Этническая толерантность как 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этническая толерантность как



Психолого-педагогический феномен

 

Аннотация. В последние десятилетия этническая толерантность и ее психологические составляющие стали предметом широкого круга научных исследований и приобретают междисциплинарный и межкультурный характер. Приходится признать, что проявления различных форм нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма – яркая черта современной общественной жизни, в значительной степени блокирующая развитие позитивных социальных тенденций.

Ключевые слова: толерантность, страдать, терпеть, культура, религия.

Y aha Gaziyeva Zeudinovna,

candidate of pedagogical sciences,

associate professor of special psychology and DD

I saeva, heda of Ahmedovna

undergraduates 3rd year

in the direction of training special (defectological) education

chechen state pedagogical university

Grozny, Russian federation

 

ETHNIC TOLERANCE AS A PSYCHOLOGICAL

AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

 

Annotation. In recent decades, ethnic tolerance and its psychological components have become the subject of a wide range of scientific research and acquire an interdisciplinary and intercultural character. It must be recognized that manifestations of various forms of intolerance, xenophobia, extremism and terrorism are a bright feature of modern social life, largely blocking the development of positive social trends.

Key words: tolerance, suffer, endure, culture, religion.

В последние десятилетия этническая толерантность и ее психологические составляющие стали предметом широкого круга научных исследований и приобретают междисциплинарный и межкультурный характер. Приходится признать, что проявления различных форм нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма – яркая черта современной общественной жизни, в значительной степени блокирующая развитие позитивных социальных тенденций.

Изучение психологических особенностей проявления толерантности студентами – будущими педагогами-психологами и учителями начальных классов - позволит сформировать определенные представления об этом конструкте в контексте профессии, выявить возможности формирования этнической толерантности на этапе профессиональной подготовки. Современные студенты, вступая в активную социальную и профессиональную жизнь, являются той силой, которая в ближайшем будущем сможет влиять на становление российского общества и государства.

Понятие «толерантность» - один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе. Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero – «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero – «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это – наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость. Производные (от лат. tole-rantia) – tolerance и toleration, встречающиеся уже в античности, также несут смысл «страдания».

При переводе с иностранных языков на русский язык понятие «толерантность» приобрело достаточно широкий диапазон интерпретаций, выражая различные типы отношений. Существуют культурно-исторические и семантические различия в подходах к толерантности. В частности, в русском языке толерантность представлена как терпимость в негативном контексте, как противоположность нетерпимости, терпимость к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией с позицией субъекта. Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте – «милосердие» и «снисхождение». В латинских этимологических словарях, а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность – как на «терпимость» и как на «поддержку», таким образом понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления [2].

Э. Берн, толерантность рассматривает как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. Оно считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям.

Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность – не пассивное, не естественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

 Г. Асмолов в одном из своих выступлений «Искусство жить в мире разнообразия» выразил надежду, что новый XXI век станет веком достоинства, когда люди, общаясь друг с другом, будут дарить и обогащать, понимая, что ради этого мы живем, действуем и совершенствуемся, а не отнимать и обездоливать.

Важным аспектом этнической толерантности, на наш взгляд, являются культура, традиции, обычаи, религия, которые также оказывают значительное влияние на формирование менталитета, ценностей и поведение человека. В повседневной жизни понятие «культура» имеет множество значений. Оно может означать национальность или этничность, музыку или изобразительное искусство, пищу, одежду, традиции, ритуалы и т.д. На данный момент ученые насчитывают более 500 интерпретаций этого понятия. Самым универсальным и широким определением можно считать следующее достаточно лаконичное: культура – это «все то, что создано в результате человеческой деятельности».

Основным условием этнической толерантности, понимания и принятия других культур является формирование этнокультурной компетентности. Таким образом, теоретический анализ демонстрирует, что формированию этнической толерантности способствует развитие личности, становление этнокультурной компетентности и опыт позитивных межэтнических контактов [1].

Годы студенчества выступают как особый, вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно образующих факторов и определяют модель его социального поведения. А также исследование студенческого возраста подтверждает, что он имеет свои психолого-возрастные особенности, проявляющиеся в открытости, внушаемости, отсутствии жизненного опыта. В данном возрасте осуществляется расцвет физического и умственного развития человека, в котором духовная деятельность, имеющая интегральный характер, переживает один из своих «пиков».

Список литературы:

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология Г.С. Абрамова. - М., 1997.

2. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности А.Г. Асмолов. На пути к толерантному сознанию. - М., 2000.

 


УДК 159.99

Газиева Яха Зеудиновна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры специальной психологии и ДД

Исаева Хеда Ахмедовна

магистранка 3 курса,

по направлению подготовки Специальное

(дефектологическое) образование

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.111.48 (0.037 с.)