In intercultural communication 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

In intercultural communication



Annotation. The student years act as a special, quite independent stage of human life, during which he has and forms his own environment of development, participates in such activities, which today act as personality-forming factors and determine the model of his social behavior.

The study of student age confirms that it has its own psychological and age characteristics, manifested in openness, suggestibility, lack of life experience. At this age, the flourishing of the physical and mental development of man, in which the spiritual activity, which has an integral character, is experiencing one of its “peaks”.

Keywords: student, tolerance, identity, personality.

 

Годы студенчества выступают как особый, вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно образующих факторов и определяют модель его социального поведения.

Исследование студенческого возраста подтверждает, что он имеет свои психолого-возрастные особенности, проявляющиеся в открытости, внушаемости, отсутствии жизненного опыта. В данном возрасте осуществляется расцвет физического и умственного развития человека, в котором духовная деятельность, имеющая интегральный характер, переживает один из своих «пиков».

Разделяя мнение К.Д Ушинского о периоде от 16 до 22-23 лет как «самом решительном», следует отметить, что он во многом определяет все будущее и является интенсивным периодом работы человека над собой как личностью, периодом образования, приобщения к человеческой культуре и выделения себя в ней. Это период возрастного кризиса - адаптации к новой социальной роли, к новым условиям учебного труда, к новым требованиям, предъявляемым к самоорганизации студента, к работе личности над собой, основывающийся на новой высокой степени ответственности. Углубленное изучение жизнедеятельности и личности студентов педагогического вуза свидетельствуют, что познавательная деятельность в данном возрасте является определяющей, и студенты сознательно ставят цели своего учения, выбирают формы и методы, оценивают успешность своего труда.

В период профессионального обучения имеются широкие возможности оказания влияния на молодое поколение, формирования у него основ толерантности, духовной связи с малой родиной, знание и уважение ее истории, культуры, национальных традиций. Формирование этнической толерантности у студента означает развитие его рефлексии, осознание себя как представителя конкретного народа, носителя определенных общественных ценностей, социально полезной личности. Студенты, как правило, определены в своих планах на будущее. В этот возрастной период они осознанно оценивают окружающую обстановку, критически относятся к получаемой информации, соизмеряя с общественно приемлемыми морально-нравственными принципами.

Студенческий возраст выступает периодом наивысшей активности, становления профессионального самосознания, понимания смысла жизни и своего признания. Происходит рост самостоятельности, самоопределение в новом кругу общения, осмысленное принятие решений, формирование профессиональной направленности личности и овладение педагогическим мастерством и духовным развитием. Проявляя свою личностную позицию, студенты вступают в различные организации, сообщества, осуществляя тем самым процесс социокультурной коммуникации [2].

В современном мире, насквозь пронизанном бесчисленными и разнообразными межкультурными коммуникациями, уже сегодня становится практически невозможно полностью избежать контактов между различными культурными традициями и стилями. Межкультурное взаимодействие предполагает и установление контактов с представителями разных национальностей. Тем не менее, до сих пор остается в тени вопрос влияния различных условий на развитие этноидентичности, изменение её когнитивного и аффективного компонентов в процессе краткосрочного и длительного межкультурного взаимодействия и в условиях монокультурной среды.

В обществоведческой литературе понятия "культура межнационального общения", "межкультурная коммуникация" в основном стали употребляться с начала 80-х годов ХХ века. Так, например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально-политических систем находит отражение в работах Авксентьева А.В., Бурмистровой Т.Ю., Гасанова Н.Н., Дробижевой Л.М. Так, Дробижева Л.М. анализирует роль социально-психологических аспектов межнационального общения, рассматривая при этом структуру общения в целом. А в работах Бурмистровой Т.Ю. и Дмитриева О.А. выявляется сущность и сам процесс формирования и функционирования культуры межнационального общения в различных сферах общественной жизни.

Формирование этнической толерантности студента связано с осознанием себя как представителя конкретного народа с его характерными чертами (этническая идентичность) [1].

Конституцией установлено, что защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность юриста - осуществляется "независимо от расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

В основе этнической толерантности будущих психологов лежит принятие культурных и национальных особенностей человека, способность независимо от этнической принадлежности к конструктивному сотрудничеству и диалогу, умение и желание выслушать своего собеседника, взглянуть на ситуацию глазами своего клиента.

Этническая толерантность будущего психолога проявляется в способности не переносить недостатки и негативные действия некоторых представителей национальности на конкретных людей. Формированию данного качества необходимо уделить особое внимание в процессе профессиональной подготовки психологов, в результате которой должно сформироваться представление о толерантности в целом, об этнической толерантности как одной из ее составляющих, при этом в основе знаний должна находиться идея равенства культур и религий, традиций и обычаев различных этнических групп.

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить проблеме формирования психологической готовности студентов как будущих специалистов к толерантному общению, которое выступает как целостное проявление всех сторон личности. Психологическая готовность к межэтническому толерантному общению, помимо всего прочего, также является существенным критерием профессиональной деятельности и важным качеством специалиста педагога-психолога в сфере «человек-человек».

Таким образом, анализ отечественных и зарубежных психологических исследований показывает, что процесс изучения межкультурных отношений, в том числе и различного рода личностных изменений в процессе межкультурного взаимодействия, непосредственно связан с изучением этнических стереотипов, играющих огромную роль в регуляции взаимодействия различных рас, этносов, этнических меньшинств [3].

Список литературы:

1. Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шаламова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005., 147 с.

2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. -М., 2009.

3. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М., 2010.

УДК 81-139

Гайнуллина Юлия Ильдаровна

Учитель английского языка Лицея №121

г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

E-mail: minnafina_julia@mail.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.009 с.)