Formation of communicative competence of deaf hearing children of younger school age 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Formation of communicative competence of deaf hearing children of younger school age



Abstract. This article discusses the problem of the formation of communicative competence of hearing impaired children of primary school age. A quantitative analysis of the study of the communicative competence of hearing impaired children of primary school age is given. The necessity of compulsory speech therapy work on the formation of communicative competence of hearing impaired children of primary school age is substantiated.

Keywords: communicative competence, hearing impaired children, hearing impairment.

Объект исследования – коммуникативная компетентность слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования– особенности формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Для исследования уровня коммуникативной компетентности слабослышащих детей младшего школьного возраста была проведена работа, которая состояла из следующих этапов:

1. Изучение анамнестических данных исследуемых детей, их психолого-педагогических и сурдологических характеристик.

Основные методы исследования: метод анализа психолого-педагогической документации, метод беседы, метод наблюдения.

2. Проведение исследования уровня коммуникативной компетентности слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Констатирующий эксперимент проведен с помощью методик исследования:

1. «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку» (З.А. Репина)

2. «Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок» (З.А. Репина)

3. «Исследование монологической речи с опорой на сюжетную картинку» (З.А. Репина)

4. «Исследование монологической речи с опорой на серию сюжетных картинок» (З.А. Репина)

5. «Исследование грамматического оформления высказывания»
(З.А. Репина)

База исследования - Государственное общеобразовательное учреждение «Донецкая специальная школа-интернат №19», г. Донецк, ДНР и Государственное общеобразовательное учреждение «Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 57» г. Донецк, ДНР.

В экспериментальном исследовании принимало участие 15 детей с нормой слуха (8 девочек и 7 мальчиков) и 16 слабослышащих ребенка (7 девочек и 9 мальчиков).

Исследование по первой методике показало, что никто из детей с нарушением слуха не оказался на высоком уровне, на среднем уровне 11 детей, это 68,75 %. Низкий уровень у 5 детей, это 31,25 %.

Исследование по второй методике показало, что никто из детей с нарушением слуха также, как и в первой методике, не оказался на высоком уровне, на среднем уровне 14 детей, это 87,5 %. Низкий уровень у 2 детей, это 12,5 %.

Исследование по третьей методике показало, что никто из детей с нарушением слуха не оказался на высоком уровне, на среднем уровне оказались 9 детей, это 56,25 %. Низкий уровень у 7 детей, это 43,75 %.

Исследование по четвертой методике показало, что никто из детей с нарушением слуха не показал высокий уровень, на среднем уровне оказались 7 детей, это 43,75 %. Низкий уровень у 9 детей, это 56,25 %.

Исследование по пятой методике показало, что никто из детей с нарушением слуха не показал высокий уровень, на среднем уровне оказались 8 детей, это 50 %. Низкий уровень также у 8 детей, это 50 %.

Анализируя особенности коммуникативной компетентности слабослышащих детей младшего школьного возраста, можно отметить, что бедность словаря, составление рассказа (диалог) путем перечисления отдельных предметов или действий, грубые грамматические ошибки в речи детей свидетельствуют о качественно низком уровне речевою развития детей с нарушением слуха и о необходимости обязательного интенсивного педагогического воздействия.

На основании результатов диагностики, можно сделать вывод о необходимости формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Важное условие обучения устной речи – использование остаточного и сниженного слуха при восприятии речи с помощью слуховых аппаратов, развитие речевого слуха - умения слышать и понимать обращенную речь.

Учитель-дефектолог слухового кабинета осуществляет общее руководство слухоречевой работой в школе, координирует работу педагогов школы, содействует реализации слухо-речевого режима.

Специалист слухового кабинета:

-изучает состояние слуховой функции обучающихся, выявляет резервы и динамику ее развития, соотношение тонального и речевого слуха на разных этапах слуховой тренировки;

- проводит обучающие занятия по РСВ (фронтально и малыми группами), индивидуальные диагностические занятия;

- участвует в обследовании обучающихся при поступлении в школу, приводит текущее выборочное обследование обучающихся (в конце первого класса, при переходе в среднюю школу, в выпускном классе);

- составляет аудиолого-педагогическую характеристику обучающихся совместно с учителем класса, учителем индивидуальных занятий, психологом школы, сурдологом;

- оказывает методическую помощь педагогам, проводит консультации, семинары по содержанию и организации работы над устной речью на общеобразовательных уроках, индивидуальных и воспитательных занятиях, внеклассных мероприятиях на основе анализа данных, полученных в процессе изучения динамики развития слуховой функции обучающихся;

- консультирует родителей по вопросам слухо-речевого развития детей, слухопротезирования;

- принимает участие в школьных мероприятиях (оказывает помощь педагогам при отборе речевого материала и в подготовке устных выступлений учащихся);

- ведет мониторинг слухо-речевого развития обучающихся, участвует в работе школьной ПМПк по вопросам диагностики слухо-речевого развития обучающихся.

В слуховом кабинете проводится обследование слуха, настройка ЗУА, изготовления слепков для оперативной замены индивидуальных внутриушных вкладышей.

Сурдопедагог слухового кабинета:

- отслеживает динамику развития речевого слуха и навыков произношения;

- осуществляет методическое руководство коррекционной работой;

 - консультирует педагогов школы и родителей по вопросам слухопротезирования и развития слухо-речевых навыков;

- поддерживает связь с сурдологическим кабинетом и Центром слуховой реабилитации.

Список литературы:

1. Киселёв Е.В. Коррекционная работа и практика общения. Учебно-методическое пособие / Е.В. Киселев. – Новосибирск, 2003. – 326 с.

2. Назаров Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Учебное пособие для ВУЗов / Л.П. Киселев - Москва, ВЛАДОС, 2001. – 208 с.


УДК 009

Вейсова Эльмира Эюбовна

Студентка Армавирского государственного

педагогического университета

nice.veysova@mail.ru

г. Армавир, Российская Федерация.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Современное образование представляет собой сложную систему. Наряду с традиционными методами и приёмами обучения, также активно внедряются компьютерные технологии. Данное новшество на современном этапе процесса образования – стимулирует его улучшение.

Ключевые слова: компьютерные технологии, информатизация, инновации, инновационные технологии, образование.

 

Veysova Elmira Eyubovna

Student of Armavir State Pedagogical University

nice.veysova@mail.ru

Armavir, Russian Federation.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.202 (0.006 с.)