The main areas of work with the media texts in the lesson on the Russian as a foreign language 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The main areas of work with the media texts in the lesson on the Russian as a foreign language



Abstract. The article attempts to describe the features of language learning media on the lesson for Russian as a foreign language for cadet. The authors offer a variant of the organization of work with texts of mass media on the lesson on Russian as a foreign language. As an example, the media authentic text from the network edition of RIA Novosti is taken. Pre-text and post-text tasks are developed on the basis of the text.

Keywords: Russian as a foreign language, the language of media, item, RIA Novosti, structural and semantic features.

 

Язык СМИ является особым пластом в русском языке. «СМИ дают поистине впечатляющую картину пользования языком» [1: с. 3]. Здесь отражаются все современные «веяния», происходящие в языке. Печатное слово, телевидение способны в короткие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Тексты СМИ в настоящее время активно привлекаются в учебный процесс при обучении русскому языку иностранных студентов. Это объясняется тем, что для иностранцев большую значимость представляет медиатекст как источник информации о стране, в которой он находится, ее социально-политической, культурной жизни. В связи с этим преподавателю при подготовке занятия следует внимательно отнестись к отбору текстовых фрагментов. Тексты СМИ должны, прежде всего, соответствовать уровню владения языком студентов-иностранцев. Необходимо также учитывать тематику выбранного материала, который должен соответствовать специфике будущей профессии.

В работе предпринята попытка описать особенности изучения языка СМИ на занятиях по РКИ иностранными военнослужащими в ТВВИКУ, выделить основные направления при подготовке практического занятия с курсантами.

На изучение языка СМИ как особого стиля в учебных программах по русскому языку как иностранному для разных специальностей (электриков, механиков, строителей) отводится 16 часов. Курсанты начинают рассматривать данную тему на четвертом курсе, что является вполне обоснованным. Прежде чем перейти к прочтению газетных СМИ, курсант должен быть подготовлен:

- «грамматически» (иметь достаточный уровень знаний относительно частеречного устройства русского языка, грамматических категорий каждой части речи);

- «синтаксически» (понимать синтаксические особенности строения предложения и текста в целом);

- «лексически». В текстах СМИ часто встречаются устойчивые выражения, фразеологические обороты, заголовки статей в виде прецедентных текстов, которые сложны для понимания курсантами, и требуется определенная предварительная подготовка для правильной интерпретации содержания самой статьи.

Как известно, печатные СМИ определяет жанровое разнообразие: репортаж, заметки, очерки, информационные сообщения и т.д. Студент-иностранец должен иметь общее представление об особенностях и структуре каждого жанра. Но на начальном этапе изучения языка СМИ, на наш взгляд, предпочтительнее использовать жанр заметки, так как она отличается относительной содержательной простотой, актуальной тематикой. В заметке практически отсутствует авторская оценка, так как этого не требует информационная природа жанра. Она сообщает самое главное о событиях действительности. В ней отражены ответы на вопросы: кто сделал? что сделал? где случилось? когда? как? почему? Курсант, отвечая на данные вопросы, строит связную монологическую речь, тем самым, используя в дальнейшем «шаблон» заметки для пересказа увиденных событий.

При обращении к газетным СМИ следует отметить, прежде всего, что основной единицей изучения является текст. Чтобы вызвать интерес иностранных военнослужащих к теме «Язык СМИ», тексты должны быть ориентированы на аудиторию, а также иметь актуальную тематику. Преподаватель, в свою очередь, должен подходить компетентно к освещению происходящих событий, относиться толерантно к мнениям курсантов.

Для курсантов интерес представляют статьи, связанные с такими темами, как политика, культура России, спорт, новости мира.

В качестве примера рассмотрим занятие, построенное на работе с аутентичным текстом, взятым из популярного информационного агентства мира, сетевого издания РИА Новости, и определенный набор заданий, разработанный по данному тексту и направленный на формирование языковой и коммуникативной компетенции, отработку лексических и грамматических навыков.

 

09.07.2018

Москва, 9 июля – РИА Новости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.199.162 (0.005 с.)