MODERN PRACTICES FOR IDENTIFICATION OF GIFT 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

MODERN PRACTICES FOR IDENTIFICATION OF GIFT



Abstract: the article discusses various practices for identifying giftedness in children, as well as the difficulty of diagnosing outstanding personality traits. Attention is drawn to the significance of the stated problems for increasing the efficiency of the educational process.

Keywords: giftedness, diagnostics, methodology, educational activity, children.

 

В настоящее время особое распространение получило такое понятие как одаренный ребенок, однако критерии попадания под данное определение сильно размыты. Вследствие чего сомнению можно подвергнуть и методики позволяющие выявить одаренность. В данной статье будут рассматриваться современные методики диагностирования одаренности у детей, соответствующие научным требованиям.

Главной сложностью является интерпретация результатов тестирования, потому что термин одаренность это сложный и многоаспектный феномен. И именно по этой причине многие специалисты помимо использования тестовых методик, прибегают и к помощи экспертного оценивания детей учителями, продуктов их деятельности, результатов участия в конкурсах [3, c. 27].

Если задать вопрос, зачем проводить диагностирование и выявлять одаренных детей, то ответом будет для того, чтобы создать для них особые условия обучения, которые способствовали бы более полному раскрытию их потенциала. Условия эти предполагают проведение занятий по специально разработанным планам и учебным программам, в специально собранных группах, классах и школах. Оценкой же качества проведенной учителем диагностики является качество усвоения детьми этих программ. Основным требованием учебных заведений к методам диагностики является их стандартизированность и относительно короткое время выполнения.

Тест это инструмент для измерения, какого либо явления и достижения в этом успеха следует четко понимать, что он измеряет и подходит ли он для данных целей. В нашем случае мы не знаем «одаренность» это единое явление или многоаспектный феномен, который требует разных методов измерения.[4, c. 43]

Результаты тестов и интерпретация продуктов деятельности это только одни из возможных источников информации, и чем большее их количество будет учтено, тем правильнее будут результаты. Поэтому очень важным считается данные полученные от опроса родителей, учителей и самого ребенка. Важным условием является наличие человека способного увидеть способности ребенка и должным образом их развить. Особенно большое значение это имеет в раннем возрасте, когда ребенок выражает повышенную любознательность, энергично изучает мир, но если его стремления остаются не замеченными они растрачиваются.

Следует также отметить, что выделяют интеллектуальную, психомоторную, творческую, социальную, духовную и академическую одаренность.

Психомоторная одаренность тесно связана со зрительно-моторной, кинестетически-моторной координацией, а также точностью, скоростью и ловкостью движений.

Когда говорят об интеллектуальной одаренности, то имеется в виду высокий показатель коэффициента интеллекта IQ.

Академическую одаренность связывают с успешностью обучения. Здесь для диагностического основания используются общепринятые тесты достижений по основным академическим дисциплинам.

Социальная одаренность определяется успешностью в налаживании контактов с людьми, высоким уровнем коммуникации ребенка. Для диагностик в данном случае используются такие методики как: шкалы социальной зрелости, социальной компетенции и различные тесты на диагностирование лидерских качеств.

Творческая одаренность основывается на самом понимании творчества. Американских психолог Х. Е. Трик выделил четыре направления это - креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом. Каждое из этих направлений предусматривает свое понимание одаренности и свои методы диагностики.

Духовную одаренность связывают с высокими моральными качествами и альтруизмом. Духовная одаренность является наиболее малоизученной, на данный момент есть лишь единичные попытки ее диагностики, результаты которой были бы направлены на определение уровня развития и выраженности альтруизма. [1, c. 57]

Далее перейдем к конкретным методам диагностики одаренности.

Наиболее известными тестами для измерения психомоторных качеств. Тест Пурдве используется для оценки непрерывно-двигательных способностей, где оцениваются направленность реакций, непрерывно-двигательная координация. Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда. Тест на зрительно-двигательную координацию К.Берри заключается в том, чтобы ребенок воспроизвел 24 рисунка, сложность которых постепенно возрастает.

Измерение интеллекта чаще всего используется для выявления одаренности. Могут применяться как индивидуальные методы, так и групповые.

а) шкала интеллекта Станфорд – Бине, предназначенная для тестирования детей начиная с 2-летнего возраста;

б) Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста предназначены для тестирования не только детей, но и взрослых;

в) шкала детских способностей Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 года (дается обобщенная оценка и 5 субоценок для вербальных, перцептивных, вычислительных, моторных способностей и памяти);

г) тест когнитивных способностей, разработанный Р. Э. Торндайком и Е. Хаген, дает три оценки (вербальная, невербальная и количественная), он часто используется при выявлении детей, которым необходимо заниматься по специальной программе.

Наиболее широко используемыми для выявления академической одаренности являются следующие тесты: а) общий тест основных умений, оценивающий базовые навыки в чтении, орфографии, математике и др. б) Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, языковые навыки; в) Станфорский тест достижений, предусматривающий оценку знаний и навыков ребенка в математике, естествознании, в понимании устной речи; г) Калифорнийский тест достижений оценивает успешность в чтении, понятливость, словарный запас, почерк, математические способности и др.

Для выявления творческой одаренности используют следующие методики:

а) тесты креативности для детей, разработанные Дж.Гилфордом и его сотрудниками и направленные на оценку одаренных способностей.

б) тест Торранса на образное творческое мышление; предназначен для оценки творческих спообностей детей в возрасте от 5 лет и старше.

Для диагностирования одаренности в сфере общения можно найти меньшее количество методик, потому что эта сфера разработана не так хорошо как остальные. В основном тесты рассматривают один из компонентов, являющийся часть общих коммуникативных способностей (их вербальных, невербальных, мотивационных аспектов).

Как и любая другая научная дисциплина, психодиагностика требует наличия теоретических и практических профессиональных качеств. Но в современном мире наблюдается тенденция расширения границ использования психодиагностических методов. Они все шире входят в разные сферы человеческой деятельности, в частности, в школьную практику, повышается необходимость в ознакомлении с данным направлением учителей и родителей, а значит, будут восполняться пробелы в системе научных знаний.

 

Список литературы:

1. Куршина Л. Ю. Одаренность: современные тенденции определения понятия// Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017. – С. 57-61.

2. Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей //Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.

3. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000– C. 27-30.

4. Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997. – С. 43.

5. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей. М., 1991. С.

 

 

УДК: 617.54

Дадаев Муслим Хаважиевич

Ординатор 2 года обучения специальности: «Торакальная хирургия»

E-mail:dadaiev.muslim@mail.ru

Кадиев Ричард Халидович

Студент 4 курса Института стоматологии и ЧЛХ.

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М.Бербекова»

Россия г. Нальчик.

Кафедра факультетской и эндоскопической хирургии

(зав.кафедрой- проф. Мизиев И.А.;

Научный руководитель-ассистент кафедры Карданова М.Ф.)

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.174.225.82 (0.008 с.)