Захаркина Екатерина Александровна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Захаркина Екатерина Александровна



студент

ГБОУ ВО «Самарский государственный

социально-педагогический университет»

г.Самара, Российская Федерация

E-mail: katya.laitvyd@mail.ru

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация. Проектная деятельность является перспективным средством формирования профессиональных компетенций студентов-дефектологов. В статье рассматривается опыт создания проекта, направленного на преодоление недостатков физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: проектная деятельность, молодежный проект, физическое развитие, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Terenteva Natalya Petrovna

candidate of psychological sciences,

professor of the department of special pedagogics

and special psychology,

GBOU IN "Samara State Social and Pedagogical University",

Samara, Russian Federation

E-mail: t-n-p@list.ru

Zakharkina Ekaterina Aleksandrovna

Student

"Samara State Social and Pedagogical University",

Samara, Russian Federation

E-mail: katya.laitvyd@mail.ru

 

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION

OF PROFESSIONAL COMPETENCES

OF STUDENTS-DEFECTOLOGISTS

Abstract. Project activity is a promising means of formation of professional competences of students-defectologists. The article discusses the experience of creating a project aimed at overcoming the shortcomings of physical development of children with disabilities.

Keywords: project activity, youth project, physical development, children with disabilities.

 

Важнейшими направлениями в профессиональной подготовке будущих дефектологов являются формирование способности к разработке образовательных программ, построению воспитывающей образовательной среды, взаимодействию с участниками образовательных отношений.

Одним из перспективных средств формирования профессиональных компетенций является проектная деятельность.

Достоинством данного метода является стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний; использование приобретенных знаний для решения познавательных и практических задач; формирование коммуникативных умений; развитие исследовательских умений, системного мышления, что в дальнейшем способствует формированию профессиональной компетентности студентов [1]. 

Форум Приволжского федерального округа «iВолга 2.0.» направлен на стимулирование проектной деятельности молодежи, формирование молодежных сообществ в соответствии с профессиональными интересами. В рамках подготовки к участию в Форуме был подготовлен проект «Грация и сила».

Современные образовательные стандарты определяют физическое развитие как одну из равноправных образовательных областей. У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются такие недостатки физического развития как задержка формирования двигательных актов, недостатки координации, трудности автоматизации движений и другие. Это определило направление проектной деятельности «Массовый спорт и физкультура» и целевую аудиторию (благополучателей) проекта «Грация и сила» - дети дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья; родители детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Дети дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеют специфическое физическое развитие в силу своих особенностей. Проект будет направлен на то, чтобы дети, спустя некоторое время, после стабильных занятий, могли снимать напряжение в теле, научились правильно дышать, расслабляться и снимать мышечные зажимы. Целью проекта является открытие центра физического развития для детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Основными задачами проекта являются: организация деятельности студентов – волонтеров, обучающихся в Самарском государственном медицинском университете, в Медицинском университете «Реавиз», в Самарском государственном социально-педагогическом университете для работы в спортивной студии; организация и проведение занятий с детьми на базе гимнастического зала Самарского государственного социально-педагогического университета; оценка эффективности занятий путем сравнения успехов ребенка до прихода в спортивную студию и после, посредством физических тестирований и опросов родителей.

В результате реализации проекта дети дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в процессе регулярных занятий, научатся снимать напряжение в теле, нормализируется психоэмоциональное состояние, сон, оптимизируется гибкость и подвижность опорно-двигательного аппарата, нормализуется дыхание. А также в перерывах между занятиями, дети освоят творческие техники, такие как лепка, рисование и аппликация, способствующие развитию мелкой моторики. Измерять показатели успешности реализации проекта предполагается с помощью физических тестирований, использования схем наблюдений за параметрами развития детей и опросов родителей.

Запланирована следующая деятельность в рамках достижения цели проекта:

1. Тренинг для добровольцев по взаимодействию с детьми дошкольного и школьного возраста с ОВЗ. Изучение психологических и физических особенностей таких детей.

2. Курс адаптивной гимнастики для добровольцев.

3. Обучение волонтеров арт-терапии. Проведение мастер – классов по лепке, аппликации и рисованию.

4.Обустройство и оборудование гимнастического зала на базе помещения арендованного у СГСПУ. Подготовка печатных информационных материалов.

5. Добровольцы и специалист по адаптивной гимнастике посещают ОУ и реабилитационные центры с целью рекламы спортивной студии.

6. Открытие гимнастического зала. Добровольцами будет проведено открытие центра развития «Грация и сила», представлены площадки с мастер – классами, консультациями инструкторов адаптивной гимнастики. Добровольцы расскажут о том, на что будут направлены занятия, проконсультируют по вопросам занятий дома (он-лайн занятия).

5. Проведение занятий. Работа с детьми и обучение их упражнениям адаптивной гимнастики, ручному творчеству и саморегуляции.

6. Подведение итогов. Будут сравниваться результаты физического и психического развития ребенка, сравнение поведения до и после занятий. Далее будут подведены итоги: что получилось реализовать, а что нет.

Рассмотрим план подготовки и реализации проекта.

1. Подбор помещения удобного по географическому положению и с удобной транспортной развязкой.

2. Создание информационных интернет-источников для родителей детей и детей, которые будут посещать Центр развития. А также для рекламы центра.

3. Оборудование и обустройство центра для занятий. Приобретение +и расстановка оборудования.

4. Организация коллектива из студентов-волонтеров для работы с детьми с ОВЗ. Тренинг для студентов-волонтеров по командной работе и по работе с детьми дошкольного и школьного возраста с ОВЗ.

5. Составление графика занятий совместно с коллективом Центра на первые 6 месяцев работы центра.

6. Проведение занятий с детьми на базе Центра развития.

7. Подведение итогов за год работы студии.

Партнерами проекта являются специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с проблемами в развитии, Самарский государственный социально-педагогический университет, реабилитационные учреждения для детей с проблемами в развитии, центры «Семья».

После завершения проекта Центр развития будет продолжать функционировать, будут вноситься коррективы в программу, появляться новые методы и подходы для достижения цели.

Представленный Форуме «iВолга 2.0.» проект получил рекомендации по оптимизации. В настоящее время производится его доработка с целью получения грантовой поддержки и реального воплощения. Таким образом, станет возможной реализация профессиональных компетенций в практическом осуществлении проекта.

Список литературы:

1. Авадэни, Ю. И. Преимущества и достоинства технологии учебного сквозного проектирования для формирования профессиональных компетенций выпускников вуза / Ю. И. Авадэни, А. Н. Витушкин, А. П. Жигадло, Е. В. Цветкова // Вестник СибАДИ. – 2014. – № 3 (37). – С. 138 – 145

 

 

УДК159.99

Титова Екатерина Леонидовна

учитель, МАОУ «СОШ №5 с УИОП»,

ГО Первоуральск, Свердловская область

ekfomina 74@ yandex. ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.196.236 (0.01 с.)