Дашуева Индира Саид-Ибрагимовна, 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дашуева Индира Саид-Ибрагимовна,



магистрантка 3 курса, по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

ПОНЯТИЕ «АГРЕССИЯ», «АГРЕССИВНОСТЬ»

И «АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.

Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте необходимо сначала определиться с теоретическим обоснованием основных понятий «агрессии», «агрессивности», «агрессивного поведения». Анализ теоретических подходов к проблеме агрессивности, в которых нашли свое отражение взгляды как отечественных, так и зарубежных исследователей, показал, что в науке не выбрано четких и однозначных трактовок понятий «агрессия» и «агрессивность».

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, настойчивость, враждебность, жестокость.

Gazieva Marina Zeudievna,

candidate of psychological Sciences,

associate Professor of special psychology and DD

Dashueva Indira Said -Ibragimovna,

the student 3 courses, in the direction

of training Special (defectological) education

Chechen state pedagogical University

Grozny, Russian Federation

THE CONCEPT OF "AGGRESSION", "AGGRESSIVENESS"

AND "AGGRESSIVE BEHAVIOR" IN PSYCHOLOGICAL

AND PEDAGOGICAL LITERATURE

Annotation. In recent decades, serious public concern is caused by a significant increase in child crime, antisocial behavior, aggression and cruelty of children, complaints about the manifestation of child aggression is one of the most common phenomena among parents and educators.

In order to consider the problem of child aggression in primary school age, it is necessary to first determine the theoretical basis of the basic concepts of "aggression", "aggressiveness", "aggressive behavior". The analysis of theoretical approaches to the problem of aggressiveness, which reflected the views of both domestic and foreign researchers, showed that science has not chosen clear and unambiguous interpretations of the concepts of "aggression" and "aggressiveness".

Key words: aggression, aggressiveness, persistence, hostility, cruelty.

Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям.

В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.

Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте необходимо сначала определиться с теоретическим обоснованием основных понятий «агрессии», «агрессивности», «агрессивного поведения». Анализ теоретических подходов к проблеме агрессивности, в которых нашли свое отражение взгляды как отечественных, так и зарубежных исследователей, показал, что в науке не выбрано четких и однозначных трактовок понятий «агрессия» и «агрессивность». Термин «агрессия», как отмечает Т.Г. Румянцева, «часто используется в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном очищении от целого ряда наслоений и обыденных - смыслов» [3].

Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно- захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие.

Х. Хекхаузен пишет, что «в обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению». Такое определение, по его мнению, может объединять в себе столь различные явления, как детская ссора и война, упрёки и убийство, наказание и бандитское нападение».

Это ещё раз подтверждает, что, во-первых, понятие «агрессия» может рассматриваться в самом широком контексте и, во-вторых, что учёные в основном склонны рассматривать её, по словам Т.Г. Румянцевой, «в строго поведенческой манере, понимая агрессию в терминах переменных, которые могут быть непосредственно наблюдаемы». Наряду с понятием «агрессия» в психолого-педагогической и специальной литературе используются термины «агрессивность» и «агрессивное поведение».

Американские исследователи Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают формулировку агрессивному поведению (в какой бы форме оно не проявлялось) как поведению, направленному на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой. Э. Фромм понимает агрессивное поведение несколько шире: как любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животным, а также как причинение ущерба вообще всякому неживому объекту [2].

Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действия человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Т. Г. Румянцева определяет поведение как агрессивное, на основании нормативного подхода, и решающее место отводит понятию нормы в поведении. Под нормой же можно понимать принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребёнка. Следовательно, агрессивным следует называть поведение, удовлетворяющее двум обязательным условиям: когда имеют место пагубные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения в обществе [3].

Термин агрессивность относится к особенной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению. Эта особенность приобретается в процессе развития человека и основывается на принципе социального научения, состоящего в частых, несоответствующих раздражителям агрессивных реакциях значительной интенсивности, направленных по отношению к широкому кругу социальных объектов. Кроме того, агрессивность часто характеризуется неспособностью к контролированию своих реакций, а также проявлением враждебной установки по отношению к окружающей среде.

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Таким образом, под агрессией мы будем понимать «любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животных», а под агрессивностью – «свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии».

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессивного поведения может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).

Причины появления агрессивного поведения у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка. Социолог М.Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию [4].

По мнению Г. Паренса, любая форма агрессивного поведения – враждебность, упрямство, упорство – вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. Предложенная Г. Паренсом классификация делит агрессивное поведение на две основные формы.

Недеструктивое поведение (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения. Данная форма поведения мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний. Враждебное деструктивное поведение – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева [1].

 

Список литературы

1. Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. - М.: Катарсис, 2007. - 280 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

3. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 1991. - №1.

4. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика [Электронный ресурс]/ Можгинский Ю.Б. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито - Центр, 2019. - 181 с.

 


УДК 613.2





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.009 с.)