Modern approach to chemistry training 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Modern approach to chemistry training



 

Annotation The article is devoted to the study of the modern approach to teaching. Many variants of classification of teaching methods of chemistry have been named and described, the essence and content of modern teaching methods are revealed. Characterized methods, forms and conditions for the development of cognitive activity of trainees. After analyzing the modern approach to the teaching of chemistry, conclusions are made.

Key words: technology, learning, method, classification, reproductive, integrative learning, cognitive activity, communicative qualities.

 

Успешность обучения зависит от правильности определения целей обучения и выбора средств, соответствующих этим целям. Таким образом, вопрос методов обучения химии становится ключевым.

Обучение – это интерактивный процесс, сочетающий в себе преподавательскую деятельность педагога и учебную деятельность обучающегося.

Правильно поставленная цель, содержание учебного материала и подбор оптимального метода обучения определяет результат работы учителя.

Учебно-воспитательный процесс сочетает в себе два процесса - обучающую деятельность учителя и учебную обучающегося. И отсюда следует определение понятия «метод обучения». По мнению Ю.К. Бабанского, метод обучения представляет собой «систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую достижение целей обучения» [5, с. 27].

В методической литературе названо и описано много вариантов классификации методов обучения химии. Специалисты-исследователи насчитывают более пятидесяти методов обучения, каждый из которых в конкретной ситуации реализуется в сочетаниях с другими методами в различных формах [1, с. 261]. Рассмотрим некоторые из них.

Исторически сложилась классификация методов обучения в зависимости от источника знаний. С.Г. Шаповаленко рассматривает их как словесные, наглядные и практические методы.

Ю. К. Бабанский объединил основные виды классификации методов обучения следующим образом:

· характер познавательной деятельности обучающихся ‒ объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский;

· вид источников знаний ‒ словесные, словесно-наглядные, словесно-наглядно-практические методы;

· целостный подход к учебно-познавательной деятельности (УПД) – организация УПД, стимулирование УПД, контроль УПД;

· методология науки – теоретические и эмпирические группы методов.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин классифицируют методы в зависимости от степени самостоятельности познавательной деятельности обучающихся, разделив методы на следующие группы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.

Согласно наиболее общепризнанной классификации, введённой И.Я Лернером [8] (по характеру познавательной деятельности), существует 5 важнейших методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский.

1) Объяснительно-иллюстративный – предполагает, что учитель объясняет материал, демонстрируя его на наглядных примерах и пособиях, а ученики воспринимают. Например, учитель рассказывает о структуре атома водорода, при этом демонстрируя плакат со структурой атома.

2) Репродуктивный – предполагает воспроизведение обучающимися определённой последовательности действий по показанному учителем образцу. Например, учитель показывает пример вычисления молярной массы вещества по заданной формуле и ученики решают аналогичные примеры по этой же формуле. Решение расчетных задач по химии алгоритмическим способом, т. е. по установленным правилам, также является репродуктивным методом.

3) Проблемное изложение – педагог акцентирует внимание учеников на некоторой проблеме, и потом уже даёт информацию о её решении, при этом ученики могут выдвигать гипотезы, строить предположения, но основная роль в изложении решения проблемы предписывается учителю. Например, при рассмотрении свойств воды или низших спиртов учащиеся вдруг обращают внимание на то, что вода и этиловый спирт находятся в жидком состоянии при обычных условиях, несмотря на низкие значения относительных молекулярных масс, тогда как имеющие большие значения молярных масс хлор и бутан являются газами. Решение возникшей проблемы позволяет сформировать представление о водородной связи.

4) Эвристический – предполагает активную деятельность обучающихся по решению поставленной задачи или проблемы, но эта деятельность регулируется учителем – учитель организует этапы, которые могут варьироваться в зависимости от характера задачи (выдвижение гипотез, их обсуждение, экспериментальная проверка, генерация выводов, проверочное обращение к справочным материалам и т.д.) Например, учитель показывает растворение спирта в воде и задает вопрос – почему спирт, в отличие от углеводородов, так хорошо растворяется в воде? Ученики выдвигают версии, каждая из версий обсуждается, отсеиваются версии, явно не соответствующие условию, по итогам дискуссии при помощи педагога выводятся возможные варианты (например, возможность возникновения водородной связи между молекулой воды и молекулой спирта);

5) Исследовательский – при применении этого метода обучающиеся проходят большую часть этапов самостоятельно, вмешательство учителя минимизируется. Например, ученику даётся задание: изучить физические свойства какого-то вещества. Определить, что и как он будет измерять, какие свойства будет описывать по внешнему виду. Все эти этапы ученик может проделать сам, а учителю представить результаты проделанной работы.

В настоящее время наиболее актуальным подходом к обучению является системно-деятельностный. Этот подход предполагает использование приёмов и методов, которые позволяют обучающимся добывать знания самостоятельно, выдвигать гипотезы, собирать информацию, вырабатывать умозаключения и выводы.

Системно-деятельностный подход предполагает:

– использование разнообразных организационных форм с учётом личных особенностей обучающихся (охватывая одаренных и ОВЗ детей) с целью развития их творческих способностей и познавательной активности.

– гарантию достижения результатов в соответствии с образовательными стандартами.

Химия является одним из тех предметов, где применение системно-деятельностного подхода имеет наибольший потенциал. В химии большую роль играет эксперимент, который требует самостоятельности от обучающихся, решение экспериментальных задач, часто нетривиальных, которые требуют от обучающихся познавательной активности.

Разнообразное представление химического материала (учебный текст, формулы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы, опыты, природные процессы), способствует развитию различных навыков (работать с текстами и таблицами, фильмами, электронными пособиями, химическими реактивами и инструментами, планировать, конспектировать, вести наблюдения, обобщать и делать выводы) – всё это с одной стороны требует активной деятельности обучающихся, а с другой стороны – способствует развитию этой активной деятельности.

М.С. Пак рассматривает целый ряд современных технологий обучения химии [12].

Интегративное обучение химии. Эта технология подразумевает объединение ранее разрозненных, разнородных компонентов в единое, целостное образование. Компоненты могут относиться к целям, содержанию, формам, средствам и т.д.

Интегративно-модульное обучение химии. Эта технология, по сути, представляет собой нечто, напоминающее конструктов, состоящих из взаимозаменяемых модулей. Как считает М.С. Пак, понятие модуль в данных технологиях может толковаться самыми различными способами, а именно:

1) легко заменяемый блок содержания другим равноценным блоком,

2) относительно самостоятельный раздел учебного предмета,

3) структурный компонент какой-либо (педагогической, методической) системы,

4) цикл родственных учебных дисциплин или предметов,

5) дидактически законченный информационно-функциональный узел и др.

Проблемное обучение – одна из наиболее распространённых современных технологий. Как указывает М.С. Пак [12], она предполагает сотворчество преподавателя и обучающего. Чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, данные для размышления, творческого поиска. Немаловажно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, содержащийся в новизне и яркости фактов, чтобы возбуждать у обучающихся интерес и стремление к познавательному поиску.

М.Е. Киселёва [7 с.189-192] предлагает использовать проблемный подход в сочетании с химическим экспериментом и опережающим развитием, т.е. в конце определённого блока учащимся даётся проблемный эксперимент, затрагивающий содержание следующего блока. Таким образом, происходит опережающая актуализация, обучающийся получает некоторые знания по будущей теме заранее, и у него активизируется познавательный интерес по этой теме.

Инновационные технологи обучения химии. Под эту категорию попадает множество методов, объединённых общими признаками, выделенными М.С. Пак [13, с. 98-103.].

 1) образовательная деятельность связана, с отличием от общепринятого подхода к учебному процессу;

2) ориентированность на поиск новых решений стандартных образовательных проблем;

3) инновационный подход в решении образовательных проблем и задач;

4) гарантированность качества результата;

5) отличная от общепринятой, модель образовательной технологии;

6) отличное от общепринятого, иное содержание образования;

7) поиск новых методов обучения, направленные на оптимальное развитие обучаемых.

Теория и методика инновационного обучения химии в школах нового типа разработаны Г. И. Якушевой [19]. Инновационный компонент выполняет системообразующую функцию.

Личностно-ориентированная технология. Эта технология применяется в малокомплектных школах (например, сельских), где попытки применить стандартные технологии приводят к переутомлению учащихся из-за постоянных опросов и других форм учительского внимания, которое в обычной ситуации распределяется на всех учащихся. Эта технология предполагает максимальный учёт особенностей каждого ученика.

Иную трактовку даёт этому понятию М.А. Ахметов [4, с. 20-22] В его интерпретации личностно-ориентированный подход может применяться в любом типе школ, и подразумевает использование ряда технологий, предполагающих максимальное усвоение информации каждым из учеников. Это и полисенсорный подход, при котором задействуются все каналы восприятия, и активизация познавательного интереса, и стимуляция учащихся к репродуктивным действиям.

Так же применяется коллективный подход - это подход, при котором происходит самообучение средствами коллектива. Коллективный подход может предполагать индивидуальную, парную, групповую и общеклассную работу. Формы могут быть самыми разнообразными - групповые и парные проекты, мозговые штурмы, взаимопроверки и т.д.

В соответствии с требованиями ФГОС современный выпускник должен уметь работать в команде, владеть проектными технологиями, поэтому ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов.

Метод проектов используют как основной вид учебной деятельности, реализуя главный смысл обучения – создает условия обучающимся для сотрудничества в сообществе исследователей, его самореализации через накопление собственного опыта, формирует умения, навыки и опыт деятельности [2, с. 31-36].

Проанализировав современные подходы к обучению химии [1-19] можно сделать следующий вывод:

 Если традиционные способы преподавания предполагают доминанту методов репродуктивной группы – репродуктивный и объяснительно-иллюстративный, то современный подход в большей степени нацелен на методы продуктивной группы – проблемный, эвристический, исследовательский. При этом методы репродуктивной группы применять тоже необходимо – для получения целостных, системных знаний. Но доля методов продуктивной группы, при применении современных подходов, значительно увеличивается.

Мы видим, что урок современного типа предполагает значительную активность обучаемых во всех этапах урока, начиная от определения целей и задач и заканчивая оцениванием и получением домашнего задания.

Применение выше перечисленных технологий придает обучению особую привлекательность, является одним из способов формирования познавательных и творческих интересов обучающихся, способствует активизации мыслительной деятельности, повышению эффективности обучения и развитию коммуникативных качеств личности.

Список литературы:

1. Аларханова З.З. Инновационные методы и формы в преподавании химии /З.З. Аларханова// Материалы Международной научно-практической конференции «Химия, химические технологии и экология: наука, производство, образование». ‒ Махачкала, 18-20 октября 2018. С. 261

2. Аларханова З.З. Использование в обучении химии метода проектов, как технология развивающего обучения / З.З. Аларханова, И.Х. Заурбекова // Материалы Региональной студенческой научно-практической конференции «Современные проблемы естествознания» Грозный, ЧГПУ, 28 – 30 апреля 2017. С.31-36

3. Аларханова З.З. Правила активизации познавательной деятельности и успешного обучения учащихся /Аларханова З.З. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Химия: состояние, проблемы, перспективы» ‒*ИП «Султанбегова Х.С.» Махачкала, 2013.С. 9-14

4. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. ‒ М., 1995.

5. Будко М. В. Инновационные идеи обучения и воспитания на современных уроках физики и химии / М. В. Будко, Т. Н. Болдырева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 35. С.303-307.

6. Лямин А.Н. Гуманитарное обновление обучения химии в современной школе / А.Н. Лямин М. С. Пак // Концепт. 2015. №7. С.2-19.

7. Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов /М. С. Пак. ‒ СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. ‒ 306 с.

8. Рашидова Э.П. Исследования в действии «Эффективность использования элементов критического мышления в групповых формах работы на уроках химии» / Э.П. Рашидова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 42. С.11-18.

9. Хапугина С.В. Развитие исследовательских умений учащихся на уроках химии. Доклад. http://s-v-hapugina.narod.ru (дата обращения: 13.02.19)

10. Хапугина С.В. Оптимизация образовательного процесса в школе с позиций современных требований к качеству естественнонаучного образования. Доклад. http://s-v-hapugina.narod.ru (дата обращения: 13.02.19)

11.  Шишлова М. А. Исследовательское обучение учащихся на уроках химии / Шишлова М. А., Бойчук Т. А. // Успехи современного естествознания. 2013. №3. С.116-117.

12.  Якушева Г.И. Методика обучения химии в школах нового типа: Дисс. канд. пед. наук, СПб., 1996. -189с.

УДК 51

Анашкина Елена Юрьевна

студентка 3 курса магистратуры

Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет

г. Пермь, Российская Федерация

E-mail: elenaa 7777@ mail. ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.026 с.)