Lessons as a way of forming cognitive universal educational actions 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Lessons as a way of forming cognitive universal educational actions



Abstract. On this paper, computer-based learning tools are considered as a tool for the formation of UUD in physics lessons in primary school. Various network computer tools are proposed, which in combination with different types of tasks contribute to the formation of a wide range of cognitive SKILLS. Criteria of estimation of degree of formation of cognitive UUD are offered.

Keywords: cognitive universal learning activities, information technology, computer tools, physics.

 

За последние несколько десятилетий в Российской Федерации (РФ) произошли изменения в сфере образования – был принят новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного и общего образования (далее ФГОС ООО). Одним из главных изменений является требование к результатам освоения основной образовательной программы – если раньше это были только предметные результаты (что выпускник должен знать, уметь по конкретным предметам), то с введением ФГОС к ним добавились личностные и метапредметные результаты [4].

Для достижений прописанных результатов учителю необходимо адаптировать существующие технологии, методы и средства под требования ФГОС. Проблемы готовности учителя к работе по ФГОС обусловлены слабой методической поддержкой учебного процесса – нет рабочих методических пособий, не все учебники в достаточной мере соответствуют требованиям стандарта, накоплен относительно небольшой опыт работы во ФГОС в рамках пилотных проектов [1].

В ходе обобщения результатов научно-педагогических исследований выяснилось, что в недостаточной по сравнению с другими проблемами рассматривается проблема формирования познавательных УУД на уроках физики. Необходимо понимать, что сформированные УУД – это еще не результат обучения. Это подготовка «почвы» для достижения метапредметных результатов. Это суждение подтверждается в ходе анализа результатов освоения предмета Физика основного образования и познавательных УУД, где был сделан вывод, что формирование на уроках физики познавательных УУД вносит существенный вклад в достижении метапредметных результатов, требующих от предмета физика ФГОС. Например, чтобы достичь такого результата по физике как «овладение научным подходом к решению различных задач», у учащегося должен быть сформирован целый ряд следующих познавательные УУД: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме и т.д.[4].

На основе этого примера можно прийти к выводу, что достижение результатов обучения физики не представляется возможным без формирования у учащихся познавательных УУД, в то время как достижение этого результата будет способствовать формированию этих же познавательных УУД.

Выбор технологии преподавания во многом обусловлен целями и задачами обучения. Создание информационно-образовательной среды в школе является требованием ФГОС для выполнения программы и достижения результатов [4, п.26]. Значит, использование информационных технологий и компьютерных средств как на уроках физики, так и на других предметах, является обоснованным средством достижения основных результатов образования. Данные средства будут интересны для возрастной группы 7-9 класса на уроках физики – они близки учащимся, поскольку они имеют с ними дело каждый день вне образовательного процесса. Благодаря интенсивному использованию новых технологий и средств в учебном процессе, начало 21 века отмечено попытками пересмотреть предмет, цели и задачи дидактики [2].

В условиях информатизации общества и образования в качестве инструмента на ряду со стационарным персональным компьютером выступают мобильные технологии в обучении. Под мобильным обучением будем понимать форму организации учебного процесса, основанную на применении мобильных компьютерных устройств и беспроводной связи [3]. Несмотря на то, что многие учителя не воспринимают мобильные устройства как средство обучения, уже сегодня для ответа на любой учебный вопрос учащиеся самостоятельно используют мобильные телефоны и поисковые облачные системы – они имеют оперативный доступ к информации благодаря беспроводной сети.

В ходе анализа и опыта применения различных сетевых компьютерных средств в педагогической работе (более 2 лет), были выделены следующие компьютерные средства, которые можно эффективно и органично использовать на уроках физики основной школы, формируя всевозможные УУД:

• Виртуальная доска LIno it (форма работы: групповая, коллективная);

• Нелинейные презентации PREZI;

• Google Документы (Текст, Таблицы, Презентации) (форма работы: парная, групповая, коллективная);

• Сервисы опроса и тестирования: QUIZZY, KAHOOT!, MENTIMETR (форма работы: коллективная);

• Игровые образовательные платформы Castle Quiz, LearningApps (форма работы: индивидуальная, парная, групповая);

• Электронные образовательные порталы ЯКласс, Решу ОГЭ (форма работы: индивидуальная, парная, групповая).

Рассмотрим использование компьютерных средств на уроке физики в 9 классе на примере таких заданий, которые направлены на формирование нескольких познавательных УУД сразу. Для анализа были выбраны задания из открытого банка задания электронных порталов: ЯКласс, learningapps, РЕШУ ОГЭ и др.

1. Задание из банка заданий learningapps: «Выберите правильный ответ в тесте».

 

Рисунок 1. Скриншот оболочки learningapps.

 

2. Использование платформы kahoot.it для экспресс-тестирования по теме «Строение атома».

Рисунок 2. Скриншот оболочки kahoot.it.

 

3. Использование сервиса Quizizz для рефлексии по пройденной теме. Данный сервис позволяет мгновенно увидеть, какие вопросы были самыми проблемными, самыми трудоемкими и т.д.

 

Рисунок. 3. Скриншот оболочки Quizizz

 

4. Разработанное в среде Google Формы: Заполните регистрационную форму и дайте развернутые ответы на вопросы по теме «Строение атома».

 

Рисунок 4. Разработанное задание в среде Google Формы

 


Таблица 1.

Таблица критериев формирования познавательных УДД

Формируемые УУД

Познавательные

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач устанавливать аналогии
0 Не способен использовать в учебной деятельности ИКТ Не способен решать задачи базового уровня (использования формул, работа по аналогии) Не способен устанавливать аналогии
1 Использует ИКТ для записи информации по заданию, но в случае выбора использует традиционные методы работы Пытается решить задачу, но не рационален при выборе приемов. Если задачу не выходит решить известным способом или приемом – не пытается пробовать снова Наблюдаются попытки установления аналогии, но допускаются ошибочные суждения
2 Свободно работает с инструментами ИКТ – записывает, фиксирует информацию, делает это рационально Свободно владеет общими приемами решения задач. Способ подобрать рациональный прием решения конкретно задачи Верно выстраивает аналогии

 

На основе этих примеров можно сделать вывод, что выполнение одного подобранного или разработанного задания по физике (решение задачи или выполнение любого другого интерактивного задания) позволяет создать ситуацию для формирования нескольких познавательных УУД сразу. Учителю же такая работа на уроке дает возможность наблюдать за учащимися: контролировать, какие познавательные действия совершает учащийся при решении задачи, делать пометки. Это наблюдение позволяет оценить степень формирования познавательных УУД с помощью разработанной таблицы с критериями (таблица 1) на каждом уроке, или на срезу знаний. В таблице 1 представлены познавательные УУД и критерии оценивая уровней их формирования. Данная таблица может быть создана на каждого участника образовательного процесса, а заполнять ее во время урока не составит труда, если учитель использует компьютерные средства в своей работе.

На момент октября 2019 года идет апробация данной оценки УУД через специально отобранные задания в двух школах г.Пермь (СОШ №1 и СОШ№2).

Список литературы:

1. Дьякова Е.А. Проблема выбора активных образовательных технологий к уроку физики / Е.А. Дьякова // НАУКА–ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Интегрированный курс «Естествознание»: ведущие идеи и ценностно-смысловые ориентиры. – 2017. – С. 130.

2. Михалева С.Н. Реализация дидактических принципов при организации процесса обучения в информационно-образовательной среде / С.Н. Михалева // Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики обучения математике, информатике и. – 2018. – С. 59.

3. Новиков М.Ю. Методы обучения информатике на основе мобильных технологий / М.Ю. Новиков // Педагогическое образование в России. – 2017. – №11.

4. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] – URL: https://минобрнауки.рф/documents/938

(дата обращения: 8.10.2019)

 

 


УДК 172.4

Салимгареев Денис Игоревич

аспирант 3-го курса факультета философии и социологии

Башкирский государственный университет

Республика Башкортостан, г. Уфа, Российская Федерация

E-mail: remus-102@mail.ru

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.069 с.)