ANALYSIS OF CONFLICT POTENTIAL IN THE SERVICE 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ANALYSIS OF CONFLICT POTENTIAL IN THE SERVICE



Annotation: Conflict is a specific manifestation of social ties and relationships between people, a way of interacting in a conflict of incompatible views, positions and interests, a confrontation between two or more parties that pursue their goals and are interconnected. Strictly speaking, societies without conflicts do not exist, although certain social forces try to hide them.

Key words: conflict, potential, civil service, settlement.

 

В системе государственной гражданской службы конфликтным потенциалом обладают следующие отношения: административно-служебные отношения, т.е. отношения между гражданскими служащими и нанимателем как лицом, представляющим интересы государства; трудовые отношения, т.е. отношения между гражданскими служащими как работниками и нанимателем; гендерные отношения, т.е. отношения между мужчинами и женщинами, занятыми на государственной гражданской службе; властно-распорядительные отношения, т.е. отношения, возникающие, с одной стороны, между чиновниками, обладающими властью принятия управленческого решения или распоряжения материальными средствами, а с другой - с клиентами (акторами), которые выступают в качестве лиц, заинтересованных в удовлетворении их притязаний.

Отношения, поставленные на первые три места, обладают потенциалом «внутриорганизационных» конфликтов, т.е. тех конфликтов, которые динамически развиваются непосредственно внутри административной организации, протекают, а при определенных условиях и мерах воздействия на элементы конфликтов завершаются, естественно, не без каких-либо последствий. [1, с. 157]

Что касается конфликтного потенциала властно-распорядительных отношений, присущих административной организации, то конфликты, возникающие на этой «почве», не относятся к категории внутриорганизационных. Объясняется это тем, что одна из сторон конфликта является внешней по отношению к административной организации.

По сути, если какой-либо гражданин или какое-либо юридическое лицо предъявляют требования или претензии к деятельности (бездеятельности) государственных служащих, то может возникнуть реальный конфликт между тем лицом, которое требует и оспаривает что-либо, и административной организацией.

Включение в конфликтный потенциал административной организации такого элемента как трудовые отношения требует определенного пояснения по той причине, что под ними понимаются отношения между гражданскими служащими и представителем нанимателем. На данном этапе развития современного права между правоведами нет единой точки зрения о природе отношений между указанными субъектами. Одна группа ученых считает, что эти отношения являются административными, а регламентирующий их федеральный закон - административным. Другая группа - считает, что эти отношения являются трудовыми.

Распространение института конфликта интересов на сферу публичного управления вызвано необходимостью предотвращения влияния на публичного служащего каких-либо частных интересов, которые могут повлиять на выполнение им своих должностных обязанностей.

Таким образом, законодательное регламентирование проблемы конфликта интересов в отношении государственных и муниципальных служащих осуществляется соответствующими отраслевыми законами и указанным федеральным законом.

Для эффективного обеспечения результата, на достижение которого направлены названные законы, их применение на практике не должно вызывать сложностей. Однако анализ рассматриваемых норм приводит к выводу о том, что между ними существует определенные несогласованности.

Некоторые из них имеют характер дополняющих по отношению друг к другу, поэтому не создадут препятствий при реализации. Но есть и такие, которые вносят разночтения, что, по нашему мнению, недопустимо и требует законодательного разрешения. Остановлюсь на тех вопросах, которые относятся к муниципальной службе.

Одним из значимых факторов конфликтного потенциала государственной службы является проблема коррупции. [2, с. 56]

В законе о гражданской службе сказано, что служащий обязан передать в доверительное управление акции и доли участия в обществе с ограниченной ответственностью, если есть конфликт интересов, а в законе о противодействии коррупции записано, что он обязан передать независимо от того, есть или намечается конфликт интересов.

В соответствии с законом о противодействии коррупции основными способами предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной или муниципальной службе являются отказ государственного или муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а также отвод или самоотвод государственного или муниципального служащего.

Однако из содержания закона о противодействии коррупции неясен способ отказа государственного или муниципального служащего от полученной или предполагаемой выгоды. По-видимому, это может быть представленное в письменном виде на имя представителя нанимателя обязательство воздержаться от совершения определенных действий или возврат полученных денег (имущества), если выгода уже получена. Должна быть определена юридическая сила такого обязательства и последствия его нарушения. Кроме того, должно быть урегулировано то обстоятельство, что возврат полученной выгоды не всегда возможен.

Эффективность работы по противодействию коррупции на гражданской службе снижается из-за ограниченного статуса кадровых служб в системе противодействия коррупционным проявлениям, а на них, главным образом, возлагаются подобного рода функции. Это в полной мере относится и к организации работы по информированию граждан, гражданских служащих и организаций о работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Поэтому предлагается дополнить ст. 44 закона о гражданской службе нормами, уточняющими статус кадровых подразделений в части наделения их дополнительными полномочиями по организации мероприятий по профилактике коррупции, в том числе по установлению обязанности информировать претендентов на замещение должности государственной службы о требованиях антикоррупционного законодательства и о предотвращении конфликта интересов при поступлении на государственную гражданскую службу.

На практике, если служащий оказывается в ситуации, когда он понимает, что возникает конфликт интересов, он должен отказаться от осуществления действий, которые могут этот конфликт создать. Произойти это может как в рамках его служебных полномочий, так и за их пределами. При этом необходимо, в соответствии с требованиями закона, доложить о создавшейся ситуации представителю нанимателя в письменной форме. Невыполнение этой обязанности может послужить основанием для привлечения его к ответственности. [3, с. 149]

С другой стороны, руководитель, получив информацию о реальном или потенциальном конфликте интересов, который возник или может возникнуть у его подчиненного, должен предпринять действия по предотвращению этого конфликта вплоть до отстранения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности или даже прекращения служебного контракта. То есть он может по своему субъективному усмотрению счесть конфликт незначительным и позволить государственному служащему исполнять служебные обязанности в состоянии конфликта интересов или, наоборот, необоснованно уволить. При этом руководитель не несет реальной ответственности за свои действия.

На сегодняшний день в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в большинстве законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Однако далеко не во всех этих органах комиссии проводят свою работу. Прежде всего, это вспомогательный характер решаемых ими задач, который сводится лишь к содействию государственным органам в обеспечении соблюдения гражданскими служащими норм служебного поведения и урегулирования конфликта интересов.

Следующая причина - функциональная ограниченность, не предусматривающая планомерной, долговременной работы по систематическому контролю за соблюдением требований к служебному поведению. [3, с. 54]

Круг вопросов, который может быть предметом работы данных комиссий, несколько шире, чем разбирательство только конфликтов интересов в их чистом виде. Данные комиссии создаются также для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих.

В этой связи первое, что обращает на себя внимание, - это то, что Положение содержит исчерпывающий перечень оснований для проведения заседания комиссии и решений по итогам рассмотрения информации о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство. Или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению и информации о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При этом из положений закона о противодействии коррупции следует, что на комиссию также возложена задача по содействию государственным органам в обеспечении соблюдения ограничений, налагаемых на граждан, замещавших должности гражданской службы, при заключении ими трудовых договоров.

 

Список литературы:

1. Анцепов А.Я. Конфликтология - М.: «ЮНИТИ», 2014. - 551 с.

2. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Лань, 2012.

3. Линческий Э.Э. Контракты и конфликты: общение в работе руководителя. - М.: ОАО НПО Экономика, 2015.

УДК 177.8





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.008 с.)