СЕКЦИЯ 2. ИСКУССТВО ОБУЧАТЬ: ТРАДИЦИИ, 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЕКЦИЯ 2. ИСКУССТВО ОБУЧАТЬ: ТРАДИЦИИ,



СОВРЕМЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ

УДК 82-312.9

Абрамова Елена Михайловна

студент

Таврическая академия ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

г. Ялта, Российская Федерация

E - mail : myrmyray @ gmail . com

 

АРХЕТИП ТРИКСТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ НИЛА ГЕЙМАНА

Аннотация.В данной статье рассмотрен архетип «трикстера» в контексте творчества Н. Геймана на материале романов «Задверье», «Дети Ананси» и «Американские боги». Дано определение такого понятия, как «литературный архетип». Обозначены основные характеристики архетипа «трикстер». В результате анализа было выявлено влияние вышеуказанного архетипа на творчество Н. Геймана.

Ключевые слова: литературный архетип, фэнтези, трикстер, творчество.

 

Abtamova Elena Mikhailovna

student

Humanities and Education Science Academy (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta

Yalta, Russian Federation

ARCHETYPE OF TRIKSTER IN THE WORKS

OF NEIL GAYMAN

Abstract.This article investigates the archetype of the “trickster” in the context of the the novels “Neverwhere”, “Anansi Boys” and “American Gods”. In this article is given the definition of such a concept as “literary archetype”. Besides, it is indicated the main characteristics of this archetype. As a result of the analysis, it was revealed the influence of this archetype on the novels by Neil Gaiman.

Keywords:archetype, fantasy, trickster.

 

Введение. Впервые само понятие архетип было введено Карлом Густавом Юнгом и обозначало некие образы, составляющие «коллективное бессознательное» и сопутствующие ему на протяжении веков. Однако термин литературного архетипа имеет другое значение. А. Большакова дает определение литературного архетипа, как «сквозной, порождающей модели, которая несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро» [1, c. 171].

В целом, А. Большакова выделяет несколько значений литературного архетипа в контексте литературной категории, а именно: вечные образы, образы-символы, писательскую индивидуальность и типы героев. В данной статье пойдет речь о последнем значении архетипа.

Одним из литературных архетипов, совпадающих с архетипами, описанными К. Г. Юнгом, является архетип трикстера. Сам К. Г. Юнг дает такое определение: «Трюкач (трикстер) – это первичное «космическое» создание божественно-животной природы: с одной стороны, высшее по отношению к человеку благодаря своим сверхчеловеческим качествам, с другой – низшее по отношению к нему из-за своей нерассудительности и бессознательности» [2, c. 60].

А. Магазинова в своей статье выделяет следующие характерные черты персонажа-трикстера:

1. Персонаж-трикстер нарушает сложившиеся устои и традиции, привносит хаос и деидеализирует мир.

2. Обычно, такой персонаж двусмыслен, хаотичен, потому что может совершать как злые, так и добрые поступки, быть творцом и разрушителем, обманывать и действовать честно.

3. Вследствие свой хаотичности персонаж-трикстер часто совершает необдуманные поступки, следуя внезапному порыву, что приводит к плохим последствиям для него самого.

4. Для персонажей-трикстеров свойственно не принимать какую-либо сторону или постоянно ее менять в зависимости от личной выгоды и минутной прихоти [3, с. 38].

В творчестве Н. Геймана довольно распространен архетип трикстера. Одним из ярких примеров является Маркиз. Само его появление является внезапным и не соответствующим принятым правилам поведения: «то, что Ричард принял за груду тряпья, развернулось, потянулось и плавно встало» [4, c. 13]. Маркиз – типичный представитель хаотично-нейтрального мировоззрения. Он делает только то, что приносит ему выгоду, не имеет значения, какую принимать сторону. Кроме того, Маркиз постоянно хитрит: когда он обменивает мелодию, настолько завлекательную, что выманит «монеты из кармана любого» [4, с. 36] на расписание у музыканта Лира, то не предупреждает, к чему приведет частое ее использование, и на музыканта нападают прохожие. Тем не менее, несмотря на склонность совершать только поступки, идущие ему на пользу, Маркизу свойственно иногда действовать спонтанно, что приводит к большим проблемам. Когда он попадает в плен к Мистеру Крупу и Мистеру Вандемару, несмотря на свою осмотрительность, Маркиз плюет в лицо Мистеру Вандемару, навлекая на себя его гнев: «Храбрый жест, – подумал Маркиз. – И глупый» [4, с. 60].

Автор использует архетип трикстера и в своем другом романе, «Детях Ананси». Отец главного героя может по праву считаться воплощением трикстера. Любимым занятием отца Чарли было подшучивать над другими, например, давать клички, и он «давал такие прозвища, что они прилипали намертво» [5, с. 2]. Кроме того, отец Чарли часто устраивал розыгрыши, например, нарисовал на лице сына зубной пастой флаг. Дурачить других ему удавалось всегда, потому что он «лучший лжец на свете» [5, с. 3]. Сама смерть отца Чарли показывает его импульсивный и привносящий хаос характер: он умирает в караоке, в центре всеобщего внимания, от сердечного приступа, последним движением стянув что-то, «оказавшееся топом без бретелек блондинистой туристки» [5, с. 6].

Другим примером персонажа-трикстера является Мистер Среда из «Американских богов». Он является воплощением бога Одина. В течение продвижения сюжета книги главный герой, Тень, узнает, что Мистер среда подстроил все происходящие события, даже всю жизнь Тени и войну между старыми и новыми богами, чтобы сделать битву жертвоприношением богов ему самому и получить силу. Единственный, о ком заботится Мистер Среда в этой ситуации, это он сам. Сумасшедший Суини называет Мистера Среду «мошенником», и тот соглашается, добавив, что именно поэтому ему нужно, чтоб кто-то «стоял бы на страже» [6, с. 15] его интересов. Кроме хитрости Мистер Среда обладает изрядной долей удачи, как и многие другие персонажи-трикстеры, сумев сделать так, чтоб монетка упала нужной ему стороной. Несмотря на то, что Мистер среда неоднократно помогает Тени, договариваясь за него о похоронах и подсказывая, он использует главного героя, до последнего водя за нос.

Автор вводит в «Американских богов» еще одного персонажа-трикстера, уже упомянутого выше Сумасшедшего Суини. Суини является лепреконом, переселившимся, как и многие другие боги и мифические существа, из родных земель в Америку. Для лепрекона – быть трикстером это соответствовать своей природе. Сумасшедший Суини умеет делать разные мелкие чудеса, например, доставать монеты прямо из воздуха, потому что так «проще». Кроме того, Суини персонаж-провокатор. Он обещает Тени научить его фокусу с монетой, но только если главный герой побьет его, и когда тот отказывается, начинает оскорблять Мистера Среду, вынудив того приказать Тени с собой подраться. Как и любому трикстеру, Суини присуща хаотичность: он дерется ради самого процесса, а не ради победы, ведь «в том, как дрался Суини, не было ни стиля, ни особой хитрости – ничего, кроме беспорядочного воодушевления от самой драки» [6, с. 16], и мажет он так же часто, как и попадает. В конце концов он все-таки учит Тень фокусу, но опять хитрит – герой настолько пьян, что попросту этого не запоминает.

Выводы. Таким образом, в творчестве Н. Геймана упомянутый архетип занимает значимое место и зачастую является образующим для сюжета. Персонажи-трикстеры соответствуют всем типичным признакам, отражая хаотичность окружающей реальности и соответствуя популярным тенденциям литературы.

Список литературы:

1. Большакова А. Ю. Литературный архетип // А. Ю. Большакова / Литературная учёба. – 2001. – № 6. – С. 171.

2. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. / К. Г. Юнг – Киев: Гос. библ. Украины для юношества. – 1996. – с. 60

3. Магазинова А. С. Воплощение образа трикстера в персонажах литературы, кино и мультипликации / А. С. Магазинова // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. – № 1(12). – М., Изд. «МЦНО». – 2018. – С. 37-42.

4. Гейман Н. Задверье. / Н. Гейман – М.: АСТ. – 2016. – с 416.

5. Гейман Н. Американские боги. /Н. Гейман – М.: АСТ. – 2017. – с 704.

6. Гейман Н. Дети Ананси. / Н. Гейман – М.: АСТ Москва, АСТ, Хранитель. – 2006. – с 352.

 

 


УДК. 00.009





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.005 с.)