INTEREST IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

INTEREST IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE



Annotation. The article substantiates the influence of a modern family on the formation of the personality of a younger student in the formation and development of reading interest. It is noted that the modern family, for various reasons and circumstances, distanced itself from the upbringing of the most important component of the general personality culture - the child’s familiarization with reading. Measures are proposed to help parents solve the problem of educating a younger student in reading interest.

Keywords: children's reading, family reading, reading experience, reading skills, family reading, book cult

 

Проблема приобщения детей к чтению актуальна в современном обществе, как никогда раньше. И обеспокоенность родителей по этому поводу вполне оправданна. Каковы основные причины обозначенной проблемы?

Исследованиями специалистов определены следующие причины:

- дети младшего школьного возраста плохо читают вследствие того, что существуют проблемы логопедического характера;

- дети не хотят читать, потому что им это неинтересно;

- современные младшие школьники не могут выбрать книгу для чтения;

- дети не хотят читать, так как родители не проводят эту работу с детьми.

Книги всегда были источником знания, необходимость в них никогда не ослабевала. Достаточно сказать, что наша страна была самой читающей страной мира. Между тем по результатам международного исследования, проведенного в 2000 году, Россия заняла 28 место. Это обстоятельство заставляет нас задуматься о детском чтении, понять и принять меры, ведь чтение - это первооснова для развития личности и успешного обучения ученика, а читающие нации создаются из читающих детей. Сегодня в России необходимо осознание проблемы чтения детей [1].

 Мир технического прогресса вносит изменения, постепенно вытесняя книги из нашей жизни, особенно у детей. Яркие и захватывающие передачи по телевизору, компьютерные игры отодвигают потребности в книге на второй план. По утверждению педагогов и психологов, подобная ситуация стала возможной при самоустранении современной семьи от решения воспитательных задач детей в важнейший период становления интереса к чтению.

Участие родителей в формировании читательского интереса у современного ребенка невозможно переоценить, т.к. первоначальный «читательский» опыт ребенок приобретает именно в семье. В первые годы жизни у ребенка нет мотивации и жизненной необходимости в книге, как в пище или в игровых предметах. А потому дети сами не обращаются к книге. Цель обращения к книге навязывается ребенку взрослыми, которые осознают, что книги способствуют развитию малыша. Однако, когда дети видят, что родители часто читают, что в доме много книг, что в семье создается некий культ книги, то у детей появляется мотив обращения к книге. Так было еще в недавнем прошлом. В информатизированном обществе семейное чтение утрачивает свое значение - так предполагают большинство ученых, которые подробно изучали данную тему. Многие родители не чувствуют потребности в чтении [2]. Среди основных причин такой ситуации называются следующие: книга утратила свое значение из-за широкого распространения телевидения, компьютеров, видеотехники, а потому чтение матерью вслух детям стало редким явление; современные родители ссылаются на отсутствие времени для семейного чтения в силу колоссальной занятости работой, а то и не одной.

Вместе с тем, исследователями отмечается: в семье, где родители увлечены чтением, вырастает грамотная личность, увлеченный читатель, интересный собеседник, что в целом характеризует человека высокой общей культуры. Таким образом, можно утверждать, что семья, как и прежде, играет важную роль в формировании и развитии ребенка-читателя. Заинтересованные в приобщении ребенка к миру книг родители являются главными помощниками учителя в воспитании маленького читателя, поэтому очень важно акцентировать внимание родителей на том, что без их помощи очень сложно воспитать заинтересованного читателя. Работу с родителями по развитию интереса к чтению нужно начинать с первого класса.

Первоклассники сами не увлечены процессом чтения, так как не обладают хорошими навыками чтения. Они уделяют внимание на то, чтобы правильно прочитать слово, при этом не погружаются в смысл книжки.

С.Я.Маршак писал: “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник - автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник- читатель”. [4]. Задача состоит в том, чтобы воспитать такого читателя-художника. И семье принадлежит приоритетная роль в ее решении.

Родителям необходимо взять во внимание несколько советов, как привить интерес и любовь к художественной литературе:

1. Читать книгу совместно с ребенком;

2. Взрослым надо прочитать самый захватывающий момент из книжки, а затем дать возможность ребенку самому прочитать книгу, затем задать не трудные вопросы по смыслу книги;

3. Спрашивать младшего школьника о поступках персонажей книги, побеседовать и охарактеризовать каждого из них и др. [5].

4. Взрослые, которые не находят времени на совместное с ребенком чтение, не наблюдают за процессом чтения, не интересуются полученными ребенком впечатлениями, как правило, упускают уникальную возможность сформировать у детей любовь к чтению в самый благоприятный (сензитивный) период.

Многие дети любят читать, но не могут самостоятельно выбрать нужную книгу, и им необходима помощь взрослых. Кроме того, в детских и школьных библиотеках есть список рекомендованной литературы. Необходимо обращать внимание на то, чтобы дети читали разнообразную литературу: рассказы, сказки, басни, стихи, пословицы и поговорки, загадки, приключения… В идеале родители должны научить детей обращаться к толковому словарю, ибо это развивает читательские умения [5].   

Нужно отметить тот факт, что, выполняя эти простые рекомендации можно вовлечь ребенка младшего школьного возраста в процесс чтения, и в дальнейшем не будет необходимости в принуждении ребенка сесть за книгу. Основной задачей учителя является убеждение родителей в том, что духовное становление ребенка возможно при регулярном общении с книжкой. В.А.Сухомлинский считал, что книга обязана стать для ребенка инструментом овладения знаниями и источником богатой духовной жизни [2].

Вышеизложенное позволяет заключить, что главным фактором формирования увлеченного читателя является семья. В семьях, где есть традиции чтения, вырастают любящие книгу и чтение дети. Но значительная часть современного поколения родителей далека от такой традиции, ибо они либо не читают вообще, либо читают нерегулярно. Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача – воспитание не только детей, но и родителей, ибо семейные традиции чтения - это одно из самых благотворных воспитательных средств.

Список литературы:

1. Азаров Ю.П.Семейная педагогика. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. - Издательство: Эксмо, 2015 г.-496с.

2. Роль семьи в формировании читательских интересов младших школьников. Портал «Инфоурок»- Режим доступа:https: / / infourok.ru/rol-semi-v-formirovanii-chitatelskih-interesov-mladshih-shkolnikov -3165319.html

3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995√223-ФЗ (ред. от 29.05.2019). -Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

4. Чебыкина М. И.Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. –

Портал «Открытый урок, 1 сентября». – Режим доступа: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/512994

5. Чикишева О. В. Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – С. 112-114. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/ 70/3797/ (дата обращения: 08.10.2019)

 

 

УДК 372. 854





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.008 с.)