Of the person in the modern system of education 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Of the person in the modern system of education



 

Abstract: The article is devoted to questions about necessity of substantiation and approbation of the system of education. It promotes creation of actualization of spiritual and moral bases of sociocultural actions of people. The main core of the modern educational system is the problem of the formation of a creative moral personality, the ability to function in a multicultural space. On the basis of the research, it is proposed that the author highlight the importance of teaching a particular subject cannot ensure success in the formation of a moral holistic personality.

Key words: ethnic culture, cultural work, northcaucasus region, ethnos, multicultural education, spiritual and moral development.

 

Процесс становления культурного, экономического, информационного и образовательного пространства в современной России и, в том числе, на Северном Кавказе, где в наиболее острой форме сталкиваются устойчивый местный и общероссийские культурные традиции, объективно требует совершенствования образовательных институтов, взаимопонимание социальных групп и создание новой региональной образовательной политики. Она должна быть нацелена на сближение ценностей национальных культур, на осознание гражданами своей принадлежности к российскому сообществу. Ведущим стержнем такой системы в образовании должна выступать проблема формирования креативной нравственной личности, способной действовать в поликультурном, динамично изменяющемся общероссийском мире. Для этого необходимо обосновать и апробировать систему образования, которая способна на практике создать условия для актуализации духовных и нравственных оснований социокультурных действий людей, идентифицирующих себя одновременно в родной (этнической) и общероссийской культуре. По своей сути речь идет о создании новых по своему качеству образовательных институтов, готовящих российских граждан к межкультурному взаимодействию в самых разных сферах жизни современного общества. Эта задача образовательного процесса, особенно в северокавказком регионе, может быть успешно решена только в контексте диалога культур. Основываясь на методологии системного, культурологического и культуротворческого подходов, опираясь на гуманистические парадигмы образовательного процесса необходимо рассмотрение теоретических и организационно-педагогических оснований построения целостного образовательного процесса. Данный процесс должен ориентироваться на развитие новой этнокультурной идентичности личности, опираясь на принцип регионализации, прояснять содержание, условия и принципы организации образовательной и воспитательной работы, связанной со становлением идентичности жителей к собственной культуре этноса Северного Кавказа и культуре России.

Современное развитие образования в России и мире, когда проходит системный анализ социокультурных и этнологических особенностей построения системы культуроориентированного образования, особенно, в северокавказком регионе, основанием которого является решение проблемы культурной идентификации, выступает системное использование подходов к пониманию процессов межкультурного взаимодействия, значимости и богатство возможностей диалога во всех спектрах российской аксиосферы. Образовательный процесс культуротворческого типа, построенный с применением системного подхода, является действенным педагогическим инструментом становления этнокультурной и общероссийской идентичности. В связи с этим культуротворческая этнорегиональная модель может эффективно работать только в условиях системной работы педагогического коллектива, мотивированного креативной идеей органичной связи этнической культуры и общероссийского поликультурного пространства. Для повышения результативности педагогического сообщества необходимо опираться на принцип погружения личности в контексте российской и мировой культуры через освоение национальных традиций и нравственных ценностей родного этноса.

Создание модернизированной региональной системы культуроориентированного образования в современном поликультурном социуме имеет целью создание условий для становления поликультурного пространства, что позволит обеспечить культурную идентичность и ориентацию каждого члена общества на высшую ценность человека, толерантное отношение к культурным различиям людей. Последнее чрезвычайно важно для становления системы образования в поликультурном пространстве Северного Кавказа, особенно при рассмотрении данных процессов в русле мировой и российской интеграции, понимание поликультурного контекста такого специфически многофункционального и многоукладного региона как Северный Кавказ России, с учетом того, что культуротворческая модель имеет свою нишу в стандарте модернизации образования.

Одной из наиболее значимых функций образования в культуротворческой школе является направленность его на поликультурное воспитание. Такое воспитание включает приобретение знаний и выработку человеческого достоинства, высоких нравственных качеств, обуславливающих убежденность в необходимости сосуществования с различными социальными группами, расами, этносами, людьми разных вероисповеданий. Поликультурное воспитание означает устранение противоречий между образовательными системами доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств – с другой. К числу других функций поликультурного воспитания известный ученый-педагог академик Л.Л. Супрунова относит формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи: осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; формирование межкультурной компетенции; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. Поликультурное образование, по Л.Л. Супруновой, взаимное обогащение носителей малой и доминирующей культуры, в результате чего происходит становление и самоопределение личности [2, с.120].

Поликультурное воспитание в процессе обучение в культуротворческой школе включает в себя освоение материала учебных дисциплин, раскрывающих особенности культурного достояния своего народа, сущность уникальных, самобытных черт и общих элементов в культурных народов России, мира, позволяющих людям жить в мире и согласии, а также вырабатывающих умения и навыки соответствующего поведения, продуктивного взаимодействия с носителями различных культур, воспитывать учащихся в духе мира, гуманного межнационального общения, добрососедского сотрудничества, расширения социальной мобильности личности.

Более полному духовно-нравственному формированию личности в контексте поликультурного воспитания способствует развитие национально-русского двуязычия в школе. Оно является объективной необходимостью, так как способствует выработке у учащихся сопричастности и ответственности за судьбу своего народа и всего российского общества и государства, где русский язык является государственным языком.

В культуротворческой школе поликультурное воспитание позволяет интегрировать личность в культуру, актуализировать чувство принадлежности ребенка к национальной и общечеловеческой культуре. Органической частью этого процесса является формирование нравственно целостной личности – овладение национальными и общечеловеческими нормами морали, формирование убеждений, выступающих, наряду с чувствами, источниками гуманного поведения, глубокого раскрытия связи изучаемых предметов с жизнью.

В духовно- нравственном становлении личности в культуротворческой школе особый интерес вызывает творчество народного поэта Ирчи Казака, который в своих стихах признается в том, что он рожден для того, чтобы любить людей, и особенно он выражал в своих произведениях любовь к родным просторам. В книге посвященной творчеству непревзойденного и недосягаемого кумыкского поэта С. Алиева пишет о том, что Ирчи Казак был первым общенациональным поэтом кумыков, который проявлял милосердие и справедливость, служил примером для своего народа, был человеком несгибаемой воли и нравственной чистоты. Даже в тяжелейших условиях каторги поэт не переставал думать о родных просторах. В своей поэзии Ирчи Казак неустанно призывает человечество быть справедливыми и правдивыми. Хотя поэт говорит от лица своего народа, он – поэт всего мира, поскольку интересы всего человечества отстаиваются из его уст, что идея дружбы и братства людей земли имеет изначально общечеловеческое содержание. В его фольклоре отражается духовно-нравственная культура народа [3].

Взаимосвязь поэзии с мудростью показывает, что мудрость есть обобщение системы философских, социально-политических, мировоззренческих и духовно-нравственных взглядов народов с глубокой древностью. Этнограф, специалист в области этнической истории Северного Кавказа Ахмад Мусукаев высказывает мнение о том, что Р. Семенов не случайно называет предложенные мысли изречениями – они хронологически считаются древнее афоризмов; изречение передавались в тот период из уст в уста; в то время еще не было письменности и их авторами выступали народные массы [1, с.164] Афоризмы же считались характерными не для массы, а для видных и выдающихся представителей: поэтов, певцов, военных вождей. Корни изречений восходят к правовым нормам этноса, его обычаям, традициям, верованиям. Знакомясь с этими изречениями, люди обычно не задумывались о том, при каких обстоятельствах они создавались людьми труда. Основополагающей в них – это то, что они сохранили для современного общества живой голос истории и истинное выражение сущности мировоззрения и ценностных установок своего времени. В дальнейшем изречения подвергались видоизменениям в зависимости от исторических условий жизни и быта народа, видения им окружающего мира. Возрастающий духовный потенциал ставил новые проблемы, изменял отношения к ценностям, к жизни в целом, к ее смыслу. Творчество поэтов и писателей необходимо активно использовать в поликультурном воспитании подрастающего поколения.

В решении рассматриваемой нами проблеме большое значение имеет то, что обучение отдельно взятому предмету не может обеспечить успеха в формировании нравственно целостной личности.

Воспитывающим фактором обучения в культуротворческой школе выступает то, что содержание изучаемого материала в концентрированном виде включает знания об утверждающихся в обществе национальных религиозно-духовных ценностях, на фундаменте которых строятся национально-этнические отношения, общение межличностного, межэтнического плана и нравственные образцы национальных народных обычаев и традиций.

 

Список литературы:

1. Мусукаев А.И. К вопросу о генезисе и развитии традиционных обществен­ных организаций народов Северного Кавказа [Текст]: Методическое пособие по этнографии для студентов-первокурсников историче­ского факультета. - Нальчик, 1989.

2. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование: учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-пед. образование» / Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридиченко. – М.: Академия, 2013. – 235 с.

3. Придет пора… (Стихи и поэмы) Ирчи Казак // Mybook [Электронный ресурс] URL: https://mybook.ru/author/irch-kazak/ (дата обращения: 10.10.19).

 

УДК 37.046

Башаева Совбика Абуевна

канд.пед. наук, доцент по кафедре педагогики

и дошкольной психологии

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E-mail: bashaeva72@mail.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.008 с.)