Of children with disabilities 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Of children with disabilities



Abstract. Nowadays, psychological and pedagogical support plays an important role, because now almost every school, in every class can be a child with disabilities. Support is defined as assistance to children in their development and in making a choice of self-determination, the formation of orientation in life, which determines in the future responsibility for actions.

Keywords: psychological and pedagogical support, inclusive education, social adaptation, children with disabilities.

На данный момент времени в зависимости от ряда причин, наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. И теперь необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создать такие условия для его развития, которые будут учитывать все его потребности и индивидуальные особенности.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья – это комплексная методика психолого-педагогической помощи и поддержки со стороны специалистов различного профиля, как ребёнку, так и его родителям в решении специальных задач, связанных с обучением, воспитанием, развитием и социализацией [4, с. 28].

Исследования особенностей психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, встречаются в работах: С. Г. Андреевских, Ю.А. Афонькиной, И.И. Усановой, О.В. Филатовой и Шевчук Л. Е.

Целью такого сопровождения ребенка – это создание условий для успешного развития, обучения ребенка путем реализации комплекса диагностических, коррекционных и просветительских мероприятий.

Для достижения этой цели существуют специальные направления работы, такие как профилактика, диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование педагогов, родителей и администрации образовательных учреждений, развитие у них компетентности в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Все перечисленное позволяет нам сделать вывод, что для включения ребенка в учебно-воспитательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворить все потребности каждого ребенка.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года говорится, что образование детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляется учреждениями, по адаптированным основным учебно-воспитательным программам. При получении такого образования ученикам с ограниченными возможностями здоровья должны предоставить бесплатно специальные учебники и учебные пособия. А для социальной адаптации и коррекции нарушений в развитии может осуществляться психолого-педагогическое сопровождение, которые в максимальной степени будет содействовать получению образования нужно уровня [3, с. 36].

В своих исследованиях Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова и О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На этом этапе осуществляется сбор необходимых сведений о ребенке. При этом применяются такие методы как: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, анкетирование родителей и др.

2. Поисковый этап. Он заключается в анализе полученной информации о развитии ребенка. Здесь обсуждаются способы решения проблем и определяются специальные условия обучения, воспитания и развития ребенка.

3. Консультативно-проективный этап. Этот этап ориентирован на договор между родителями и специалистами психолого-педагогической сопровождения, один из родителей пишет согласие с выбором формы специального образования. После специалисты совместно определяют план сопровождения, который составляет стратегию по коррекционно-развивающему процессу в виде индивидуального образовательного маршрута.

 4. Деятельностный этап. Он направлен на целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором будет осуществляться взаимодействие всех специалистов, а также родителей и детей. В его основу входит уже реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, а для этого необходимо учитывать следующие факторы: возраст ребенка, наиболее сформированные навыки, сильные и слабые стороны развития, уровень коммуникации, характер социального поведения ребенка, объем коррекционных занятий, возможности образовательного учреждения,

5. Рефлексивный этап. Тут проводится анализ всех возможностей выполнения задач сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения [2, с.67].

Таким образом, можно сказать, что психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух неразрывных процессов:

1) сопровождение процесса воспитания, обучения ребенка, коррекции нарушений и сопровождение в его развития;

2) особый путь поддержки ребенка, комплексная технология в помощи ему для решения задач.

По Белгородской области существуют специальные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, одним из которых является реабилитационный центр в селе Веселая Лопань. Где по сей день существует отделение психолого-педагогической реабилитации. Здесь всестороннее диагностическое обследование пациента проводят такие врачи-специалисты, как педиатр, невролог, ортопед, психиатр, окулист, и многие другие. Ежегодно педагоги-психологи внедряют в свою практику новые методы арт-терапевтической направленности, среди которых куклотерапия, сказотерапия, мульттерапия и теневой театр. Также существует центр подготовки и сопровождения семей «Дорога к дому», ОГБУ «Белгородский областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьёй и детьми», «Вместе мы семья» в Ракитянском районе и др.

В заключении хотелось еще раз подчеркнуть, что психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья это неотъемлемая часть педагогического процесса воспитания и обучения детей. Оно играет огромную роль социализации ребенка в обществе и его дальнейшего развития личности. Ведь дети ждут нашей помощи, а педагоги-психологи просто не могут отказать им в этом. Познание индивидуальности каждого школьника, его потребностей, творческого потенциала – это главное направление работы психолого-педагогической службы учебно-воспитательном процессе.

Список литературы:

1. Андреевских С. Г. Школа для всех // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование» / под ред. Ануфриева С. И., Ахметовой Л. В. Томск, 2008. – 70 с.

2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Методическая работа в ДОУ// Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, - Мурманск, 2010. – 67 с

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. URL:
[http://duma.consultant.ru/page.aspx?1646176] - Вход свободный.

4. Шевчук Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология. 2004. № 6. С. 28.

 

 

УДК 373.24; 376.94



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.006 с.)