лесгафтом в книге «Семейное воспитание и его значение». В.А. Сухомлинский важной закономерностью воспитания считал педагогическое воздействие. Окружение ребенка он определял, как воспитывающую среду, в которой едины должны быть требования и нравственные приоритеты [7, с. 257]. Проблема организации взаимодействия школы и семьи еще в 80-90 годах прошлого столетия нашла свое разрешение в рамках системного и комплексного подходов в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинцева, В.А. Караковского, Г.А. Победоносцева, М.М. Поташника и др.

Осуществляя в тесном единстве воспитание детей в семье, учителями и родителями решаются единые задачи в деле воспитания, для лучшего познания ребенка, изучения индивидуальных его особенностей, формирования ценных ориентаций.

П.Ф. Лесгафт выдвинул требования, предъявляемые воспитателю и учителю, родителю, берущим на себя обязанность воспитания,- понимание ребенка, его психических и индивидуальных свойств, …не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного поступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его школьной обстановкой и семейной дисциплиной [5, с. 34].

Проблема развития личности детей младшего школьного возраста подробно изучалась исследователями Л.С. Выготским, Л.И. Божович, Д.Б. Элькониным, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Э. Эриксоном и другими.

Воспитатель должен отдавал себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в школе, и следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок.

Каптерев П.Ф. в работе «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» дает ответы на вопросы чему и как учить детей в семье до поступления в школу. Данное исследование носит прикладной характер раскрывая конкретные принципы обучения. Автор не дает готовых практических рецептов, а выделяет важные пути подхода к проблеме, на которых, по его мнению, необходимо строить систему семейного воспитания [3, с.155]. Автор говорил о вреде раннего системного обучения ребенка и необходимости учета психических и возрастных особенностей в обучении.

Теория семейного воспитания А.С. Макаренко построена в соответствии со стержневой идеей педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива, в которой семья рассматривается как воспитательный фактор [6, с.179]. Макаренко А.С. выступал против авторитарности в семейном воспитании, подчеркивал значение истинного родительского авторитета, помощи школы в организации и направлении воспитательной деятельности родителей. Ребенок сам по себе не готовится к будущей жизни, а живет настоящим, утверждает автор, но при этом ребенок существо активное, и свою активность он жаждет проявить в деятельности. По мнению автора, родители должны осознавать свою ответственность перед обществом, перед детьми за их судьбу.

Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и школы, когда обе стороны строят его на доверии и целенаправленном воздействии. Мнения выдающиеся педагогов прошлого и настоящего сходны в том, что семейное воспитание является фундаментом, на котором строится процесс развития ребенка, его вхождения в общество, от семьи будет зависеть то, как ребенок воспримет этот мир, каким он вырастет гражданином и станет семьянином в будущем.

Исследователь М.И. Рожков отмечал, что одна из важнейших задач школы – способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей. Одним из важных направлений деятельности школы и семьи является объединение усилий. Специфика этой деятельности обусловлена и такими факторами как понимание особенностей и тенденций развития современной семьи и практической подготовкой учителя к работе с родителями (Сластенин В.А, Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.).

По мнению Л.Г. Петряевской, в основе работы с родителями должны лежать следующие принципы:

- приоритетность влияния семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка;

- значимость внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи;

- принцип единства и непротиворечивости воздействия семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка;

- принцип целостного развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи на формирование целостной структуры личности ребенка [2, c.7].

Основными направлениями взаимодействия школы и семьи должны стать: знакомство родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса; вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; психолого-педагогическое просвещение родителей; совместное обсуждение и решение проблем воспитания учащихся и жизни школы; взаимодействие родителей с общественными организациями. Семья и школа могут достигнуть желаемых результатов только совместными усилиями при активной поддержке друг друга.

Список литературы:

1. Андреева, О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Интернет-журнал «Науковедение». Выпуск 5 (24), 2014. -Режим доступа: http//naukovedenie. ru – дата обращения 24.04.2019.

2. Батколина, В.В. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования: учебное пособие / В.В. Батколина. - М.: Российский новый университет, 2012. – 160 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21304.html.

3. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед.уч. заведений //сост.И.Н.Андреева. -М.: Сфера, 2000. -168 с.

4. Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – М.:, 2005.–448 с.

5. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т1. – М. 1951. – 59 с.

6. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей// Педагогические сочинения: В 8 т. – М, 2012. - Т 4.

7. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.,1977. – 257с.

8. Хапачева, С. М., Шишева Д. С. Система работы по осуществлению взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности младшего школьника// Концепт. - 2016. - № 02 - ART 16024. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16024.htm. - дата обращения 24.04.2019.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОСНОО). Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г. – режим доступа http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.-

УДК316.776.3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.011 с.)