Аржанова Алёна Александровна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аржанова Алёна Александровна



студентка магистратуры направления подготовки «Педагогическое образование», ФГБОУ ВО МГПИ, г. Саранск, Россия

a-arzhanowa@yandex.ru

МЕДИАКУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Сегодня большими помощниками для педагога нового поколения выступают медиатехнологии, которые активно применяются в медиаобразовании, образуя медиакультуру. Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образование, различные медиаресурсы, медиасредства и медиатехнологии дают современному учителю возможность интеграции и существенного обогащения возможностей традиционных технических средств обучения, позволяют обеспечить новый уровень коммуникаций, что приводит к изменению подходов к построению и проведению учебных занятий.

Ключевые слова: медиаобразование, учитель, обучение, образовательный стандарт, медиатехнологии, учебная деятельность, медиасредства.

 

Safonov Vladimir Ivanovich

Candidate of Physics and Mathematics Sciences, Associate Professor

Departments of Computer Science and Computing Mordovia state pedagogical Institute

Saransk, Russian Federation

Arzhanova Alyona Alexandrovna

Student of master 's degree of training "Pedagogical education"

Mordovia state pedagogical Institute

 Saransk, Russian Federation


MEDIA CULTURE IN EDUCATION

 

Today as big assistants for the teacher of new generation media technologies which are actively applied in media education, forming media culture act. Thanks to introduction of the information and communication technologies (ICT) in education, various media resources, media means and media technologies give to the modern teacher ability to integrate and essential enrichment of opportunities of traditional technical means of training, allow to provide the new level of communications that leads to change of approaches to construction and carrying out studies.

Keywords: media education, teacher, training, educational standard, media technologies, educational activity, media.

 

Современное образование развивается в новых условиях, определяющих важную специфику глобального процесса информатизации образования, в связи с чем требуются определенные навыки работы со специальными мультимедийными средствами.

Слово «мультимедиа» стало популярным с 90-х годов XX века. Multimedia (англ.) – это многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию.

«Мультимедиа» включает в себя работу с информацией в разных ее видах, а не только в привычном цифровом.

Использование медиасредств в образовании имеет следующие функции:

1) показ рассматриваемых событий, явлений и процессов в динамике, в том числе, и известное нам – слайд-шоу, с помощью перспективного интерпретирования;

2) компьютерное моделирование изучаемых явлений и процессов;

3) дифференциация и индивидуализация процесса обучения (т.е., процесс обучения – регулирует информационную насыщенность занятия, подстраиваясь под индивидуальные особенности обучающихся);

4) компьютерная визуализация на экране процессов и явлений, недоступных непосредственному восприятию;

5) предоставление свободного доступа к локальным и глобальным информационным сетям;

6) реализация итогового и постоянного контроля в образовательной деятельности учащихся;

7) установление обратной связи;

8) привлечение мотивации к обучению учащихся.

В реализации установления мультимедиа выделяют способы использования мультимедиа в процессе обучения:

1. С помощью мультимедиа-технологий, применяемые в современном образовательном процессе, можно найти необходимую дидактическую информацию, не затрачивая много времени.

2. Преимущество в свободе выбора дидактической информации, а также, в ее качественной обработки. В выборе информации во многом помогает медиа-избирательность, которая формирует критическое мышление учащегося, и, она же, развивает в нем медиа-культурную личность.

3. Иное представление учебного материала, новшество – презентации. Аудиовизуальные средства нового поколения отличаются высоким качеством изображения и звука, сочетанием различных каналов предъявления информации, что способствует повышению эффективности восприятия учебного материала и, соответственно, ведет к лучшему его усвоению.

4. Реализация контроля по школьным предметам. Сегодня имеется неограниченное количество различных тренажеров, тестов, учебных предметных и дополнительных программ в электронном доступе, которые быстро, качественно осуществляют контроль в образовательной деятельности и оценивают ее результаты. [1; 4].

Использование мультимедиа-технологий имеет большой плюс в том, что информация, которая представляется с их помощью, воспринимается параллельно несколькими органами чувств. В традиционном обучении это реализуется последовательно, тем самым запоминание совершается неинтенсивно. 80% усвоение учебного материала учеником происходит при воздействии на зрение и слух.

Использование в образовательном процессе медиа-средств позволяет раскрыть простор для реализации личностно-ориентированной модели обучения, которая может подстраиваться под каждого обучающегося. При этом будут учитываться условия для дифференциации и индивидуализации деятельности, предполагая личностную активность, и реализуя возможность самореализации, самообучения, самообразования, самосовершенствования и развития творческого мышления.

Компьютер относительно давно проник в образование и является универсальным средством обработки информации. Обратим особое внимание на уроки информатики в разные временные периоды. Каков был урок информатики в конце XX в.: учителя попросту рассказывали, что такое компьютер, без применения практики, без тактильного ощущения и, вообще, без возможности представления этого оборудования. На сегодняшний день, проблемы в недостатке компьютеров в компьютерных классах исчезла. К тому же, в Профессиональном стандарте педагога [2, c 8] отмечено, что профессиональная ИКТ-компетентность выражается в квалифицированном применении общераспространенных в профессиональной области средств ИКТ в ходе решения профессиональных задач. К профессиональной педагогической ИКТ-компетентности относят: общепользовательскую ИКТ-компетентность; общепедагогическую ИКТ-компетентность; предметно-педагогическую ИКТ-компетентность (отражающую профессиональную ИКТ-компетентность, которая соответствует некоторой области деятельности человека).

Общепользовательский компонент, помимо прочего, включает в себя умение реализовывать видеоаудиофиксацию процессов в окружающем мире и в образовательном процессе; аудиовидиотекстовую коммуникацию; визуальную коммуникацию – применение средств наглядности (в том числе видеомонтажа) в ходе коммуникации.

Общепедагогический компонент содержит: подготовку и проведение консультаций, обсуждений, выступлений (в том числе, с использованием телекоммуникаций); применение инструментов визуализации; визуальную коммуникацию – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации и др.

Предметно-педагогический компонент включает: использование в визуальном творчестве цифровых технологий, в том числе анимации, мультипликации, конструирования виртуальных и реальных устройств и др.

Как можно видеть, во всех трех компонентах профессиональной компетенции учителя в той или иной мере присутствуют медиатехнологии, что обосновывает необходимость включения их освоения в систему подготовки современного учителя. Также в процессе профессиональной подготовки учителя следует учитывать то, что реализация основной образовательной программы должна быть обеспечена современной информационно-образовательной средой (ИОС). В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС ОО) [3], профессиональная ИКТ-компетентность учителя включает, в частности, его профессиональную деятельность в информационной среде.

ИОС образовательной организации включает: информационные образовательные ресурсы; технологические средства ИКТ: компьютерную технику, коммуникационные каналы; обеспечивающие обучение в современной ИОС педагогические технологии. Кроме всего прочего, ИОС образовательной организации обеспечивает дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей, управляющих органов в сфере образования, общественных организаций и др.), в том числе с применением дистанционных технологий. В общеобразовательных учреждениях созданы соответствующие условия для реализации возможностей ИОС в профессиональной деятельности педагога.

Компьютеры поделились широким применением технологий мультимедиа в образовании. Динамичное включение образного мышления в обучении помогают учащемуся едино усваивать представленный материал. Тем самым, педагог умело совмещает теорию, дополняя ее иллюстрацией.

Оснащенные мультимедиа-технологией компьютеры позволяют воспроизводить аудио, а также видеоинформацию (видеоролики, фильмы, анимацию и др.). Видеоэффекты могут представлять собой смену слайдов, перемещение текстов и картинок, изменение цвета масштаба текста и изображения и др.

Применяются мультимедийные программы при фронтальном, групповом и индивидуальном обучения, а также для самостоятельной работы. Они являются вариативными, имеющими собственные настройки, при помощи которых учащийся в процессе освоения учебного материала, самостоятельно устанавливает скорость изучения, объем материала и его сложность.

Таким образом, мультимедийные технологии открывают большие возможности для повышения интереса у учащихся. Современные условия предъявляют новые требования к личности педагога, его профессиональным качествам, и становится актуальным вопрос о роли педагога и его функциям в учебно-воспитательном процессе в условиях глобального процесса информатизации. Медиа-технологии безгранично расширяют способности в организации учебной работы и допускает возможность практически осуществить огромный потенциал многообещающих методических исследований, встретившихся в рамках классического обучения, которые оставались невостребованными или не имели возможность предоставить надлежащего результата.

С целью осуществления тех задач, что встают на сегодняшний день перед российской системой образования, в том числе в аспекте информатизации, необходимыми являются не только хорошая техническая оснащенность образовательных учреждений и подготовка программного обеспечения, но и особая организация преподавателя к использованию в своей работе различных медиа.

 

Список литературы:

1. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория: учебное пособие / А.В. Федоров. – М.: МОО «Информация для всех», 2015. – 450 c.

2. Профессиональный стандарт учителя [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/.

3. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» // Министерство образования и науки РФ. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/4588/приказ Об утверждении 413.rtf.

4. Мантуленко В.В. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности / В.В. Мантуленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – 36 с.

 

 

УДК 811.161.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.009 с.)