Целеполагание в воспитательных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целеполагание в воспитательных



И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы целеполагания в образовательных и воспитателных технологиях. Описаны этапы изменения целей воспитания в зависимости от изменяющихся требований к специалистам на современном этапе развития общества. Статья адресована преподавателям и администрации колледжей, учителям школ, всем, кто интересуется этапами и формами целеполагания в образовательном процессе.

Ключевые слова: ц ель, воспитание, образование, развитие, общество, личность, воспитательная технология.

Annotation. The article discusses the goal-setting issues in educational and upbringing technologies. The stages of changing the goals of upbringing are described, depending on the changing requirements for specialists at the present stage of development of society. The article is addressed to teachers and college administrators, school teachers, everyone who is interested in the stages and forms of goal setting in the educational process.

Keywords: p urpose, upbringing, education, development, society, personality, educational, technology.

 

Цель педагогического взаимодействия в профессиональном образовании является системообразующим элементом воспитательной технологии. От нее зависят остальные элементы: содержание, методы, приемы и средства достижения воспитательного и образовательного эффекта. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность.

Вследствие этого в педагогической литературе цель воспитания рассматривается как мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического взаимодействия, о качествах и состоянии личности, которые предполагается сформировать [1, с. 27].

Определение целей воспитания имеет большое практическое значение. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели, на наш взгляд, нельзя достичь эффективности применяемой педагогической технологии. Все это предопределило сущность понятия целеполагания в воспитательной технологии, под которым подразумевается процесс выявления и постановки целей и задач педагогической (воспитательной) деятельности. [3, с. 117]

Выбор целей воспитания не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики, философскими представлениями о целях и ценностях общества, а также социально-экономическими, политическими и другими особенностями развития общества и государства.

В воспитательной технологии цели могут быть разного масштаба и составлять некоторую иерархию. Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, что это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень - цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, которые отражаются в образовательных программах и стандартах. Более низкая ступень - цели воспитания людей определенного возраста.

На двух последних уровнях цели в воспитательной технологии принято формулировать в терминах поведения, описывая планируемые действия воспитуемых. В связи с этим различают собственно педагогические задачи и функциональные педагогические задачи. Первые из них - это задачи на изменение человека - перевод его из одного состояния воспитанности, в другое, как правило, более высокого уровня. Вторые рассматриваются, как задачи развития конкретных качеств личности.

В истории человеческого общества глобальные цели воспитания изменялись и изменяются в соответствии с философскими концепциями, психолого-педагогическими теориями, с требованиями общества к образованию. Например, в США в 20-е годы XX века выработана и, с незначительными изменениями, продолжает реализовываться концепция адаптации личности к жизни, согласно которой школа должна воспитать эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и доброго семьянина. Гуманистическая, либеральная педагогика Западной Европы провозглашает целью воспитания формирование автономной личности с критическим мышлением и самостоятельным поведением, реализующей свои потребности, в том числе высшую потребность в самоактуализации, развитии внутреннего «Я». При этом различные направления зарубежной педагогики довольно недоверчиво относятся к наличию обязательных для всех целей воспитания. Крайним выражением этой позиции является взгляд, по которому образовательное учреждение вообще не должно ставить целей формирования личности. Его задача - давать информацию и обеспечить право выбора направления саморазвития (экзистенциализм) человека, его общественного и личностного самоопределения и профессиональной деятельности.

В отечественной педагогике с 20-х по 90-е годы прошедшего столетия целью воспитания было формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Она исходила из педагогических традиций Древней Греции, Европы эпохи Возрождения, западных и русских утопистов, французских просветителей. Учение о всестороннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основателями марксизма, которые считали, что именно всесторонне развитая личность - цель исторического процесса. Всестороннее развитие личности как цель воспитания и сейчас прямо или косвенно утверждается многими странами и международным сообществом, о чем говорят и документы ЮНЕСКО.

В новых социально-экономических и политических условиях развития нашей страны весьма критично оценивается всестороннее развитие личности как цель воспитания. Однако такую позицию разделяют далеко не все специалисты. Это объясняется тем, что до 90-ых годов XX века цели воспитания определялись потребностями авторитарного государства и носили идеологический характер, а теперь, считают ученые, в воспитании надо исходить от потребностей личности в самореализации, в развитии способностей каждого. Поэтому цель воспитания и образования, на которую необходимо ориентировать современные образовательные технологии в самом общем виде формулируется как создание условий для разностороннего развития личности. В связи с этим, в Законе РФ «Об образовании» решение воспитательных задач в образовательном процессе направлено на выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее самореализации, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование [2, с. 12].

 Следовательно, идеологический подход к постановке целей воспитания заменяется личностным, что придает разрабатываемым и реализуемым в российском обществе педагогическим технологиям черты западной гуманистической педагогики.

Решение задач целеполагания как бы завершает формирование методологической базы воспитательной и образовательной технологии. Однако это не дает оснований для предварительной оценки ее эффективности. Эта проблема во многом снимается в результате моделирования тех или иных образовательных технологий на этапе их теоретической разработки и обоснования.

 

Список литературы:

1. Акопов Г. В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса / Г.В.Акопов, А.В.Горбачева. – М.: Машиностроение - 1, 2003. 280 с.

2. Емец В.Е. Актуализация формирования навыков целеполагания в педагогической деятельности / В. Е. Емец // Обучение и воспитание молодежи в условиях реформирования педагогического процесса: сб. науч. трудов. -М., 1994. 67с.

3. Ульянов А.А. Исследование целеполагания руководителей при помощи системы логических уровней // Вестник Том. гос. пед. ун-та. - 2012. – 232с.

4. Хусаинова Н. Ю. Целеполагание в педагогических процессах / Н. Ю. Хусаинова. Казань: КГУ, 1996. - 32 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.007 с.)