Проблема преемственности как 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема преемственности как



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме преемственности как педагогической категории. В философском понимании преемственность трактуется как категория необходимой связи между новым и старым в процессе развития. Педагогическая сущность преемственности состоит в непрерывности процесса воспитания и обучения ребенка, обеспечивающего целостность обучения, воспитания и развития на каждой следующей ступени образования. В свете новых требований современного образования появилась необходимость в большей согласованности, взаимосвязанности взаимодействия педагогов начального и дошкольного образования.

Ключевые слова: преемственность, непрерывность, стандарт, образовательное пространство, начальная школа, ступенчатая система,

 

Bashaev а Sowbik а Abuevna

cand.ped. associate professor at the Department of pedagogy

and preschool psychology

Chechen state pedagogical University

Grozny, Russian Federation

E-mail: bashaeva72@mail.ru

 

THE PROBLEM OF CONTINUITY

AS A PEDAGOGICAL CATEGORY

 

Annotation. The article is devoted to the problem of continuity as a pedagogical category. In the philosophical understanding, continuity is treated as a category of the necessary connection between the new and the old in the process of development. The pedagogical essence of continuity consists in the continuity of the process of education and training of the child, ensuring the integrity of training, education and development at each subsequent stage of education. In the light of the new requirements of modern education, there is a need for greater coherence, interconnectedness of interaction between teachers of primary and preschool education.

Keywords: continuity, continuity, standard, educational space, primary school, step system.

 

Понятие преемственности многогранно. Рассмотрим некоторые аспекты этого понятия, которые лежат в основе понимания преемственности как педагогической категории.

В философском понимании преемственность трактуется как «объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицании отрицания»[5]. Такое понимание преемственности предполагает «сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании».

«Преемственность - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций», - такое определение понятия дано в энциклопедическом словаре [1].

Приведенные определения передают суть явления как взаимосвязанность явлений в процессе развития с целью сохранения их прогрессивной составляющей и на этой основе наполнение новым содержанием, что обеспечивает поступательное движение.

 Исходя из сказанного, педагогическая сущность понятия преемственности в целом состоит в непрерывности процесса воспитания и обучения ребенка, обеспечивающего целостность обучения, воспитания и развития на каждой следующей ступени образования. Сегодня уже для всего педагогического сообщества стало очевидным, что потенциал системы образования, цели и задачи стандартов могут быть реализованы при условии сохранения и развития единого образовательного пространства России, обеспечения преемственности всех уровней и ступеней образования.

Такой подход характерен для системы на протяжении всей ее истории. Впервые вопросы преемственности в образовании предметом изучения стали в работах Я. А. Коменского, который является автором и создателем ступенчатости в системе обучения.

Ступенчатая система включала несколько уровней школ от «материнской школы» до «академии». В педагогическом наследии Я.А.Коменского современное образование находит ответы на многие вопросы, потому что в нем обоснованы закономерности перехода обучающихся с одной ступени на другую. «…В первых двух школах всё будет преподаваться в более общих и простых чертах, а в последующих – всё более подробно и отчётливо, точно так же, как дерево с каждым новым годом пускает всё большее число корней и ветвей, всё более крепнет и приносит больше плодов», - так ученый обосновывает один из основополагающих принципов успешности обучения «от простого к сложном у» («Великая дидактика», гл. 27) [3].

В последующем вопросы преемственности постоянно находились в поле зрения известных ученых. На современном этапе к вопросам преемственности в образовании обращались Ю. К. Бабанский, М. С. Годник, М. А. Данилов, А. А. Кыверялг, В. С. Леднев, А. А. Люблинская, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др. Преемственность в их трудах изучается и как педагогический принцип, и как условие, и как базовый механизм, обеспечивающий непрерывность образования. Например, в работах А. К. Орешкиной [4] преемственность в системе непрерывного образования исследуется как процесс и результат последовательной и системной соподчиненности всех структурных уровней и ступеней образования, характеризующихся систематичностью и последовательностью освоения человеком образовательных программ.

В отношении дошкольного и начального образования проблема преемственности начинается уже с определения целей, задач, содержательных основ.

Преемственность дошкольного и начального образования имеет существенное значение для ребенка в непростое время его бурного физического и психического развития. Как подчеркивает Л. С. Выготский, в 6–7 лет «наступает некоторый кризис, задержка роста, которая представляет как бы точку кипения или замерзания, за которой уже начинается новый качественно отличный период» [2, с. 247].

Вся жизнедеятельность ребенка подчиняется правилам и нормам школы, требующей произвольности в деятельности, опосредованной ориентировки в ситуациях взаимодействия. Именно потому особое внимание в этот период должно уделяться развитию личности ребенка, которое подразумевает формирование инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению, а также приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Сделать это без опоры на преемственность в содержании и формах образования практически невозможно.

Понимание преемственности как связи между предыдущим и последующим уровнями развития требует от педагогов осознания ценности каждого этапа детского развития, принятия образовательных достижений ребенка на каждой ступени.

Поскольку сам ребенок в период перехода из детского сада в начальную школу еще не может осознать происходящих с ним изменений, постольку ответственность за его путь развития в образовательной системе во многом ложится на воспитателей и учителей. От того, какие педагоги создают условия для развития ребенка, во многом будет определяться линия преемственности в дошкольном и начальном образовании.

В этой связи необходимо обратить внимание на тот факт, что престижность школьного образования у родителей, укоренившаяся в последние десятилетия, приводит к тому, что в детских садах, особенно в старшем дошкольном возрасте, и в начальной школе приводит к крену в сторону углубленного освоения программного материала. Результатом такого подхода является сосредоточенность на подготовке детей к школе в дошкольный период, а в начальной школе - к формированию узко предметных знаний, умений, навыков чтения, письма и счета в ущерб формированию предпосылок учебной деятельности.

Вследствие этого, воспитание таких важных качеств личности, как любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, коммуникация, обеспечивающих в целом успешность процесса познания через взаимодействие со сверстниками и взрослыми, и в детском саду, и в начальной школе отодвигается на второй план. Очевидной является необходимость в большей согласованности, взаимосвязанности взаимодействия педагогов начального и дошкольного образования. Механизмом такого всеобъемлющего взаимодействия, по мнению ведущих ученых, является преемственность (Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградова, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, В. Я. Лыкова и др.).

Как механизм реализации взаимодействия и взаимосвязанной деятельности воспитателей дошкольного образования и учителей начальной школы и как принцип совместного решения образовательных задач преемственность необходимо осуществлять на уровне важнейших системообразующих элементов деятельности этих смежных образовательных систем, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Список литературы:

1.Большой энциклопедический словарь. Онлайн. http://www.vedu.ru/bigencdic/.

2.Выготский Л. С. Педагогическая психология.- М.: -Педагогика, -1991.

3.Коменский Я. А. Избр. пед. соч.: в 2 т. - М.:- 1982.Онлайн. https://www.studmed.ru/komenskiy-yaa-izbrannye-pedagogicheskie-sochineniya-tom-1-tom-2_206232a9605.html.

4.Орешкина А. К. Преемственность образовательного процесса в системе непрерывного образования: автореф. дис … д-ра пед. наук: 13.00.01 М.: РАО Институт теории и истории педагогики, 2009. URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/index.php? id54 = 5375.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.// Цифровая библиотека по филоософии. URL: http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s09/a000916.shtml.

 


УДК 376.356



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.008 с.)