Psychological aspects of emotional burnout of representatives of socially oriented professions 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Psychological aspects of emotional burnout of representatives of socially oriented professions



Annotation. This article provides a brief overview of the results of a theoretical analysis of individual socio-psychological aspects of the emotional burnout of representatives of socially oriented professions. The primary and secondary components of the syndrome of emotional burnout are analyzed, the most common diagnostic symptom complex of the syndrome of emotional burnout is considered in the modern literature.

Keywords: emotional burnout, stress, emotional exhaustion, personality reduction.

 

В течение последних десятилетий, как в нашей стране, так и в других странах различными авторами, которые представляют самые разные научные направления (психология, педагогика, медицина, социология), проведено множество исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания представителей социально-ориентированных профессий. Несмотря на многочисленность подобных исследований, и работ, освящающих специфику генезиса и течения так называемого «синдрома эмоционального выгорания», данная проблема не перестает быть актуальной для современной психологической науки и практики. Так как невозможно проанализировать и изучить в одном или в нескольких исследованиях все социально-психологические и биологические факторы блокирующие или способствующие развитию выгорания личности в контексте динамичности развития научно-технического прогресса в мире.

В литературе синдром эмоционального выгорания (отангл. burnout) определяется как состояние, характеризующееся прогрессирующим психологическим и эмоциональным истощением человеческого организма. Подобное состояние очень часто сопровождается значительными проблемами в коммуникации и практически во всех сферах личностного функционирования субъекта эмоционального выгорания.

Одним из психологических аспектов эмоционального выгорания является то, что рассматриваемый феномен, по мнениюФрейденбергерасвязан с проблемой мотивации личности. Так данный автор считает, что существует группа риска, состоящая из людей, долгое время работающих без эмоциональной поддержки, которая могла бы выражаться в форме благодарности, похвалы, положительных отзывов и иных теплых слов от коллег по работе и руководства. Разочарование, которое ощущает такой сотрудник, способно крайне пагубно повлиять на его работоспособность и энтузиазм. Как правило, такой сотрудник становится менее эффективным и успешным [7, с. 14-15].

В отечественной психологии пристальное внимание к проблеме эмоционального выгорания возникло в 90-х годах ХХ столетия, что исторически связано с экономической и политической нестабильностью в стране. До этого времени термин «эмоциональное сгорание» впервые появился в работах Б.Г. Ананьева и был обозначен как отрицательное явление, возникающее у людей профессий типа «человек - человек», которые связаны с межличностными отношениями [6, с. 12].

Интересна в этой связи и классификация В.В. Бойко [1], который рассматривает эмоционально-профессиональное с позиции трех фаз соответствующие фазам развития стресса: напряжения, резистенции и истощения. Под «синдромом эмоционального выгорания» автором понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на определенные психотравмирующие воздействия. В то же время по мнению автора следует отметить две причины эмоционального выгорания - внешние (организационные) факторы, включающие условия работы и социально – психологические условия деятельности, и внутренние факторы (индивидуально – психологические особенности) [2].

К числу симптомов эмоционального выгорания разные авторы относят [6]: физические симптомы, эмоциональные симптомы, поведенческие симптомы, низкая интеллектуальная продуктивность и социальные симптомы.

Вместе с тем, С. Maslach, S. Jackson [8] также, как и В.В. Бойко, предложили трехфакторную модель выгорания, которая в настоящее время является общепринятой. Согласно этой концепции, психическое выгорание – это «состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы».

В исследованиях W. В. Schaufeli, D. Dierendonck эмоциональное выгорание представлено двумя компонентами: эмоциональное истощение и деперсонализация. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй – деперсонализация – проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».

В работах D. Green и соавторов феномен эмоционального выгорания рассматривается как двухкомпонентный феномен. По мнению автора, первым структурным компонентом рассматриваемого феномена является снижение или же редукция профессиональных качеств и возможностей личности, при этом в качестве другого структурного компонента выступают одновременно истощение эмоциональных ресурсов личности и ее и деперсонализация [9].

А.-М. Garden, напротив, выделяет эмоциональное истощение в качестве самостоятельного и ведущего компонента выгорания, считая наоборот редукцию профессиональных достижений второстепенным фактором и рассматривая деперсонализацию только как частный феномен профессий сферы социального обслуживания [4].

Г. С. Абрамова и соавторы признавая эмоциональное выгорания (синдром развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных энергетических и личностных ресурсов индивида) и профессиональную деформацию (психологические изменения которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности) одинаковыми, не имеющими отличий, выделяют две основные составляющие психологических изменений личности в системе профессий «человек-человек». По мнению авторов, это болезнь, характеризующая состоянием длительной усталости, не устраняющейся даже после продолжительного отдыха. Комплекс эмоционально-личностных реакций, развивающихся на фоне хронического стресса и экстремальных нагрузок.

Таким образом, подводя итог теоретического анализа отдельных психологических аспектов проблемы эмоционального выгорания, можно с уверенностью сказать, что данный феномен является достаточно сложным и не имеет четкого определения. По мнению одних авторов эмоциональное выгорание является результатом психологического и эмоционального истощения человеческого организма, сопровождающееся развитием различных психопатологических реакций, по мнению других исследователей это скорее защитная реакция психики, направленное на социально-психологическую адаптацию организма в условиях значительных стрессовых нагрузок.

В то же время следует отметить, что история изучения данного явления опирается на исследование сферы человеческих взаимоотношений и их влияние на эмоциональное опустошение личности, вследствие того, что лица, работающие в сфере социально-ориентированных профессий, так или иначе вынуждены тратить собственные психологические и эмоциональные ресурсы. Это в свою очередь ведет внутреннему опустошению личности и развитие на этом фоне психологической деструкции, в виде синдрома эмоционального выгорания.

 

Список литературы:

1. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] /В. В. Бойко. - СПб.: Сударыня, 1999. - 28 с.

2. Лапина И. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 331-334. - URL https://moluch.ru/archive/133/37222/

3. Основы психодиагностики [Текст]: учеб.для студентов вузов / под ред. А.Г. Шмелева. - М.: Академия. - 2007. - 423 с.

4. Салогуб А.М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 459-461. - URL https://moluch.ru/archive/64/10342/

5. Сидоров, П. И. Синдром профессионального выгорания [Текст]: учеб.пособие для студентов / П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова; Северный гос. мед. ун-т. - Архангельск: СГМУ. - 2007. -175С.

6. Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В., Тинькова Е.Л. Антропологический подход в профилактике психосоматических расстройств: Учеб.-метод. пос. – Ставрополь. - 2011. - 156 с.

7. Таранова О.В. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) и хронической усталости (СХУ) как факторы профессиональной успешности (на примере педагогов-мастеров вождения): Ав-тореф. дис.... канд. псих.наук. - М. - 2014.

8. Maslach, C. Maslach burnout inventory [Text]: manual / C. Maslach, S. E. Jackson; with a special supplement «Burnout in education» by R. L. Schwab. - 2nd ed. - Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1986. - 34 p.

9. Schaufeli W. B., van Dierendonck D., van Gorp K. Burnout and reciprocity: Towards a dual level social exchange model // Work and Stress. 1996. V. 10 (n3). P.225–237.

 

 

УДК 37.04

Дыкман Иван Михайлович

студент, кафедра физики, технологии и методики

обучения физике и технологии

Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург, Российская Федерация

imdykman@gmail.com



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.01 с.)