Проблема интернет-зависимости: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема интернет-зависимости:



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Данная статья направлена на рассмотрение актуальной в настоящее время проблеме – проблеме Интернет-зависимости. Этой теме посвящено большое количество работ в разных научных сферах. В работе наиболее пристальное внимание обращено на восприятие психологов и педагогов в отношении указанной темы. В статье приводится обобщенное определение Интернет-зависимости – с точки зрения психологической и педагогической науки. Приводятся несколько вариантов выхода из кризисных ситуаций.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, психологический аспект, педагогическая трактовка.

 

Tvelova Irina Aleksandrovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of social, special pedagogy and psychology

Armavir state pedagogical University

Armavir, Russian Federation

Koteneva Daria Sergeevna

4th year student, faculty of history

Armavir state pedagogical University

Armavir, Russian Federation


THE PROBLEM OF INTERNET ADDICTION:

PSYCHOLOGICAL ASPECT

Abstract. This article aims to address the current problem-the problem of Internet addiction. This topic is devoted to a large number of works in different scientific fields. The purpose of the article is to pay close attention to the perception of teachers and psychologists in relation to this topic. The article provides a generalized definition of Internet addiction – from the point of view of psychological and pedagogical science, and offers several options for overcoming crisis situations.

Keywords: Internet addiction, teaching the interpretation of the psychological aspect.

 

В современном мире Интернет-зависимость, как одно из проявлений зависимости в общем смысле, приобрело черты социальной болезни. Эта зависимость охватила сразу несколько возрастных групп: младший возраст, подростки, старший подростковый возраст, юность и даже возраст ранней зрелости (до 35 лет), но и на этом она не останавливается. Большой поток новой информации и применение компьютерных технологий оказывает, безусловно, огромное влияние на современное общество. Неоднократно большинство российских семей сталкиваются с данной проблемой. Родители зачастую пребывают в состоянии отча­яния, не зная, как изменить сложившуюся ситуацию абсолютной зависимости их ребенка от смартфона, компьютера и Интернета. Интернет представляет собой новое культурное пространство со своим особым языком и содержанием, которое зачастую невозмож­но контролировать, и поэтому, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и об­разов, не только конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их.

 Важно отметить, что в самом общем виде понятие Интернет-за­висимости (или интернет-аддикции) определяется как навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети.

Интернет-зависимость в отличие от других видов зави­симостей обладает качеством, содержанием которо­го выступает виртуальный мир, в котором можно реализо­вать все свои скрытые желания, владеть ситуацией, чувствовать себя уверенно, быть лидером, принимать не­обычные и быстрые решения, т.е. быть противопо­ложностью самому себе.

«Проблема зависимости начинается тогда, ког­да стремление ухода от реальности, связанное с из­менением психического состояния, начинает до­минировать в сознании, становясь центральной идеей...» [3, с. 291]. Эта мысль психолога Ц. П. Короленко говорит о навязчивости увлече­ний, быстроте превращения их в зависимость. Что касается «ухода от реальности», это одна из главных черт Интернет-зависимости с точки зрения психо­логов, поскольку этот уход оказывается не образ­ным, не метафорическим, а настоящим.

Зависимость возникает от самых различ­ных форм использования Интернета. Интересно то, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зави­симости этот срок непродолжительный. Зависимость замечают родные и близкие зависимого по изменениям в его поведении, распорядке дня, нежелании выпол­нять привычные обязанности, вести дела, к которым этот человек раньше испытывал интерес.

Понятие Интернет-зависимости было впервые введено в 1995 г. нью-йоркским психиатром Иваном Голдбергом, употребившим его в значении «болез­ненная зависимость от Интернета» и квалифициро­вавшим эту зависимость как психическую. По его мнению, Интернет-зависимость оказывает пагуб­ное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологиче­скую сферы деятельности.

Следовательно, родоначальниками психологиче­ского изучения феноменов зависимости от Интер­нета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг [1, с. 90].

Можно сказать, что для ученых-психологов Интернет-зависимость определяется как «навязчивое желание выйти в Ин­тернет, находясь offline (не в Интернете), и неспо­собность выйти из Интернета, будучи online (в Ин­тернете)» [2].

Как говорилось в начале, Интернет – не­обычное пространство, дающее свободу и легкость в общении, поведении, высказывании мнений. Са­мое главное качество Интернет-зависимости – от­сутствие давления со стороны общества. Общество, находящееся в виртуальном мире, не воспринима­ется нами как реальное, поэтому любые слова, ска­занные здесь кем-то, повлияют слабо на человека. Обида, даже если она появится, растворится гораздо быстрее, чем в реальности. Однако это первая точ­ка зрения, связанная с конкретными личностными особенностями отдельных людей. Вторая противо­положна первой, поскольку набор личностных осо­бенностей другой группы людей существенно от­личается от предыдущей. Человек, попавший под влияние Интернет-зависимости, имеет такие черты личности, как ведомость, неустойчивая (или сензитивная) акцентуация характера. Поэтому в такой ситуации приобретение любого вида зависимости будет скорее ожидаемым и про­гнозируемым, чем в первой. Находясь в простран­стве Интернета, ведомый будет испытывать различ­ные эмоции – так же, как и в реальности. Выйти из состояния Интернет-зависимости первому человеку легче, чем второму – его личность не отягощена та­ким качеством, как ведомость или наличие акценту­ированности в направленности неустойчивости.

Обращаясь к педагогической трактовке понятия Интернет-зависимости, отметим главное ее отли­чие от психологической точки зрения. Психология анализирует Интернет-зависимость, предлагает различные определения, характеризует причины появления зависимости, ищет пути выхода из нее. Педагогическая наука же в данной ситуации играет практическую роль, т.е. осуществляет задуманное психологией. Не­обходимо отметить тот факт, что психология, имея широкую методологическую базу, предлагает более полное определение Интернет-зависимости. Пе­дагоги могут сформулировать понятие Интернет-за­висимости, но роль психологии в этом отношении признается как главенствующая.

Причины Интернет-зависимости в педагогиче­ском восприятии связаны с недостатком общения, неправильным воспитании в семье (к примеру, роди­тели мало уделяли ребенку внимания, отделив его от себя). Это приводит к прогнозируемым последстви­ям: человек надолго становится зависимым от вир­туального мира, где общение в избытке, а ситуация непонимания с семьей кажется далекой и неважной. ­

На основе вышесказанного можно предложить обоб­щенные пути поиска профилактики или избавления от уже существующей Интернет-зависимости. Во- первых, это коррекция семейных отношений, налаживание друже­ских связей, воспитание в самом себе определенного уровня доверия к людям. Во-вторых, это распростра­нение программ по проблеме чрезмерного исполь­зования гаджетов (смартфонов, ПК и т.д.). Здесь можно предложить не­обычный вариант программы: через установленный промежуток времени на экране появляется надпись, предлагающая покинуть виртуальное пространство и отдохнуть. После этого гаджет блокируется и не отвечает на нажатие клавиш. Несомненно, такая программа подходит только для пользователей низ­кого и среднего уровней, не умеющих расшифро­вывать коды. Однако это может на время заставить человека задуматься о ситуации своей зависимости и отвлечься. В-третьих, возможно проведение бесед, круглых столов с показом фильмов, приглашением Интернет-зависимых людей, которые могут расска­зать о своем состоянии и преодолении зависимо­сти, проведением интересных тестов на узнавание собственных черт личности.

Также, при такой форме зависимости эффективным является телефон доверия для Интернет-зависимых людей – такой способ позволяет человеку «выговориться», что может в дальнейшем способ­ствовать выходу из кризиса и избавлению от зави­симости.

Рассмотрев понятие Интернет-зависимо­сти с психолого-педагогической позиции, можно сформулировать определение этого явления. Итак, Интернет-зависимость – это следствие эмо­ционально-психологических неврозов, угнетенного состояния конкретной личности, выраженное в ухо­де в виртуальный мир и нежелании адекватно вос­принимать реальность и предпринимать попытки улучшения отношения к жизни в действительности. Интернет-зависимость – это назойливое стремление регулярно пребывать в общественных сетях. Индивид никак не способен сознательно отвлечься от общественных сетей и начать активную деятельность в настоящей жизни. При продолжительных посещениях интернет Сети индивид теряет умение основательно исследовать сведение и создавать собственные заключения. Кроме этого у данного лица формируется несколько болезней, такие как: осложнение зрения, утрата спортивной фигуры, ощущение беспокойства, отсутствие сна, потеря способностей настоящего общения. Кроме материальных трудностей, появляются ещё психические трудности, такие как, осложнение отношений в семье.

Психолого-педагогическая трактовка вопроса об Интернет-зависимости включает в себя элемен­ты, имеющие прямое отношение к анализу общеличностного состояния человека, к рассмотрению его уровня социализации, к правильному воспри­ятию его общежизненной ситуации. Также психо­лого-педагогическое видение указанной проблемы приводит нас к пониманию важности семейных отношений и налаживанию эмоционально-пози­тивной атмосферы в семье, среди друзей и коллег. Повторим, что в ситуации такого научного взаимо­действия психология указывает направление, сущ­ность и глубину проблемы, а педагогика делает все возможное для ее решения.

В заключение нужно сказать, что данная статья стави­ла целью указать на основные моменты в проблеме понятия Интернет-зависимости. Психолого-педаго­гическое трактование этого вопроса позволило не только обобщить характерные признаки Интер­нет-зависимости, но и сформулировать опре­деление данного явления. Предложенные варианты профилактирования Интернет-зависимости могут быть использованы в качестве основы для создания прикладного курса к информатике, преподаваемой в школе, для написания методических рекоменда­ций, для создания первичной программы избавле­ния от этого вида зависимости.

Список литературы:

1. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 1. – C. 90.

2. Жичкина, А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим досту­па: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения: 01.10.2019).

3. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – Екатеринбург, 2000. – С. 291–292.

 

 

УДК 159.972  

Теммоева Лейла Азретовна,

профессор кафедры детских болезней, акушерства и гинекологии;

Карданова Мадина Хабилевна,

к.м.н.;

Узденова Залина Мухтаровна

ассистент кафедры,

Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова, г.Нальчик, РФ   

Email: zalinauzdenova 77@ gmail. com

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.02 с.)