Технология активного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология активного обучения



В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения технологий активного обучения в высшей школе, основанные на зарубежном опыте. Автор приводит результаты исследований иностранных организаций в этой области. В работе также рассматривается практическое использование методов активного обучения на лекционных и семинарских занятиях. Приводятся также примеры заданий, рекомендованных англоязычными источниками.

Ключевые слова: активное обучение, высшая школа, зарубежный опыт, практические рекомендации.

Sergeeva Irina Viktorovna

Teacher at the Department of Foreign Languages

North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy

(State Technological University)

Vladikavkaz, Russian Federation

Abstract. The article concerns based on foreign experience peculiarities of the active learning technologies application in higher education. The author gives the results of foreign organizations’ surveys in this area. The paper also examines the practical use of active learning methods at lectures and seminars. Examples of assignments recommended by English sources are also provided.

Key words: active learning, higher education, foreign experience, practical recommendations.

Современное общество ставит перед высшей школой задачу по подготовке целеустремленных, мыслящих, конкурентоспособных специалистов, обладающих креативным подходом к профессиональным вызовам нашего времени. Но выполнение данного заказа невозможно без соответствующего творческого взгляда на образовательный процесс, без новых активных и интерактивных технологий, способствующих развитию личностного потенциала обучающегося. На решение данной проблемы направлены исследования не только отечественных педагогов теоретиков и практиков, но также их зарубежных коллег.

Еще в 2004 году было проведено масштабное исследование, результатом которого стала хорошо зарекомендовавшая себя доказательная база, поддерживающая использование активного обучения. К многочисленным преимуществам использования таких видов деятельности можно отнести улучшение навыков критического мышления, сохранения и передачи новой информации, повышение мотивации, улучшение навыков межличностного общения и снижение количества не аттестованных студентов. [5, с. 30]

В качестве другого примера можно привести комплексный мета-анализ 225 исследований в области естественных, инженерных и математических наук, проведенный Freemanetal в 2014 году, который продемонстрировал, что активное обучение может значительно повысить успеваемость курса по сравнению с дидактическими методами и особенно эффективно в небольших группах из 50 или менее человек. Исследование также показало, что студенты на курсах с активным обучением улучшили показатели успеваемости в 1,5 раза по сравнению со студентами, у которых преобладал традиционный метод обучения. [3, с. 8414]

В 2017 году Национальное исследование вовлеченности студентов (NationalSurveyofStudentEngagement) изучило опыт взаимодействия сотен тысяч студентов более чем из 1600 колледжей и университетов с 2000 года. Анализ полученных данных показывает, что результатом практического, интегративного и коллективного активного учебного опыта становится как высокий уровень успеваемости обучающихся, так и их личностного развития (Kuh, O'Donnell, andSchneider, 2017). [4, с. 11]

Как показывает анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной тематике, активным обучением можно назвать любой подход к образовательному процессу, при котором все студенты вовлечены в учебную деятельность. Такая методика представляется собой контраст с «традиционными» методами, когда обучение носит пассивный характер и от преподавателя поступают готовые знания.

Активные методы обучения могут принимать разные формы и применяться в любой дисциплине. Практикой такого вида обучение является участие студентов в разных по масштабам мероприятиях, направленных на развитие навыков письменной и устной речи, творческого мышления, а также решения разного рода задач.

Являясь частью широкого круга образовательных стратегий, активное обучение помогает сделать из студентов полноправных участников процесса обучения наряду со своим преподавателем. Как правило, при использовании этого метода работа во время занятий происходит не только в группах, но также может иметь индивидуальный или рефлексивный характер. Такой подход включает как краткосрочные и простые виды деятельности, такие как решение поставленных задач и парные дискуссии, так и более продолжительные по времени и содержательные тематические исследования, ролевые игры и структурированное групповое обучение. При этом если при «традиционном» подходе в группе только несколько человек из общего количества студентов имеют возможность активно участвовать в работе во время занятий, то при успешном интегрировании технологий активного обучения, все обучающиеся могут использовать материал курса преподаваемой дисциплины, а также практические навыки для изучения, применения, синтеза или обобщения полученных знаний.

Необходимо отметить, что методика активного обучения не требует отказа от формата лекции. Наоборот, добавление некоторых элементов данной стратегии поможет сделать лекции более эффективной формой обучения. Задания такого характера, рассчитанный на одну-две минуты, дают студентам шанс проверить свое понимание изложенных лектором материалов, отработать навык или выявить пробелы в своих знаниях.

Как показывают исследования, подача лекционного материала не в полном объеме эффективно сказывается на восприятии материала, вовлеченности студентов в работу и, как следствие, на результатах промежуточной и итоговой аттестации. [2, с. 10]

К методам активного обучения относят также паузы в процессе изложения лекционного материала. Данная стратегия направлена на предоставление студентам возможности обдумать, обсудить только что услышанную информацию, попробовать применить представленные идеи на практике, а также на поощрение слушателей к активному участию, а не к пассивному ведению заметок. Такие технологии помогают студентам осознать, что они понимают, а что нет в ходе лекционного занятия.

На практических же занятиях в современной образовательной практике высшей школы широко используются технологии активного обучения, такие как дискуссия, групповая работа, ролевая игра, моделирование, проблемное обучение и т.д. Анализ зарубежного педагогического опыта показывает, что в вузах других стран преподаватели чаще всего прибегают к заданиям, основанным на работе в парах, т.к. считают такой вид деятельности наиболее эффективным. [1, с. 207] Англоязычные интернет источники рекомендуют, в том числе, и конкретные виды активности. Например:

1. Для того чтобы поощрить студентов к работе с материалом можно попробовать следующее упражнение: преподаватель или другой избранный группой инструктор задает общий для всех вопрос. Студентам дается одна-две минуты на обдумывание и написание ответа. Затем необходимо объединиться с партнером, чтобы обсудить ответы друг друга. Через несколько минут группа снова собирается, и отдельные студенты делятся ответами своей пары.

2. В качестве развивающего задания предлагается использовать «Минутную письменную работу». В конце занятия или непосредственно перед перерывом необходимо задать аудитории один из следующих вопросов: «Каковы два наиболее важных момента сегодняшнего занятия?» Или «Какой был самый непонятный момент сегодняшнего занятия?» Студентам дается 1-2 минуты для написания кратких ответов. Работы сдаются анонимно при выходе из аудитории. Анализ результатов задания можно обсудить на занятии или онлайн.

3. Следующий вид деятельности предполагает наличие паузы во время семинара, для того чтобы преподаватель мог задать студентам концептуальный вопрос. Потратив несколько минут на обдумывание, студенты дают ответы устно, с помощью компьютеров или другой технологии. Затем студентам предоставляется еще несколько минут на обсуждение своих ответов, обычно в парах, и попытку убедить друг друга в правильности своего ответа. После этого студенты снова отвечают на заданный вопрос.

4. Студенческие группы также можно использовать для обсуждения тематических исследований, направленных на решение реальных проблем. Задания для этого вида деятельности по различным дисциплинам можно найти в интернете.

Во всех вышеупомянутых формах и методах активного обучения роль педагога в этих методах – это роль фасилитатора, директора, консультанта или модератора. Активное обучение в классе требует, чтобы преподаватель проводил меньше времени в качестве докладчика и больше времени в качестве дизайнера, хореографа, дирижера и менеджера учебной среды и учебного процесса. Другими словами, учитель выступает в роли председателя, гида, слушателя, наблюдателя, инициатора и рефери.

Таким образом, когда преподаватель использует эти методы, он тем самым поощряет студентов говорить и слушать, взаимодействовать, общаться и сотрудничать с другими студентами в группе. Социальное взаимодействие, межличностные отношения, общение и сотрудничество в ходе решения учебных задач повышают эффективность обучения, что, в свою очередь, может привести к повышению уровня когнитивного, социального и нравственного развития, а также к повышению самооценки. А такой результат обучения в высшей школе не может не сказаться положительно на дальнейшей жизни и профессиональном росте подготовленного специалиста.

 

Список литературы:

1. Armbruster P. Active Learning and Student-centered Pedagogy Improve Student Attitudes and Performance in Introductory Biology / P. Armbruster, M. Patel, E. Johnson, M. Weiss // CBELife Sciences Education. – 2009. - №8(3). – P. 203–213.

2. Cooper J.L. The Interactive Lecture: Reconciling Group and Active Learning Strategies with Traditional Instructional Formats. / J.L. Cooper, P. Robinson, D. Ball // Exchanges: The Online Journal of Teaching and Learning in the CSU (PDF). – 14 p. URL: http://web.mit.edu/jrankin/www/Active_Learning/interactive_lectures2.pdf (Датаобращения: 09.10.2019)

3. Freeman S. Active learning increases student performance in science, engineering, and mathematics / S. Freeman, S.L. Eddy, M. McDonough et al. // Proceedings of the National Academy of Sciences. - 2014. - № 111(23) – P. 8410-8415.

4. Owens D. (2017). Student motivation from and resistance to active learning rooted in essential science practices / D. Owens, T. Sadler, A. Barlow, C. Smith-Walters // Research in Science Education. - 2017. - №49(5). - P. 8-16.

5. Prince M. Does Active Learning Work? A Review of the Research / M. Prince // Journal of Engineering Education. – 2004. - № 93(3) – P. 223-231.

 

 


УДК 373.31

Слащев Виталий Сергеевич

студент магистратуры, математический факультет

Пермский государственный гуманитарно педагогический университет

г. Пермь, Российская Федерация

E-mail: vit.slasheff@yandex.ru

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.009 с.)