Матюхина Виктория Владимировна, 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Матюхина Виктория Владимировна,



Студент магистратуры 2 курса

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный

университет имени Тараса Шевченко»

г. Луганск, ЛНР

kosha_lyb@mail.ru

 

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Приведен количественный анализ исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обоснована необходимость обязательной логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.


Matyukhina Victoria Vladimirovna,

magistracy

Luhansk Taras Shevchenko national university

Luhansk, LPR

kosha_lyb@mail.ru

CONDITION OF PHONEMATIC PERCEPTION IN CHILDREN

OF PRESCHOOL AGE WITH GENERAL

SPEECH UNDERFULCTION

Abstract. This article is devoted to the problem of phonemic perception in older preschool children with general speech underdevelopment. A quantitative analysis of the study of phonemic perception in children of senior preschool age with a general speech underdevelopment is given. The necessity of compulsory speech therapy work on the formation of phonemic perception in older preschool children with general speech underdevelopment is substantiated.

Keywords: phonemic perception, senior preschool age, general speech underdevelopment.

С целью диагностики фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста были отобраны пять методик:

1. «Поймай звук». Цель: Изучение фонематического восприятия.

2. «Найди ошибку». Цель: различение слов в предложении, близких акустически, но разных по смыслу.

3. «Выбери картинки». Цель – изучение элементарных форм звукового анализа.

4. «Покажи картинку». Цель: Различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу, обследование дифференциации слов-квазимонимов, умения ребенка различать значение слово лишь в одной измененной фонеме.

Методика 5. «Выделение начального звука из слова». Цель - исследование сложных форм фонематического анализа.

База исследования – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 122 комбинированного типа г. Макеевки», ДНР.

В исследовании принимали участие дети 2х групп общей численностью 44 человека: 24 ребенка с нормой речевого развития и 20 детей с ОНР III уровня. Средний возраст детей – 5 лет 10месяцев.

Методика «Поймай звук» выявила высокий уровень развития фонематического восприятия у 12 детей (50%) с нормой речи, у 6 детей (25%) – средний уровень, у такого же количества детей – низкий уровень (25%).

В данной методике дети с нарушением речи показали следующие результаты: у 20% детей (4 человека) был выявлен высокий уровень развития фонематического восприятия, они справились более чем с 80% заданий, 8 челове (40%) имеют средний фонематического уровень развития, 8 человек (40%) показали низкий уровень развития, они справились менее чем с 30% заданий.

Методика «Найди ошибку» выявила следующие показатели уровня сформированности фонематических представлений у детей с нормативным речевым развитием: высокий у 10 детей (41,6%), у 8 детей (33,4%) – средний уровень, у 6 детей (25%) – низкий уровень.

В данной методике дети с нарушением речи показали следующие результаты: у 10% детей (2 человека) был выявлен высокий уровень развития фонематических представлений, 8 человек (40%) имеют средний уровень эмоционального развития, 10 детей (50%) показали низкий уровень развития.

Методика «Выбери картинки» выявила высокий уровень сформированности элементарных форм звукового анализа у 8 детей (33,3%) без речевой патологии, у 12 детей (50%) – средний уровень, у 4 детей – низкий уровень (16,7%).

В данной методике дети с ОНР показали следующие результаты: высокий уровень не показал никто, 8 человек (40%) имеют средний уровень сформированности элементарных форм звукового анализа, 12 детей (60%) показали низкий уровень.

Методика «Покажи картинку» выявила высокий уровень у 12 детей (50 %) с нормой речи, у 8 детей (33,3%) – средний уровень, у 4 детей – низкий уровень (16,7 %).

В данной методике дети с нарушением речи показали следующие результаты: высокий уровень не показал никто, 8 человек (40%) имеют средний уровень, 12 детей (60%) показали низкий уровень.

Методика «Выделение начального звука из слова» выявила высокий уровень сформированности сложных форм звукового анализа у 10 детей (41,6%) с нормальной речью, у 10 детей (41,6%) – средний уровень, у 4 детей – низкий уровень (16,8%).

В данной методике дети с ОНР показали следующие результаты: высокий уровень сформированности сложных форм звукового анализа не показал никто, 4 ребенка (20 %) имеют средний уровень, 16 детей (80 %) показали низкий уровень.

Проведенное исследование показало, что у детей с ОНР уровень сформированности фонематического восприятия гораздо ниже, чем у детей с нормативным речевым развитием. Дети с речевыми нарушениями затрудняются при выделении заданного звука из звукового ряда, имеют определенную сложность при выполнении заданий на дифференциацию артикуляторно далеких, но акустически близких звуков. Самыми сложными для детей с ОНР оказываются задания на выделение звука в слове, на дифференциацию слов-квазиомонимов. В отличие от детей с нормативным речевым развитием дети с ОНР делали большее количество ошибок. Также надо отметить, что на выполнение заданий им требовалось большее количество времени.

Список литературы:

Коноваленко В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М: `Издательство `Гном и Д`, 2001.– 546 с.

УДК 373.5

Мерзлякова Ольга Павловна

канд. пед. наук, доцент кафедры физики, технологии

и методики обучения физике и технологии

Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург, Российская Федерация

E-mail: olgamerzlyakova@yandex.ru

ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ:





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.006 с.)