Of teaching foreign languages 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Of teaching foreign languages



Abstract. The article deals with the concept of role-playing in the aspect of teaching foreign languages. Also, the article provides a list of types of role-playing games in language training with a description of the features of these types. In conclusion, the possibilities of using the game in classes in foreign languages are featured, as well as its connection with the formation of student’s competences.

Keywords: dialogue, improvisation, role play, competences.

Большинство навыков, необходимых в условиях реального общения, обычно, обойдено вниманием в пособиях по обучению иностранным языкам. Среди таких навыков можно упомянуть умение адаптироваться, скорость реакции, чувствительность к интонации, озарения, предчувствия, коротко весь приведенный выше перечень можно охарактеризовать как уместность поведения в процессе общения.

Во время пребывания в другой стране, а также в ситуациях коммуникации с носителями иностранного языка, люди, с которыми приходится общаться, не носят простых имен, знакомых по страницам учебников, а также не сводят общение к очевидным утверждениям, не бывают безупречно вежливы и корректны каждый момент времени. Также, в ситуациях живого повседневного общения невозможно предугадать ход беседы заранее. Речь собеседников звучит не так размеренно и четко, как на записях: у каждого человека свой тембр голоса, своя манера речи, а фразы не настолько грамматически выверены, как в учебных пособиях [4, с. 4-5].

В процессе обучения иностранному языку обучаемым часто предлагается механически заучивать готовые фразы, которые могут быть использованы в той или иной ситуации общения. Такой подход неверен и губителен, так как он приучает строить коммуникацию по структурным шаблонам и совершенно не способствует развитию навыков адаптации. Следует сформировать у обучаемых понимание того, что в разных ситуациях значение одной и той же фразы зависит от обстоятельств и цели высказывания. Например, фраза «Сейчас 8 часов» может иметь разные смысловые оттенки. Так, в ней может заключаться просьба («Включи телевизор»), скрытое напоминание («Поторопись, они вот-вот придут»), форма убеждения («Не кажется ли тебе, что нам уже пора»). Потому, искусственно ограничивать сферу употребления данной фразы, вводя ее в изучение исключительно в качестве ответа на вопрос: «Который час?», неверно [4, с. 6].

Подход к преподаванию иностранных языков с позиций коммуникативной лингвистики оказал большое влияние на методику преподавания, на первый план были выведены такие важные вопросы, как «ситуативно-обусловленное обучение устным видам речевой деятельности, типология текстов и ситуаций, разработка коммуникативно-ориентированных упражнений, широкое использование ролевых игр и др.» [2, с. 6]. В данном контексте начала набирать популярность ролевая игра. Вслед за Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиным мы трактуем ее как форму организацииколлективной учебной деятельности назанятии, имеющую своей целью формирование и развитие речевых навыков и уменийв условиях, максимально близких к условиям реального общения [1, с. 264].

Согласно классификации Уильяма Литтлвуда можно выделить следующие типы ролевых игр, различающиеся по степени преподавательского контроля и уровню креативности обучаемых:

· разыгрывание выученных диалогов;

· контекстуальные упражнения на закрепление;

· диалог на заданную тему;

· собственно ролевая игра;

· импровизация [3, с. 50].

По мере возрастания уровня креативности обучаемых степень преподавательского контроля снижается. Так, разыгрывание выученных диалоговпредставляет собой разновидность ролевой игры с наименьшим уровнем творческого подхода обучаемого к материалу, в то же время степень преподавательского контроля в ходе данного вида деятельности весьма высока. Обучаемые получают задание выучить и разыграть ту или иную ситуацию, точно следуя букве данного для изучения диалога. Преподаватель следит за правильностью речи обучаемых и за тем насколько хорошо заучены конструкции и обороты. Данный вид игры направлен на развитие памяти обучаемых, а также на заучивание необходимых речевых клише, единственной возможной творческой деятельностью здесь является нестандартное обыгрывание первоисточника.

Контекстуальные упражнения на закрепление также требуют высокой степени преподавательского контроля, их сущность состоит в разноплановом закреплении лексического и грамматического материала, а потому степень творческой активности обучаемых в процессе данного типа ролевой игры несколько выше. Например, обучаемым могут быть предложены картинки, которые предлагается описать по какому-либо образцу или с обязательным использованием той или иной лексики, грамматических конструкций. Преподаватель следит за правильностью речи обучаемых, вносит правки по мере необходимости и сообщает об ошибках. Грубые ошибки может исправлять непосредственно в ходе упражнения, не дожидаясь окончания.

Следующая разновидность ролевой игры – диалог на заданную тему. Эта разновидность игры предполагает бо́льшую самостоятельность обучаемых, нежели предыдущие две. Степень преподавательского контроля значительно понижается. Учащимся предлагается тема для составления диалога, в этом диалоге следует употребить как можно больше изученного лексико-грамматического материала. Но как именно будет осуществляться применение познаний в теме, предстоит решить обучаемым, равно как и выбрать вариант обыгрывания предложенной темы. Преподаватель исправляет ошибки и неточности в диалоге после его окончания, оценивая уровень грамотности, раскрытие обучаемыми ситуации, объем диалога.

Собственно ролевая играпредставляет собой создание учащимися игровых ситуаций, которые максимально близки к ситуациям реального общения в жизни. Роль преподавателя в данном виде деятельности – координирующая, он задает тематику игры, раздает роли обучаемым, объясняет правила игры и ее цель, задачи участников игрового процесса. В такой разновидности игр часто используются игровые карточки с описанием роли, иногда – предлагается ход развития событий. Прежде чем приступить к игровой деятельности, обучаемые могут продумать план их взаимодействия в процессе игры, в соответствии с ее целью и их ролями.

Импровизация – самая свободная от рамок разновидность игровой деятельности учащихся. По аналогии с собственно ролевой игрой, обучаемым предлагается ситуация взаимодействия, раздаются роли (здесь также могут быть использованы карточки и прочие вспомогательные материалы), ставятся цели игры. Однако, в отличие от предыдущей разновидности, данный вид игровой деятельности отличается спонтанностью, он не предусматривает времени на разработку стратегии взаимодействия – она строится в процессе игры. Уровень преподавательского контроля – минимален.

Таким образом, мы можем отметить, что ролевая игра в той или иной своей разновидности может быть включена в процесс обучения иностранным языкам на всех этапах обучения. Чем меньше уровень преподавательского контроля, тем более приближенную к условиям реального общения ситуацию удается смоделировать на занятии. Ролевая игра как форма деятельности обучаемых служит средством формирования целого ряда компетенций, так, она способствует развитию коммуникативной, социокультурной и компенсаторной компетенций, что позволяет нам говорить о её особой дидактической ценности.

Список литературы:

1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практикаобучения языкам) / Э.Г Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Lingvistone C. Roleplay in language learning / C. Lingvistone. – М.:Высш.шк.,1988. – 127 p.

3. Littlewood W. Communicative language teaching: An introduction / W. Littlewood. –New York:Cambridge University Press,2002. –108 p.

4. Maley A. Drama techniques in language learning / A. Maley, A. Duff. – Cambridge University Press, 2005. – 258 p

 

 

УДК 82"312".09

Декань Кристина Юрьевна

магистрант кафедры иностранной филологии

 и методики преподавания

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте

г. Ялта, Крым, Россия

E-mail:kris1998@list.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.007 с.)