Ранний детский аутизм и Пути реабилитации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранний детский аутизм и Пути реабилитации



EARLY CHILDHOOD AUTISM AND REHABILITATION PATHWAYS

Аннотация.

Этиология раннего детского аутизма (далее - РДА) до настоящего времени не определена. Выдвигаются различные теории, лежащие в основе данного явления. Недостаточно изучен патогенез развития детей с явлениями аутизма.

Продолжаются исследования факторов, лежащих в основе развития этого состояния. На современном этапе выдвигаются гипотезы, имеющие отношение к аутистическим проявлениям, как на уровне этиологии (митохондриальная недостаточность), так и на уровне патогенеза («застойные очаги» в центральной нервной системе).

Gazieva Marina Zeudievna, candidate of psychological Sciences,

associate Professor of special psychology and DD

Bachaeva Kh., the student 3 courses,

in the direction of training Special (defectological) education

Chechen state pedagogical University

Grozny, Russian Federation

Annotation.

The etiology of early childhood autism (hereinafter-RDA) has not yet been determined. Various theories underlying this phenomenon are put forward. The pathogenesis of children with autism has not been sufficiently studied. Research is continuing on the factors underlying the development of this condition. At the present stage, hypotheses related to autistic manifestations are put forward, both at the level of etiology (mitochondrial insufficiency) and at the level of pathogenesis ("stagnant foci" in the Central nervous system).

Ключевые слова: ранний детский аутизм, мышление, расстройство, реабилитация, оперантное обучение, программа ТЕАССН

Keywords: early infantile autism, thought disorder, rehabilitation, operant training, the program of TEASN

Аутизм - нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста. Этот термин понимается как необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам: характерологическая черта ребенка; недостаточность его зрения или слуха; глубокое интеллектуальное недоразвитие и речевые трудности; невротические расстройства; госпитализм (хронический недостаток общения, связанный с социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте). Нарушения коммуникации оказываются прямым и понятным следствием основной недостаточности: малой потребности в общении, трудностей восприятия информации и понимания ситуации, болезненного невротического опыта, хронического недостатка общения в раннем детстве, невозможности пользоваться речью. Такое нарушение может быть связано с различным уровнем раннего детского аутизма.

Ближайшее окружение и родителей подобного ребенка тревожат особенности поведения таких детей. Часто родители считают своих детей не умственно отсталыми, а одаренными, так как у них проявляются необычные способности. Прекрасная память, проявляемая в отдельные моменты сиюминутная сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, природным явлениям, наконец, просто серьезное, умное выражение лица - все это дает родителям надежду, что их ребенок «очень одаренный».

Однако, привлечь их внимание, научить чему - нибудь бывает крайне трудно. Когда их оставляют в покое, они довольны и спокойны, часто не выполняют обращенные к ним просьбы, не откликаются даже на собственное имя, их сложно втянуть в игру. И чем больше их тормошат, чем больше с ними стараются заниматься, снова и снова проверяя, действительно ли они могут говорить, действительно ли существует (время от времени проявляемая) сообразительность, тем больше они отказывается от контакта, тем более ожесточенными становятся странные стереотипные действия, агрессия и само-агрессия.

Термин «аутизм» представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.

Впервые термин «аутизм» был использован немецким психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году для обозначения симптома у взрослых больных, страдающих шизофренией, который проявляется в виде ухода человека от внешней реальности в мир собственных фантазий.

Швейцарский психиатр Л. Каннер в 1943 г. впервые дал целостное описание синдрома, наблюдаемого в детской психиатрической практике, который он обозначил как ранний детский аутизм (РДА).

Основным нарушением в описанных им клинических случаях он считал неспособность детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации.

Сначала это расстройство Л. Каннер относил к детской форме шизофрении, но затем признал его самостоятельность, а причины искал то в аффективной сфере, то в кругу органических нарушений. С тех пор не утихают споры относительно этиологии, патогенеза, клиники, лечения, прогноза этого психического расстройства [1;2].

Таким образом, ранний детский аутизм — это общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет и характеризуется аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения.

На сегодняшний день помощь детям с РДА в основном осуществляется в лечебных учреждениях, пребывание в которых длительные сроки ведет к социальной депривации, явлениям госпитализма.

Тогда как организация специализированной лечебно - коррекционной реабилитации может привести к социальному приспособлению более трети детей с РДА.

Экспериментальные коррекционно - развивающие работы были выполнены в «Психоневрологическом центре лечения и реабилитации детей» «Дом ребенка 2» г. Грозного. На момент прохождения практического исследования были проведены коррекционно - развивающие занятия с двумя детьми.

Были применены: оперантное обучение и программа ТЕАССН (лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения). 

Данная работа была проведена на этапах исследовательской части (диагностики) и коррекционной терапии с детьми, страдающими ранним детским аутизмом.

Изучая их поведение в различной обстановке, когда и находятся среди людей в присутствии матери или ее отсутствии на некоторое время.

 Так же разрешалось детям почувствовать свободу для уточнения наиболее точной динамики. Коррекционная работа проводилась не только в специальном помещении, также предоставлялась возможность открытых дверей для наших маленьких пациентов.

Терапия включала в себя организацию бытовых подходов в плане обучения элементарным вещам обыденной жизни. Дети-аутисты не только поддавались нашим коррекционным занятиям, но и показывали хороший результат по восприятию данных экспериментов.

 

Список использованной литературы

1. Ранний детский аутизм. Пути реабилитации: учебно-методическое пособие для студентов / О. А. Лайшева, В. Е. Житловский, А. В. Корочкин, М. В. Лобачева. - М.: Издательство «Спорт», 2017.- 108 c.

2. Спатаева, М. Х. Специальная психология. Часть 1. Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза: учебное пособие / М. Х. Спатаева. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2013. -188 c.


УДК 159.99

Газиева Яха Зеудиновна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры специальной психологии и ДД

Исаева Хеда Ахмедовна

магистранка 3 курса

по направлению подготовки Специальное

(дефектологическое) образование

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.009 с.)