For the formation of key competencies 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

For the formation of key competencies



Abstract. The article discusses the essence of motivation, its aspects, and components. The problem of non-motivation of high school students is analyzed and recommendations are offered for parents and teachers to help motivate children.

Keywords: motivation, students, high school students, training.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные. Метапредметные результаты включают в себя овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Анализ понятия «компетенция» показал, что оно имеет структуру, в которую входят следующие основные элементы:

1. Личностные черты и характеристики мотивации;

2. Знания;

3. Умения;

4. Опыт.

По нашему мнению, базисным фактором в этой структуре являются личностные черты, так как в основе качественного обучения лежит желание школьника, его мотивация.

Проблема повышения мотивации к обучению является одной из основных в педагогике. Её в разные времена решали различными способами, тем не менее проблема остаётся актуальной, т.к. предложенные методы и средства её решения быстро устаревают. Этот вопрос изучали такие учёные и методисты как Ильин Е.П., Маркова А.К., Леонова Н.А. и другие.

Для начала разберемся, что такое мотивация, мотивационное развитие и в чем его необходимость для современных школьников. Мотивация – причина действий, желания и целей людей. Мотивация происходит от слова «мотив», которое определяется как потребность, которая требует удовлетворения. Этими потребностями могут быть желания или мечты, которые приобретаются под влиянием культуры, общества, образа жизни и т.д. или, как правило, врожденные. Мотивация – это направление к поведению, или то, что заставляет человека хотеть повторить поведение, набор силы, который действует за мотивами. Мотивация считается одной из самых важных причин, побуждающих человека двигаться вперед в жизни. Мотивация является результатом взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов. Овладение мотивацией для обеспечения устойчивой и обдуманной практики имеет решающее значение для высоких уровней достижений, например, в мире элитного спорта, медицины или музыки. В принципе это и называется мотивационным развитием [1].

Мотивация в обучении является очень острой темой. Мотивация представляет особый интерес для психологов-педагогов из-за решающей роли, которую она играет в обучении. Мотивация в обучении может [2]:

1. Способствовать рационализации поведения для достижения конкретных целей;

2. Повысить активность и настойчивость в деятельности;

3. Улучшить когнитивную обработку учебной информации;

4. Привести к повышению результативности и эффективности обучения.

Обычно мотивация концептуализируется, как внутренняя или внешняя. Классически эти категории рассматриваются как отдельные. Сегодня эти концепции с меньшей вероятностью будут использоваться в качестве отдельных категорий, а вместо этого как два идеальных типа, которые определяют суть вещей [3]:

1. Внутренняя мотивация возникает, когда люди делают что-то и это доставляет им удовольствие. Либо они думают, что их деятельность важна, и они чувствуют, что то, что они изучают, является значительным.

2. Внешняя мотивация вступает в игру, когда ученик вынужден что-то делать или действовать определенным образом из-за факторов, внешних по отношению к нему (поощрение, страх наказания).

По нашему мнению, основной задачей педагога является создание условия, при которых первичной мотивацией, побуждающей к деятельности, будет внутренняя. Для этого можно использовать новые формы обучения и некоторые другие методы, стимулирующие желание школьника учиться.

Рассмотрим роль некоторых современных образовательных технологий в развитии учебной мотивации школьников.

Игровые технологии. Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Этот вид деятельностиразвивает навыккритического мышления, при котором формируется способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения, что служит положительной мотивацией для старшеклассника. Сюда же относится развивающее обучение, направленное на развитие потенциала каждого ученика в том направлении, к которому у него есть предрасположенность.

Дистанционное образование является современной формой обучения, при которой человек может продолжать обучение из дома, без необходимости личного посещения образовательного учреждения. Это очень хорошо может сказаться на личном интеллектуальном развитии старшеклассников, для которых общение со сверстниками служит отталкивающим или отвлекающим фактором их обучения. Дистанционные формы обучения можно использовать при выполнении обучающимися внеаудиторных самостоятельных работ, что разнообразит процесс обучения, придаст ему новые смыслы и, безусловно, положительно повлияет на мотивацию школьника.

Информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время многие классы оснащены, проекторами, интерактивными досками и другой техникой, позволяющей повысит эффективность учебного процесса. Стоит отметить, что их применение должно быть оправдано и необходимо соблюдать баланс, между традиционными и новыми формами подачи информации. Этот баланс должен определять сам педагог, поскольку только он понимает, насколько это необходимо.

Рассмотрим также некоторые приемы повышения учебной мотивации, которые необходимо применять при реализации в учебном процессе различных образовательных технологий:

Конкретизация. Наверняка, каждому учителю не один раз задавали вопрос о том, зачем учить, например, математику? Универсального ответа нет, однако, некоторые вещи можно конкретизировать, привести примеры. Было показано, что конкретный материал, который мог быть представлен абстрактно, существенно увеличивает внутреннюю мотивацию учеников. Например, при изучении производной функции понятие предела можно показать на примере решения задачи на нахождение расстояния видимости горизонта с некоторой высоты. Наступает момент, когда при выводе итоговой формулы в общем виде получается величина настолько малая, в сравнении с радиусом Земли, что ей можно пренебречь.

Традиционные методы обучения, как правило, используют тревогу как отрицательную мотивацию (например, проявление негативных эмоций педагогом) в качестве метода заставить учеников работать. Тем не менее, было обнаружено, что прогрессивные подходы с упором на позитивную мотивацию позволили повысить эффективность обучения, поскольку тревога мешает выполнению сложных задач.

Мотивация в образовании включает [4]:

- Мотивация, направленная на обучение в школе;

- Потребность в новых знаниях и умениях;

- Потребность в общении с взрослыми и сверстниками (социальная);

- Адекватная и критическая самооценка.

Все это стоит учитывать при мотивационном развитии учеников старшей школы. Повышение мотивации учеников – одна из самых трудных задач обучения в старшей школе. Это особенно верно для учеников, которым с большим трудом дается учеба, и которые были немотивированы в течение многих лет. Эти ученики начинают служить примером «усвоенной беспомощности». Именно здесь они считают себя неудачниками и не видят причин для того, чтобы попытаться улучшить себя. Они чувствуют, что потеряли причины и отказываются от мысли о достижении. Тем не менее, есть способы, которыми родители и педагоги могут изменить ситуацию [5].

1) Нельзя обвинять ни одного ученика в лени. Стоит понять, что многие ученики проходят фазу усвоенной беспомощности и нуждаются в поддержке. Нужно обеспечить эту поддержку, когда речь идет о школьной работе, педагогам стоит быть более полезными, а не критическими в отношении школьника.

2) Нужно использовать различные мотивационные факторы, чтобы преподавателю охватить всех учеников. Использовать проекты, чтобы мотивировать любознательного ученика. Дать неофициальные, необъявленные награды ученикам, которые мотивированы принадлежностью, социальным принятием. Дать сильным ученикам большую возможность проявить свои таланты.

3) Использовать внутреннюю мотивацию для учеников, которые больше заинтересованы в своей работе. Дать им возможность больше вникать в свою работу, потому что они больше заинтересованы в предмете и более склонны к его овладению. Использовать внешнюю мотивацию для учеников, которые больше заинтересованы в получении хороших оценок. Дать им возможность выполнить несколько заданий, потому что они больше заинтересованы в конечных результатах своих усилий.

4) Больше прибегать к аспектам реальной жизни. Использовать текущие события, поп-культуру и примеры из семейной жизни при обучении старшеклассников. Найти образцы для подражания, таких как люди из поп-культуры и сверстники, чтобы влиять на поведение учеников. Использовать сверстников, которые когда-то были немотивированными сами и преодолели барьеры, чтобы стать успешными в своем обучении. Пригласить таких образцов для подражания быть гостями в классе.

5) Баланс работы, которая преподается в классе. Нужно удостовериться, что работа не слишком легка, что ученики бросают вызов трудностям. С другой стороны, не усложнять работу, чтобы не обескуражить учеников. Использовать обучение по типу строительных проектов, где сложность работы постепенно возрастает. Давать задания, которые немного выше понимания школьника, чтобы способствовать его академическому росту.

Таким образом, мотивация учеников старшей школы является очень важной и актуальной проблемой современности, потому что у них уже выработались убеждения, мешающие эффективному обучению. И долг учителя понять, что за ленью и раздражительностью школьников скрываются неудовлетворенные потребности, которые могут являться стимулятором к обучению при верных действиях педагога.

 

Список литературы:

1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - М.: Педагогика, 2014. - 800 c.

2. Леонова Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников / Н. А. Леонова // Начальная школа. – 2008. – № 2.– С. 6–7.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. /В.К. Вилюнас – М.: Академия, 2002

4. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. / А.Н. Леонтьев – М., 2013.

5. Нижегородцева Н.В. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков – М., 2001.

 

 


УДК 378

Золоева Зарина Тамерлановна

Старший преподаватель кафедры

Истории и теории государства и права

ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский

горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)»

Россия, г.Владикавказ

4noiabria@mail.ru

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты влияния цифровой экономики на деятельность высших учебных заведений. Автор отмечает взаимосвязь развития информационного общества и образовательного процесса. Автор отмечает важность реализации мероприятий, направленных на защиту информационного пространства ВУЗа. В заключении автор приходит к выводу о перспективном характере цифровизации системы высшего образования.

Ключевые слова: цифровая экономика,цифровизация, информационные технологии, информационное право, информационная среда, высшие учебные заведения, высшее образование информационное общество.

 

Zoloeva Zarina Tamerlanovna

Senior Lecturer

History and theory of state and law

FSBEI of HE "North Caucasian

Mining and Metallurgical Institute

(State Technological University) "

Russia, Vladikavkaz

4noiabria@mail.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.018 с.)