Relevance of application of neuropsychological practice in modern school educations 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Relevance of application of neuropsychological practice in modern school educations



Annotation. This article is an attempt to present the classical ideas that have developed in neuropsychology at the moment.

Key words: mental functions, development, child, neuropsychology, help, individual program.

В ряду наук, имеющих отношение к изучению высших психических функций человека и физиологических основ поведения, важное место занимают нейропсихология и психофизиология.

Сегодня нейропсихология - активно развивающаяся ветвь знаний, которая имеет свои отрасли, среди которых: клиническая нейропсихология, нейропсихология детского возраста, нейропсихология индивидуальных различий или нейропсихология нормы, нейропсихология старческого возраста. Спектр ее отраслей до сих пор расширяется. Эта наука тесно связана с такими дисциплинами как: физиология, неврология, анатомия, психиатрия, биология, социология, философия дефектология и педагогика.

Нейропсихология детского возраста - область нейропсихологии, изучающая взаимосвязь социального функционирования (поведения и обучения) ребенка с формированием его психических функций и личности с развитием мозга в онтогенезе в норме и патологии, а также возможности использования этих знаний для коррекционно развивающего обучения. [2, с. 13]

Применение нейропсихологических знаний в педагогической практике является на современном этапе весьма актуальным. Многие школьники испытывают трудности в овладении письмом и чтением, счетными и логическими мыслительными операциями, в понимании устных и письменных речевых текстов, в том числе и повышенной сложности. Отсюда возникает необходимость профессионального образования, которое предлагает исследование не только отдельных психических процессов, но и всей психической сферы, всех форм деятельности ребенка.

Помощь нейропсихолога требуется не только детям с трудностями в обучении вследствие функциональной незрелости, атипичного развития высших психических функций или вследствие психосоматических заболеваний, но и детям успешно, осваивающим школьную программу без ущерба для здоровья.

Основателем нейропсихологии по праву считается А. Р. Лурия.

Лурьевский нейропсихологический анализ позволил дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дизадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или с патохарактерологическими особенностями личности ребенка. [2, с. 26]

Теоретическую основу детской нейропсихологии, как и нейропсихологии в целом составляют три принципа, разработанные А. С. Выгодским и А. Р. Лурия: принцип социогинеза высших психических функций (ВПФ); принцип системного строения ВПФ; принцип динамической организации и локализации ВПФ. Эти принципы вытекают из культурно-исторического подхода к психике человека, т.е. ориентации при анализе формирования психических функций и их нарушений не на болезнь, на дефект, но на развитии на поиск в истории культуры причин психических явлений и способов компенсации дефекта. [1, с. 8]

Методикой, позволяющей обнаружить механизм (фактор), лежащий в основе дефекта, является нейропсихологическая методика обследования детей.

Нейропсихологические методы являются не только важнейшими инструментами распознавания тонких нарушений гнозиса, праксиса речи и других высших психических функций, но и позволяют с большой степенью точности определить связь этих расстройств с конкретными корковыми зонами и разработать, адекватные меры по устранению нарушений высших психических функций [4, с. 14]

Американский психолог Р. Бэрн говорил о том, что попадая в школьное детство, ребенок падает в жёсткий мир. Ребенок уже должен сам разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Ребенок встречается с требованиями школы. [3, с. 43]

Если социальная среда предъявляет к ребенку требования в пределах его адаптивных возможностей, неравномерность развития ВПФ не имеет отрицательных последствий для психического функционирования ребенка и его успешной адаптации в детском коллективе. [1, с. 28]

Но в одной из характеристик современности является то, что общество во всех развитых странах постоянно повышает требования к уровню обучения и образования. Это ведет к интенсификации обучения во всех индустриальных странах, что в сочетании с ухудшением экологии, напряженной стрессогенной профессиональной жизнью родителей, не позволяющей им уделять достаточное внимание собственному ребенку, правильно организовывать его досуг и отдых, ухудшают психофизическое здоровье детей.

В итоге, перед менее психологически и физически подготовленными детьми ставятся требования по выше.

В этих условиях неравномерность развития ВПФ становятся «тормозом» дальнейшего развития и успешного обучения и возникает парциальное отстаивание в развитии ВПФ [2, с. 182] Или возникает неадекватная компенсация этих парциальных отстаиваний в форме личностных или поведенческих реакций, затрудняющих успешную адаптацию ребенка в школьном или дошкольном коллективе и реализацию даже сформулированных функций.

Нейропсихология еще молода, но имеет достижения, кратко изложенные в данной статье. Я надеюсь, эти достижения послужат поводом к более глубокому проникновению в суть психической деятельности человека и станут основанием для синкретического взгляда будущих специалистов на предмет их профессиональной деятельности - психику человека.

Список литературы:

1. Глазман, Ж. М. Детская нейропсихология [Электронный ресурс]: учебн. пособие / Ж. М. Глазман – 2-е издание. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 247 с.

2. Глазман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ж. М. Глазман – 2-е издание. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 253 с.

3. Дрокова, С. В. Возрастная психология: учебное пособие для студентов / С. В. Дрокова – Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет – 2-е эл. изд. – Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 69 с.

4. Новикова Н. И. Основы нейропсихологии и психофизиологии: учеб. - метод. пособие / Н. И. Новикова, Л. И. Алдинина, М. Г. Маринина, С. Ю. Федосеева, Волгоград: Науч. изд. ВГСПУ «Перемена», 2019 – 87 с.

 

 

УДК 378.147

Даниева Айшат Саидахметовна

преподаватель кафедры иностранных языков

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E-mail: amina.s.79@mail.ru

 

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются тенденции развития современной системы образования в мире, а также процесс развития и модернизации российского образования. Отмечается, что под влиянием геополитических, экономических, технологических и других изменений меняются не только формы образования, но и требования к выпускникам и вузам. Выделяются основные тенденции развития образования в современном мире. Рассмотрено также влияние процесса глобализации на развитие системы образования.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, информатизация, глобализация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.006 с.)