Галактионова Нелли Анатольевна 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Галактионова Нелли Анатольевна



канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка

Тюменское высшее военно-инженерное

командное училище им. А.И. Прошлякова

Г. Тюмень, Российская Федерация

e-mail: nelli.galaktionova@yandex.ru

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: PROETCONTRA

Аннотация.В статье рассматривается роль этнопедагогики в формировании межкультурной компетенции. Отмечается ее ограниченные возможности в практике коллективного общественного воспитания.

Ключевые слова: этнопедагогика, межкультурное общение, поликультурное воспитание.

Nellie A. Galaktionova

Candidate of philological Sciences, associate Professor,

Associate Professor of Russian languages

Tyumen higher military engineering command school named after Marshal of engineer troops A. I. Proshlyakov,

Tyumen, Russian Federationnelli.galaktionova@yandex.ru


USE OF THE IDEAS OF ETHNOPEDAGOGICS

IN THE CONDITIONS OF THE GENERAL EDUCATION :

PRO ET CONTRA

Abstract.The article examines the role of ethno-pedagogy in the formation of intercultural competence. It noted limited opportunities in the practice of collective public education.

Keywords: ethnicpedagogy, intercultural communication, multicultural education.

 

Глобализационные процессы, трансформация высшего образования в многоступенчатую структуру, характерную для общеевропейской практики, введение ЕГЭ, заметное снижение гуманитарного компонента в общем школьном образовании, ощутимое сокращение количества бюджетных мест на гуманитарных специальностях по сравнению с техническими – реалии сегодняшнего российского образования.

Есть ли в этой картине место для этнопедагогических идей, можно ли адаптировать сложившиеся в стихийной народной педагогике идеи для современного этапа образования?

 Существуют несомненные трудности при попытке адаптировать традиционную педагогику для современных учебных заведений. Эти трудности обусловлены самой спецификой этнопедагогики, ведь она – педагогика прежде всего семейная. Не у всех народов существовали коллективные формы воспитания детей, поэтому сложно применять традиционные приемы в практике дошкольных и школьных учебно-воспитательных заведений. Помимо этого, в древности не существовало специальных учебных заведений и самой профессии педагога. Однако использование средств и приемов этнопедагогики не только возможно, но и необходимо. Этнопедагогика в сочетании со знаниями этнической психологии помогает нивелировать конфликтогенные факторы в образовательной среде, способствует межкультурной коммуникации, помогает в повседневном межпоколеном и межгендерном диалоге.

Практика этнопедагогики предполагает поэтапность деятельности учителя: первый этап – накопление фактов об отдельных народах, второй – сравнительный анализ педагогических традиций народов, третий этап – обобщение педагогического опыта и идей о воспитании народа на конкретной территории. Основные этнопедагогические принципы - индивидуализация обучения и воспитания, развитие самостоятельности. К трудностям этнопедагогической теории и практики следует отнести тот факт, что в этнопедагогике обучение и воспитание – единый, неразрывный процесс, который современные образовательные системы не могут воспроизвести полностью.

 Наиболее активное усвоение образцов, норм происходит в младшем школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам, сфокусированным в традициях и обычаях. Ребенок открыт к восприятию социальных образцов, и народные традиции, этнопедагогика, духовная культура выступает регулятором развивающегося самосознания и поведения.

В народной традиции важное место занимала социализация и подготовка к труду, доказательство тому – различные жанры устного народного творчества, фольклорных обрядов, которые так или иначе связаны с повседневной трудовой жизнью народа. Через игры и забавы дети учатся социальным отношениям, навыкам труда, общения.

 В опыте современной школы почти утрачены традиционные виды деятельности, в связи с этим осложняется приобщение учащихся к труду исходя из реальных природно-климатических, социальных и культурных условий, что, несомненно, снижает конкурентоспособность выпускника. Следует отметить, что в последние годы в школах возрождается профориентационная работа, отмечаются инициативы по получению профессиональной квалификации школьниками. Профориентация – массовое явление в среднем общем образовании 50-60-х годов ХХ века, пратически утраченное к концу 70-х годов, и потом очагово возрождаемое в середине 80-х после очередной реформы средней школы.

Используя психологическую потребность ребенка в подражании взрослым и их стремление быть всегда рядом с родителями, следует изменить либо реорганизовать сложившуюся систему трудового воспитания и обучения. Совместная работа со старшими – залог успешной профессиональной адаптации. Следует учитывать опасность перекладывания на детей работы, от которой отстранялись взрослые, принудительного труда, когда вознаграждение не соответствует трудозатратам и оплате труда взрослых за аналогичную работу. Другой серьезный недостаток применительно к труду детей – пренебрежительное отношение к его результатам. В школах постепенно забывается и бывший привычным труд по самообслуживанию - уборка класса, территории, дежурство в столовой. Утрачивается традиция включенности школьного класса как автономной единицы в общий трудовой процесс, когда каждый отвечал за вверенный ему участок – ухаживал за клумбой, цветы в которой высажены в виде разработанного сообща орнамента, или оформлял помещение по собственному вкусу, показывая свою самобытность, самостоятельность, индивидуальность. Вот такая автономная часть общего дела – важнейшее условие привлекательности общеполезного труда.

Этнопедагогика демонстрирует неизменно удачный опыт «профориентации» - практически все, чему обучался человек, использовалось им в жизни, не было бесполезных или невостребованных знаний и навыков. Современная школа должна это учитывать не только в плане практических занятий, но и в теории.

Этнопедагогика может оказать существенную помощь и стать ориентиром в отношении определения возраста ребенка, ведь народ считал возраст не годами, а умением. Современные школьные психологи, тестируя ребенка на пригодность к обучению, должны учитывать не только биологический возраст, но и способности и знания маленького человека, которые помогут восполнить недостающие для официального поступления в первый класс 2-3 месяцев.

Тесно связана с народными традициями и оказывает влияние на отношения во многих семьях религия. Приобщение к религиозному культу, возможно, позволит решить многие задачи, связанные с развитием человека, его отношения к себе и окружающим. В нравственной жизни огромную роль играет вера в торжество Добра, Справедливости. Без такой веры нравственная жизнь человека почти невозможна. Там, где сильны религиозные убеждения, наиболее устойчиво сохранились и народные традиции. Недостатком традиций является односторонность воздействия на личность. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции могут препятствовать развитию самостоятельности, способности противостоять отрицательным воздействиям среды. Поэтому важно научить ребенка мыслить и поступать самостоятельно, не руководствуясь только принципом «так положено», «так принято».

Передача социально-нравственных ценностей осуществляется через труд, творчество, через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного искусства – музыкально-танцевального, художественно-прикладного, народные праздники, ритуалы, фольклор, которые отражают бесценный опыт народа и через них – к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям.

Знание традиционной духовной культуры способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования социально-этических норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений.

Задачи национального образования успешно могут решаться при наличии педагогов с расширенной этнологической, этнографической и этнопсихологической подготовкой, способных работать с различным контингентом детей во всех звеньях системы образования. Поможет в этом курс «Основы этнопедагогики» в системе подготовки педагогических кадров, который освещает цели и средства воспитания у разных народов, помогает разработать сценарии праздничных мероприятий на основе фольклорных материалов различных народов, дает понятие о традиционных средствах и формах воспитания.

 Учитель должен быть компетентен в вопросах, касающихся воспитания этики межнационального общения, знать особенности национального самосознания и мировосприятия, национальные традиции бытового общения, особенности взаимоотношения детей и взрослых в традициях разных народов.

 Для педагога важно владеть методикой использования национальных игр, национальной художественной литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства, музыки разных народов как средства формирования этики межнационального общения, стремиться к формированию навыков доброжелательного отношения к многонациональному окружению. Помогут в повышении этнопедагогической культуры преподавателя беседы о воспитательных традициях разных народов; творческие вечера с участием представителей национальной интеллигенции; подготовка рефератов о традициях воспитания детей, нормах поведения у разных народов; просмотр видео об опыте национального воспитания, повседневного быта разных народов; полезны задания по составлению стереотипов и автостереотипов разных народов, их шкал ценностей. Знание основ этнопедагогики и психологии помогут проявлять такт в общении. Такт проявляется в отказе от надменного и пренебрежительного отношения к людям другой национальности, или, напротив, уничижительном отношении к своей.

 По возможности следует стремиться к знанию языка основного этноса, в окружении которого живет человек. Русскоязычное население практически не владеет языками меньшинств, что, возможно, стало одной из причин напряженных межнациональных отношений. Между тем, профессиональные субкультуры прошлого, например, купечество, стремились знать язык коренного населения или язык коммерческих контрактеров, что облегчало торговые и личные контакты – двуязычие было двусторонним.

 Человек должен освоить требования этикета, свойственные его этническому окружению, особенно это касается знания и соблюдения табу. В то же время, следует и внушить основы толерантного отношения к инаковости, дозированной требовательности к представителям другой культуры.

Опыт поликультурного воспитания – это развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения.

Традиционное содержание национально-регионального компонента выражается через содержание предметов учебного плана. В дошкольном и младшем школьном возрасте основной целью является формирование правильного отношения к этническому многообразию в семейной среде, приобщение ребенка к народному творчеству. Этому способствуют родительские собрания, совместные с родителями мероприятия, кружки народного танца или фольклорные ансамбли, экскурсии. Подростковый возраст характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Происходит формирование системы представлений и оценок об особенностях своего народа. Теперь главным становится формирование интереса к истории и культуре своего народа и представителей других этнических образований, формирование системы представлений и оценок об этнокультурных, этнопсихологических особенностях своего народа. На первый план выходят этнографические экспедиции, участие в днях культуры народа, днях народного творчества. В 16 – 17 лет укрепляется осознание своей этнической принадлежности, формируется мотивация выбора своей национальности. Важным становится формирование способности самоопределения в этнической культуре народов, освоение способов взаимодействия с полиэтническим социальным пространством. Школьников можно привлекать к участию в научно-практических конференциях, к музейной практике, участию в организации дней национальной культуры. Насыщенность предметов учебного плана, жесткие требования с государственной аттестации, необходимость выбора профессии, и, соответственно, предметов ЕГЭ, очевидным образом вытесняют предметы с этнокультурным компонентом на периферию общего образования. Этническая культура и ее составляющие становтся, главным образом, досуговой сферой, сферой внешкольного образования. Такую ситуацию не стоит воспринимать в негативном ключе – приобщенность и аффективное участие в этой деятельности наполняет ценностным смыслом жизнь, способствует формированию большего набора знаний, умений, помогают творческому развитию личности. Этнопедагогику не следует воспринимать как еще один предмет, она, ее базовые постулаты лишь наполняют идейным и духовным содержанием саму жизнь, систему коммуникации, способствует формированию верных и социально-одобряемых поведенческих реакций.

Список литературы:

1. Галактионова, Н. А. Истоки и традиции этнохудожественного образования в циркумполярном регионе / Н.А. Галактионова // VII Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: полифония и диалог смыслов»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 3–6 июня 2015 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Л. Н. Лазарева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2015. С. 220 -225.

2. Галактионова, Н.А. Этнопедагогика / Н.А. Галактионова – Тюмень: Вектор-Бук, 2005. – 134 с.

3. Никулина, Н.А. Образовательный и воспитательный потенциал курса «Беседы о русской культуре» в преподавании РКИ/ Н.А. Никулина // Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного / отв. ред.: Н.А. Никулина. Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. С. 142-162.

 

 


УДК 372.881.161.1





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.20.20.52 (0.009 с.)