Psycho-speech development with authic spectrum. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Psycho-speech development with authic spectrum.



Summary: This article explores the innovative ABA therapy technique used in the rehabilitation of children with autism. The aim of the study is to find new effective methods for the rehabilitation of children with autism. 152 patients were examined from 2015-2018, in the age range of 4-6 years. The results of the study are such that in children undergoing AVA therapy in a complex of rehabilitation measures in 2-3 courses, significant improvements in fine and large motor skills, adaptation are observed to society, the emotional and cognitive sphere, as well as a decrease in aggression.

Key words: autism, ZPRR, AVA-therapy, rehabilitation.

 

Актуальность: Последние десятилетия возрастает количество регистрируемых пациентов с расстройствами аутистического спектра. Одним из проявлений которого может быть задержка психоречевого развития. Увеличение количества таких пациентов ставит акцент на важности разработки и применения эффективных методов реабилитации.

Введение: Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Характерна задержка и нарушение речевого развития, а именно её коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребёнка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему. [3]

Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – это нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Патология включает в себя комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. Ребёнок с трудом усваивает новые навыки, не может абстрактно мыслить, говорить, выполнять логические простые действия, использовать имеющиеся знания и умения в повседневной жизни. [3]

Цель исследования: изучить эффективность АВА-терапии в реабилитации и установлении социального взаимодействия у детей с задержкой психоречевого развития на фоне аутистического расстройства.

Материалы и методы: в период с января 2015 по декабрь 2018 года под наблюдением находилось 200 пациентов с ЗПРР на фоне аутизма. Из них 127 мальчиков и 73 девочки. Возрастной диапазон от 4 до 6 лет (включительно). Восстановительное лечение проводилось на базе ГКУЗ «Дом ребенка специализированный» МЗ Кабардино-Балкарской республики г. Нальчик в период с 2015 по 2018 год. Программы составлялись индивидуально для каждого ребенка, в соответствии с возрастом и степенью задержки психоречевого развития. Комплексная терапия проводилась в течение 3-4 недель, которая включала в себя бальнеотерапию, кинезотерапию, ЛФК, монтессори- педагокику, индивидуальные занятия с педагогом, логопедом, а также метод АВА-терапии, проводимые профессионально обученным психологом.

АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение пациента.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.[1]

В рамках обучающей программы по методике АВА, ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого больного составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.[3]

Конечная цель АВА- терапии  - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.[1]

Результаты:

В ходе работы с пациентами с задержкой психоречевого развития на фоне аутистического расстройства было выявлено, что, при комплексе реабилитационных мероприятий и использовании методики ABA-терапии удалось улучшить показатели у детей с ЗПРР на фоне аутистического расстройства. У 69,8% снизилась агрессия, в 66,3% дети стали более адаптированы к окружающей среде, социуму. Улучшилась эмоциональная сфера в 68,5% и когнитивная функция в 58,2% случаев. Коррекция речи и словарного запаса был отмечен у 57,0% наблюдаемых пациентов, а также прогресс зрительного контакта у 48,9% детей. Мелкая и крупная моторика больных детей повысилась в 77,4% случаях. ABA-терапия проводилась в течение 3-4 недель, в 2-3 курса.

Выводы: Подводя итог исследования можно выделить:

1. АВА-терапия, как можно видеть по результатам, оказывается достаточно эффективным инструментом идентификации ребенком собственных чувств и эмоций, способности выражать их.

2. Применение АВА-терапии, подкрепленной медикаментами и желанием родителей помочь ребенку обязательно приводит к увеличению уровня социальной адаптации пациента.

Список литературы:

1. О. Мелешкевич, Ю. Эрц. «Особые дети: введение в прикладной анализ поведения (АВА)»

2. И.А.Костин. «Помощь в социальной адаптации людям с расстройствами аутистического спектра»

3. О. А. Лайшева, А. В. Корочкин, В. Е. Житловский, М. В. Лобачева. «Ранний детский аутизм. Пути реабилитации».

 

УДК 378.1

Терентьева Наталья Петровна

канд. псих. наук, доцент кафедры специальной

педагогики и специальной психологии

ГБОУ ВО «Самарский государственный

социально-педагогический университет»

г.Самара, Российская Федерация

E-mail: t-n-p@list.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.006 с.)