Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
To the problem of formation of communicative and cultural competences of students
Abstract. The article attempts to show the role of local history and ethno-cultural material in the lessons of the Russian language. The methods of working with the text of local history and ethno-cultural content in preparation for the final certification of high school students (final interview in Russian). Key words: local history and ethno-cultural material, communicative and cultural competence, the final interview in the Russian language.
Новые стандарты образования предполагают изменение целей обучения русскому языку – на первый план выдвигается задача формирования умений обучаемых ставить и решать коммуникативные задачи, а также использовать полученные знания и навыки в практической деятельности. В методике преподавания русского языка имеются существенные недостатки, которые влияют на качество речевой подготовки учащихся. Сложнейшими из умений, формируемых в рамках коммуникативной компетенции, являются умения воспринимать текст как продукт речевой деятельности и создавать собственные высказывания в процессе общения. Уровень сформированности языковой и коммуникативной компетенций выпускника основной общеобразовательной школы призвано проверить итоговое собеседование по русскому языку. Содержание итогового собеседования определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») [55]. В вариант КИМ входят четыре задания базового уровня сложности. Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно-популярного стиля. Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации. Задание 3 – тематическое монологическое высказывание. Задание 4 – участие в диалоге. Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом. Разрабатывая методику подготовки школьников к итоговому собеседованию по русскому языку, целесообразно осуществлять подбор учебного материала с учетом национально-регионального компонента образования, идти по пути углубления и расширения знаний обучающихся об истории и культуре родного края, приобщения их к семейным нормам и ценностям, национальным обычаям и традициям, воспитания патриотизма. Тем, кто родился и живет в Мордовии, не помешает больше узнать о той территории, где распространен мордовский (мокша, эрзя) язык, о людях, которые прославляли край, о традициях, которых мордовский народ придерживается. С другой стороны, важно продумать методы и приемы актуализации краеведческого материала таким образом, чтобы он не входил в противоречие с федеральным компонентом, а дополнял его, показывал, как исторически развивались и объединялись народы; мог разумно использоваться и принести большую пользу и не только носителям мордовского (мокша, эрзя) языка и культуры.
Например: Вариант 1 (текст о Татьяне Михайловне Ковалёвой)
Задание 1. Чтение текста. Вам, возможно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Татья́на Миха́йловна Ковалёва (1931 г.р.) – журналист, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Выразительно прочитайте текст о Татьяне Михайловне Ковалевой вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Татьяна Михайловна Ковалёва (Живаева) родилась 13 декабря 1931 в крестьянской семье в селе Тара́сово Атя́шевского района. В 1960 году окончила Мордовский государственный университет и была направлена в редакцию республиканской газеты «Эрзянь правда», заместителем редактора которой назначена в 1974 году. С 1999 года Татьяна Михайловна работала заместителем главного редактора журнала «Сятко́» («Искра»). За 40 лет журналистской деятельности Т. М. Ковалева опубликовала десятки разнообразных в жанрово-тематическом плане актуальных материалов на страницах республиканских газет и журналов, сборников Мордовского книжного издательства: о композиторе Г. Г. Вдовине, скульпторе Эрьзе, ветеранах Союза журналистов, военном летчике-испытателе М.Л. Лобанове, Герое Социалистического труда В. Д. Буровой, статьи о дружбе городов-побратимов Саранска и Ботевграда, по истории национальной печати. Она много работала в архивах, изучая историю становления и развития многих национальных изданий. В сфере ее интересов – судьба эрзянской диаспоры. За проблемные и содержательные статьи о культурном строительстве Мордовии Т. М. Ковалева удостоена премии Союза журналистов Мордовской АССР.
Татьяна Михайловна Ковалёва – заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный работник культуры Мордовской АССР, член Союза журналистов России. В 2002 году за активное освещение актуальных тем, за большой вклад в развитие эрзянского языка Т. М. Ковалева награждена премией Международного финского общества им. М. А. Кастрена. 191 слов (По материалам сайта Архивное управление Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия http://www.e-mordovia.ru/gosudarstvennaya-vlast-rm/ministerstva-i-vedomstva/archive/novosti/k-85-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-zhurnalista-t-m-kovalevoy-po-dokumentam-tsentralnogo-gosudarstvennogo/) Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Татьяны Михайловны Ковалёвой: «Испытываешь душевный дискомфорт от такого явного пренебрежения к твоему родному языку…» Подумайте, где лучше использовать слова Т. М. Ковалевой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. «В прямом эфире» (на основе описания фотографии). Тема 2. Публичное выступление, которое запомнилось больше всего. Тема 3. Почему необходимо уметь говорить красиво и правильно? (рассуждение по поставленному вопросу).
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. Задание 4. Диалог. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.01 с.) |