Psychological security in education 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Psychological security in education



Annotation. This paper reveals the relevance of the study of psychological security at the present stage of psychological research in the educational space. Various theoretical approaches to the concept of psychological security are considered. Modern scientific views on understanding of psychological safety of educational space are presented.

Keywords: psychological safety, education, educational environment, safety.

В настоящее время в современных условиях в социокультурном пространстве имеется много факторов, которые негативно влияют на полноценное развитие личности. Ведь безопасность личности стала весьма актуальным направлением исследования теоретического и прикладного характера как отечественных, так и зарубежных ученых. Интерес психологов к изучению безопасности в образовательной среде и ее психологическим характеристикам стремительно возрос, в связи с с активным развитием социума в образовании в России и в других странах наблюдается современное отношение к организации процесса обучения, воспитания и развития.

Безопасность является основной потребностью человека и она играет ключевую роль в обеспечении психического здоровья и развития детей. Поиск средств психологического сопротивления и условий, снижающих угрозы риски безопасности является не только социальной потребностью, но и задачей специальных исследований для обеспечения психологического благополучия участников образовательного процесса.

Психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от психологического насилия при взаимодействии людей в них; психологическая безопасность способствует удовлетворению потребности в личном доверии и общении, создает для участников комфортность, возникает чувство сопричастности (референтная значимость окружающей среды) и способствует их психическому здоровью.

Образовательная среда занимает особое место, потому что о важности ее влияния на развитие личности подчеркивал Л.С. Выготский «Воздействие окружающей среды на развитие ребенка будет огромным среди других влияний, а также степень понимания, осознания и понимание того, что происходит в окружающей среде» [2, с.97].

Многие организации обеспечивают безопасность: от государственной безопасности до безопасности в образовательной организации. Каждый элемент этой системы остро нуждается в психологическом облегчении своей деятельности, в понимании особенностей психологической безопасности и умении использовать их для повышения эффективной деятельности.

Психологически безопасная образовательная среда – это та среда, в которой большинство участников имеют положительное отношение, высокий уровень удовлетворенности с характеристиками окружающей среды, и защиты против психического насилия во взаимодействии.

Один из примеров успешной модели безопасной среды, предложен американскими специалистами Robers, S.,Чжан, Я., Ж. Трумана, который включает в себя два показателя при обсуждении безопасности образовательной среды: объективные показатели, факты, которые могут быть задокументированы образовательной организацией, администрацией и местными органами власти; показатели, основанные на мнениях и оценках участников образовательной среды [1, с.94].

Среди основных путей создания безопасной образовательной среды зарубежные исследователи М. А. Ривз, Л. М. Канан и А. Е. Плог отмечают следующие:

-с точки зрения комплексного подхода взаимодействие различных социальных структур должно быть выполнено через оказание психолого-педагогической и академической поддержки обучающимся;

-применение многоуровневой системы поддержки;

-увеличение доступности поддержки в области психического здоровья;

-постоянное поддержание благоприятной окружающей среды и соблюдение правил техники безопасности для предотвращения кризисных ситуаций;

-достижение баланса физической и психологической безопасности во избежание чрезмерно ограничительных мер.

Концептуальная сущность подходов к определению психологически безопасной образовательной среды отражается в следующих терминах [3]:

-степень защищенности национальной системы образования от неблагоприятных внешних и внутренних факторов;

-влияние на всестороннее развитие личности, семьи, общества и государства;

-среда взаимодействия, свободная от актов психологического насилия, имеющая референтный характер;

-значимость для включенных субъектов;

-система защиты субъектов от угроз позитивного развития, физического и психического здоровья в процессе педагогического взаимодействия;

-результат комплексного, систематического, долгосрочного, специально организованного психологического и педагогического процесса;

-вовлечение личности в образовательный процесс на предметную позицию;

-наличие значимых сообществ для обучающихся обеспечивающих удовлетворение их потребностей в межличностном общении;

-наличие отношений, основанных на взаимном уважении.

Психологическая безопасность образовательной среды является наиболее важной составляющей, позволяющей придать развивающий характер, влияющий на психосоциальное развитие.

Согласно А.К. Марковой потенциал педагога для проектирования образовательной среды заключается в развитии у обучающихся отсутствующих уровней активности, умение к самостоятельной деятельности, умение разрабатывать с учетом индивидуально-возрастных особенностей индивидуальные программы.

Также научная позиция Л. В. Блиновой указывает на основное качество педагога заключающееся в способности преодолевать возникающие препятствия, снятие эмоционального дискомфорта, возникающего в связи с имеющейся стереотипностью понимания ситуации, а также монотонности в трудовой деятельности.

Психологическая деятельность по обеспечению мер безопасности в образовании способствует передаче ценностей безопасности в общественную жизнь, снижает уровень насилия в обществе и предотвращает несогласованное поведение и неуместные действия людей в чрезвычайных ситуациях. Поддержка высокого уровня психологической безопасности в образовательной среде снижает риски и помехи в психическом развитии обучающихся.

Таким образом, изучение психологической безопасности образовательной среды рассматривается как психолого-педагогическая реальность и совокупность условий, обеспечивающих позитивное развитие и формирование личности каждого участника образовательного процесса. Создание психологически безопасной среды обеспечивает психологическое благополучие всех участников образовательного процесса.

Психологическая безопасность представляет собой сохранение и укрепление здоровья членов общества, создание безопасных условий труда и обучения в образовательном учреждении, защищающая от всех форм дискриминации, может служить альтернативой агрессивной социальной среде.

Таким образом, можно сказать, что процесс проектирования безопасной образовательной среды является весьма сложным процессом, в котором в первую очередь необходимо организовать моделирование образовательной ситуации с учетом целей, задач, принципов, технологий и во-вторых, важно создать комфортные, безопасные, психолого-педагогические условия, содействующие формированию навыков и личностных черт обучающихся.

Таким образом, изучение психологической безопасности образовательной среды рассматривается как психолого-педагогическая реальность и совокупность условий, обеспечивающих позитивное развитие и формирование личности каждого участника образовательного процесса. Создание психологически безопасной среды обеспечивает психологическое благополучие всех участников образовательного процесса.

Список литературы:

1.Баева И.А. Психологическая безопасность и развивающее образование / Баева И.А., Рассоха Н.Г. //3-я Российская конференция по экологической психологии: тезисы. Психологический институт Российской академии образования. – М., 2003. С. 92-94.

2.Веретина О.Р. Психологическая безопасность и потребительский риск в образовании / Веретина О.Р., Пархоменко О.Г. //Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: материалы первого международного форума. – Спб., 2006. - С. 97-98.

3.Качимская А.Ю. Психологическая безопасность личности и ее сопровождение в образовании / А.Ю. Качимская. – Иркутск: Изд-во ВСГА, 2013. – 100с.

 


УДК 159.99

 

Межидова Марха Асланбековна,

  Хасемикова Аза Ибрагимовна

Студенты 3 курса «Логопедия»

Научный руководитель: Хажуев Ислам Сайдахмедоваич

доцент кафедры специальной психологии

и дошкольной дефектологии

«Чеченский государственный педагогического университета»

Грозный, Российская Федерация

 

КАК ДЕТИ УПРАВЛЯЮТ НАМИ

Аннотация: Маленький манипулятор может быть тихим или упрямым, агрессивным или хитрым. Манипуляция несет в себе цель получить желаемое, во что бы то ни стало. Почему дети используют манипуляцию как способ достижения цели?

Ключевые слова: манипуляция, ребенок, родители, воздействие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.009 с.)