Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Of value orientations of personalityСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Abstract. The article is devoted to the problem of value orientations of personality. The author analyzes and describes such concepts as value, value orientations of personality, a brief theoretical analysis of the problem of value orientations in the structure of personality. The results of the study of socio-psychological characteristics of value orientations of the individual, conducted by the author in the Chechen Republic, are also presented. Keywords: values, value orientations, personality structure, personality orientation, ranking of the value system.
Человек социализируется всю жизнь, начиная с раннего детства. Семья, в которой живет ребенок, ясли, школа, компания товарищей, однокурсники, коллеги - все эти социальные группы, контактируя с которыми, личность становится обладателем разного рода систем ценностей. Эти социальные группы во многом корректируют когнитивно-поведенческую сферу человека и образуют систему ценностей личности. Понятие «ценностные ориентации» было впервые использовано в социальной психологии, а затем - и в социологии, как аналог философского понятия системы ценностей. Дифференциация среди этих наук часто осуществляется по параметрам «общее - индивидуальное», «реально действующее - рефлекторно сознаваемое» и т.п. Большое воздействие на изучение проблемы ценностей оказали философы и мыслители 19-го и 20-го века, которые старались обосновать протекавшие на своих глазах значительные изменения в убеждениях своих современников. Дезорганизация конфессионального восприятия западно-христианского мира, который был непосредственно связан с процессами реформирования западноевропейской культуры, как специфичные пути её развития, логически приводит к утрате миропонимания бытия и метаморфозам всей системы ценностей. В наибольшей степени эти процессы всесторонне проистекали в эпохи Возрождения и Просвещения; именно тогда же идёт осознание их губительных влияний [6]. В социологии под понятием «ценностные ориентации» имеются ввиду «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней, а также способ дифференциации объектов по их значимости». [11, с. 259]. Только личность, которую можно охарактеризовать как социально зрелую, способна сознательно сделать свой выбор. Наличие ценностей есть выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов. Ценностные ориентации (далее – ЦО), как глубинные компоненты психики, основа направленности личности и ее поведения, все чаще выступают в качестве предмета философских, педагогических и психологических научных исследований [10, с. 139]. Первым кто в советской социальной психологии обратился к понятию «ценностные ориентации» был В. Б. Ольшанский, понимавший под ЦО, цели, интересы, желания, и рассматривал их в качестве структуры, из сложившихся норм. [9, с. 242]. Ценностных ориентаций личности ученые характеризовали как специальные психологические процессы, существующие в системе личности только как определенное ее звено. Особый интерес к ценностным ориентациям личности проявляли А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов: «Под ценностными ориентациями мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [14, с. 199]. Эти исследователи утверждали, что ценностные ориентации личности являют собый компонент первостепенной важности организации личности, определяющая ее поведенческую сферу и отношение к окружающей действительности [8]. В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях: «идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; способ дифференциации объектов по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности» [5, с. 360]. Н. А. Журавлева понимает ценностные ориентации «как относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от социальных ситуаций» [7, с. 35]. В самом общем понимании, как пишет И. А. Сурина, это установки личности на ценности материальной и духовной культуры; отражение в сознании людей ценностей, признаваемых ими в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров; основа их социальной жизни, жизненных устремлений и профессиональных амбиций [12, с. 559]. Таким образом, мы можем утверждать, что ценностные ориентации личности характеризуются как сложная иерархическая система, выполняющая важнейшие функции, которые регулирует общественное поведение личности. Ценностные ориентации личности формируют в некотором роде внутреннюю опору культуры индивида, регулируя тем самим его линию поведения. И. В. Архиповой, они выступают как часть мировоззренческого фундамента, на котором впоследствии человек строит свою жизнь в обществе, то есть они являются детерминантой способов и уровней социализации [2, с. 183]. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в контексте социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, а многие ценности оказываются нарушенными. В современных условиях переосмысливания и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие человека [13, с. 72]. Для ценностных ориентаций характерна многоуровневая система, в которой есть высшие ценности (ценности-цели) и второстепенные (ценности-средства) [4, с. 1999]. Ценностные ориентации представляют собой серьезный стабилизатор динамичности личности человека, ввиду того что они дают возможность сопоставить личностные интересы человека с осмысленными общепринятыми ценностями общества. Система ценностных ориентаций состоит из важнейших качеств личности. Эти самые ценностные ориентации помогают человеку формировать некую основу сознания и поведения личности человека. Система нравственных ценностных ориентаций как идеал воспитания представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через категории «достоинство», «ответственность», «доброта», «уважение», «сочувствие», «содействие», и характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению [3, с. 122]. Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. [14, с. 55]. При изучении ценностных ориентаций личности исследователи выделяют пять направлений и пять теорий, которые дают разные толкования эти явлениям. Это: натуралистический психологизм, трансцендентализм, социологизм, культурно-исторический релятивизм, персоналистический онтологизм [1]. Основной целью нашего исследования является определение социально-психологических особенностей ценностных ориентаций личности. Для достижения поставленной цели нами было проведено эмпирическое исследование. В нашем исследовании приняли участие 100 человек, 54 мужчин и 46 женщин, основным контингентом испытуемых составляли учителя. Средний возраст респондентов составляет 46 лет. Для изучения социально-психологических особенностей были сформированы следующие выборки: с учетом половой принадлежности - женская выборка и мужчины; по месту жительства - представители сельской и городской местности; представители различных профессий; так же выборки, сформированные с учетом наличия или отсутствия детей в семьях; а так же выборки с учетом находятся ли респонденты в браке или холостые. В рамках эмпирического исследования нами были проанализированы показатели выраженности ценностных ориентаций личности по методике Шварца. Анализ показателей проводился при помощи критерия Манна-Уитни. Опросник Шварца состоит из двух частей. Одна часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Другая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Анализ социально-демографических различий в выраженности ценностных ориентаций позволил выявить достоверные показатели. Сначала все переменные исследования были проанализированы с учетом половой принадлежности (мужчины/женщины). В результате ранжирования ценностных ориентаций (профиль личности), установлено, что наиболее выраженной и распространенной ценностью среди испытуемых женщин является ценность гедонизм. На втором месте оказалась ценность власть, на третьем месте ценность универсализм. При этом наименее распространенными оказались ценности – самостоятельность, доброта, традиции. Среди испытуемых мужской выборки наиболее распространенной и выраженной ценностью является ценность самостоятельность. На втором месте – доброта, на третьем ценность – традиции. Вместе с тем наименее распространенными ценностями оказались ценности – гедонизм, универсализм, власть. При этом, в результате ранжирования ценностных ориентаций (обзор ценностей), установлено, что наиболее выраженной и распространенной ценностью среди испытуемых женщин является ценность конформность. На втором месте оказалась ценность стимуляция, на третьем месте соответственно ценность традиции При этом наименее распространенными оказались ценности – гедонизм, доброта, достижения. Среди испытуемых мужской выборки наиболее распространенной и выраженной ценностью является ценность гедонизм. На втором месте – доброта, на третьем власть. Вместе с тем наименее распространенными ценностями оказались ценности-стимуляция, традиции, универсализм. Также в рамках эксперимента, значения показатели выраженности ценностей личности по методике были проанализированы также и с учетом места жительства испытуемых, город-село. Так было, установлено, что наиболее выраженной и распространенной ценностью среди городских жителей является ценность безопасность. На втором месте оказалась ценность традиции, на третьем месте соответственно расположилась ценность доброта. При этом наименее распространенными оказались ценности –универсализм, достижения и власть. Среди испытуемых сельской местности наиболее распространенной и выраженными ценностями являются достижения, универсализм, стимуляция. Вместе с тем наименее распространенными ценностями оказались ценности- безопасность, традиции, доброта. Из результатов ранжирования ценностных ориентаций попрофилю личности было, установлено, что наиболее выраженной и распространенной ценностью среди городских жителей является ценность гедонизм. На втором месте оказалась ценность конформность, на третьем месте соответственно расположилась ценность самостоятельность, при этом наименее распространенными оказались ценности –доброта, безопасность, власть. Среди испытуемых представителей сельской местности наиболее распространенной и выраженной ценностью является ценность доброта. На втором месте – безопасность, на третьем ценность – власть. Вместе с тем наименее распространенными ценностями оказались ценности-гедонизм, универсализм, власть. На основе результатов проведенного эмпирического исследования мы можем констатировать: 1.Установлено, что наиболее выраженной и распространенной ценностью среди испытуемых является ценность счастливая семейная жизнь. На втором месте оказалась ценность здоровье, на третьем и четвертом месте соответственно расположились ценности любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту). 2.Наиболее выраженной и распространенной ценностью среди испытуемых женщин является ценность конформность. Среди испытуемых мужской выборки наиболее распространенной и выраженной ценностью является ценность гедонизм. Список литературы: 1. Аксиология. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. Ивина А.А. М.: Гардарики, 2004. [Электронный ресурс]. 2. Архипова И. В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения / И. В. Архипова // Социально-экономические явления и процессы. 2010. – № 5. – С. 183–188. 3. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб.для вузов. М.: Трикста, 2006. С. 122. 4. Всемирная энциклопедия. Философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Мысль, 2001. с. 1999. 5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М.: «Инфра-М». 2007. 6. Елишев С.О. Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. 2011. №2 (11). 7. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. – 2006. Т. 27. – № 1. 8. Камбарова К. У. Ценностные ориентации – важнейший компонент структуры личности // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 1808-1810. 9. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. – Т. 1. – М., 1965. 10. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты: Генезис. Функционирование. Диагностика. - Мытищи: Талант,2016. - 139 с. 11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2006. С. 259. 12. Сурина И. А. Социология молодежи: Энцикл. словарь. – М., 2008. 13. Тырнова О. А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи / О. А. Тырнова // Педагогика и психология образования. 2010. – № 3. – С. 71–75. 14. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 2007. С.55. Работа выполнена при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (МК-2469.2018.6 «Способы реализации агрессивных побуждений и идеи мести в контексте переживания стрессов высокой интенсивности»).
УДК 373.1 Сафонов Владимир Иванович канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры информатики и ВТ ФГБОУ ВО МГПИ, г. Саранск, Россия wawans @ yandex. ru
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.01 с.) |