Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этническая толерантность как
Психолого-педагогический феномен
Аннотация. В последние десятилетия этническая толерантность и ее психологические составляющие стали предметом широкого круга научных исследований и приобретают междисциплинарный и межкультурный характер. Приходится признать, что проявления различных форм нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма – яркая черта современной общественной жизни, в значительной степени блокирующая развитие позитивных социальных тенденций. Ключевые слова: толерантность, страдать, терпеть, культура, религия. Y aha Gaziyeva Zeudinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of special psychology and DD I saeva, heda of Ahmedovna undergraduates 3rd year in the direction of training special (defectological) education chechen state pedagogical university Grozny, Russian federation
ETHNIC TOLERANCE AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON
Annotation. In recent decades, ethnic tolerance and its psychological components have become the subject of a wide range of scientific research and acquire an interdisciplinary and intercultural character. It must be recognized that manifestations of various forms of intolerance, xenophobia, extremism and terrorism are a bright feature of modern social life, largely blocking the development of positive social trends. Key words: tolerance, suffer, endure, culture, religion. В последние десятилетия этническая толерантность и ее психологические составляющие стали предметом широкого круга научных исследований и приобретают междисциплинарный и межкультурный характер. Приходится признать, что проявления различных форм нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма – яркая черта современной общественной жизни, в значительной степени блокирующая развитие позитивных социальных тенденций. Изучение психологических особенностей проявления толерантности студентами – будущими педагогами-психологами и учителями начальных классов - позволит сформировать определенные представления об этом конструкте в контексте профессии, выявить возможности формирования этнической толерантности на этапе профессиональной подготовки. Современные студенты, вступая в активную социальную и профессиональную жизнь, являются той силой, которая в ближайшем будущем сможет влиять на становление российского общества и государства. Понятие «толерантность» - один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе. Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero – «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero – «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это – наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость. Производные (от лат. tole-rantia) – tolerance и toleration, встречающиеся уже в античности, также несут смысл «страдания».
При переводе с иностранных языков на русский язык понятие «толерантность» приобрело достаточно широкий диапазон интерпретаций, выражая различные типы отношений. Существуют культурно-исторические и семантические различия в подходах к толерантности. В частности, в русском языке толерантность представлена как терпимость в негативном контексте, как противоположность нетерпимости, терпимость к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией с позицией субъекта. Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте – «милосердие» и «снисхождение». В латинских этимологических словарях, а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность – как на «терпимость» и как на «поддержку», таким образом понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления [2]. Э. Берн, толерантность рассматривает как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. Оно считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям. Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность – не пассивное, не естественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Г. Асмолов в одном из своих выступлений «Искусство жить в мире разнообразия» выразил надежду, что новый XXI век станет веком достоинства, когда люди, общаясь друг с другом, будут дарить и обогащать, понимая, что ради этого мы живем, действуем и совершенствуемся, а не отнимать и обездоливать. Важным аспектом этнической толерантности, на наш взгляд, являются культура, традиции, обычаи, религия, которые также оказывают значительное влияние на формирование менталитета, ценностей и поведение человека. В повседневной жизни понятие «культура» имеет множество значений. Оно может означать национальность или этничность, музыку или изобразительное искусство, пищу, одежду, традиции, ритуалы и т.д. На данный момент ученые насчитывают более 500 интерпретаций этого понятия. Самым универсальным и широким определением можно считать следующее достаточно лаконичное: культура – это «все то, что создано в результате человеческой деятельности». Основным условием этнической толерантности, понимания и принятия других культур является формирование этнокультурной компетентности. Таким образом, теоретический анализ демонстрирует, что формированию этнической толерантности способствует развитие личности, становление этнокультурной компетентности и опыт позитивных межэтнических контактов [1]. Годы студенчества выступают как особый, вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно образующих факторов и определяют модель его социального поведения. А также исследование студенческого возраста подтверждает, что он имеет свои психолого-возрастные особенности, проявляющиеся в открытости, внушаемости, отсутствии жизненного опыта. В данном возрасте осуществляется расцвет физического и умственного развития человека, в котором духовная деятельность, имеющая интегральный характер, переживает один из своих «пиков». Список литературы: 1. Абрамова, Г.С. Практическая психология Г.С. Абрамова. - М., 1997. 2. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности А.Г. Асмолов. На пути к толерантному сознанию. - М., 2000.
УДК 159.99 Газиева Яха Зеудиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и ДД Исаева Хеда Ахмедовна магистранка 3 курса, по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование Чеченский государственный педагогический университет г. Грозный, Российская Федерация
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.111.48 (0.037 с.) |