Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема интернет-зависимости:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Аннотация. Данная статья направлена на рассмотрение актуальной в настоящее время проблеме – проблеме Интернет-зависимости. Этой теме посвящено большое количество работ в разных научных сферах. В работе наиболее пристальное внимание обращено на восприятие психологов и педагогов в отношении указанной темы. В статье приводится обобщенное определение Интернет-зависимости – с точки зрения психологической и педагогической науки. Приводятся несколько вариантов выхода из кризисных ситуаций. Ключевые слова: Интернет-зависимость, психологический аспект, педагогическая трактовка.
Tvelova Irina Aleksandrovna Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of social, special pedagogy and psychology Armavir state pedagogical University Armavir, Russian Federation Koteneva Daria Sergeevna 4th year student, faculty of history Armavir state pedagogical University Armavir, Russian Federation THE PROBLEM OF INTERNET ADDICTION: PSYCHOLOGICAL ASPECT Abstract. This article aims to address the current problem-the problem of Internet addiction. This topic is devoted to a large number of works in different scientific fields. The purpose of the article is to pay close attention to the perception of teachers and psychologists in relation to this topic. The article provides a generalized definition of Internet addiction – from the point of view of psychological and pedagogical science, and offers several options for overcoming crisis situations. Keywords: Internet addiction, teaching the interpretation of the psychological aspect.
В современном мире Интернет-зависимость, как одно из проявлений зависимости в общем смысле, приобрело черты социальной болезни. Эта зависимость охватила сразу несколько возрастных групп: младший возраст, подростки, старший подростковый возраст, юность и даже возраст ранней зрелости (до 35 лет), но и на этом она не останавливается. Большой поток новой информации и применение компьютерных технологий оказывает, безусловно, огромное влияние на современное общество. Неоднократно большинство российских семей сталкиваются с данной проблемой. Родители зачастую пребывают в состоянии отчаяния, не зная, как изменить сложившуюся ситуацию абсолютной зависимости их ребенка от смартфона, компьютера и Интернета. Интернет представляет собой новое культурное пространство со своим особым языком и содержанием, которое зачастую невозможно контролировать, и поэтому, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов, не только конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их.
Важно отметить, что в самом общем виде понятие Интернет-зависимости (или интернет-аддикции) определяется как навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети. Интернет-зависимость в отличие от других видов зависимостей обладает качеством, содержанием которого выступает виртуальный мир, в котором можно реализовать все свои скрытые желания, владеть ситуацией, чувствовать себя уверенно, быть лидером, принимать необычные и быстрые решения, т.е. быть противоположностью самому себе. «Проблема зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей...» [3, с. 291]. Эта мысль психолога Ц. П. Короленко говорит о навязчивости увлечений, быстроте превращения их в зависимость. Что касается «ухода от реальности», это одна из главных черт Интернет-зависимости с точки зрения психологов, поскольку этот уход оказывается не образным, не метафорическим, а настоящим. Зависимость возникает от самых различных форм использования Интернета. Интересно то, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок непродолжительный. Зависимость замечают родные и близкие зависимого по изменениям в его поведении, распорядке дня, нежелании выполнять привычные обязанности, вести дела, к которым этот человек раньше испытывал интерес. Понятие Интернет-зависимости было впервые введено в 1995 г. нью-йоркским психиатром Иваном Голдбергом, употребившим его в значении «болезненная зависимость от Интернета» и квалифицировавшим эту зависимость как психическую. По его мнению, Интернет-зависимость оказывает пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности. Следовательно, родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг [1, с. 90].
Можно сказать, что для ученых-психологов Интернет-зависимость определяется как «навязчивое желание выйти в Интернет, находясь offline (не в Интернете), и неспособность выйти из Интернета, будучи online (в Интернете)» [2]. Как говорилось в начале, Интернет – необычное пространство, дающее свободу и легкость в общении, поведении, высказывании мнений. Самое главное качество Интернет-зависимости – отсутствие давления со стороны общества. Общество, находящееся в виртуальном мире, не воспринимается нами как реальное, поэтому любые слова, сказанные здесь кем-то, повлияют слабо на человека. Обида, даже если она появится, растворится гораздо быстрее, чем в реальности. Однако это первая точка зрения, связанная с конкретными личностными особенностями отдельных людей. Вторая противоположна первой, поскольку набор личностных особенностей другой группы людей существенно отличается от предыдущей. Человек, попавший под влияние Интернет-зависимости, имеет такие черты личности, как ведомость, неустойчивая (или сензитивная) акцентуация характера. Поэтому в такой ситуации приобретение любого вида зависимости будет скорее ожидаемым и прогнозируемым, чем в первой. Находясь в пространстве Интернета, ведомый будет испытывать различные эмоции – так же, как и в реальности. Выйти из состояния Интернет-зависимости первому человеку легче, чем второму – его личность не отягощена таким качеством, как ведомость или наличие акцентуированности в направленности неустойчивости. Обращаясь к педагогической трактовке понятия Интернет-зависимости, отметим главное ее отличие от психологической точки зрения. Психология анализирует Интернет-зависимость, предлагает различные определения, характеризует причины появления зависимости, ищет пути выхода из нее. Педагогическая наука же в данной ситуации играет практическую роль, т.е. осуществляет задуманное психологией. Необходимо отметить тот факт, что психология, имея широкую методологическую базу, предлагает более полное определение Интернет-зависимости. Педагоги могут сформулировать понятие Интернет-зависимости, но роль психологии в этом отношении признается как главенствующая. Причины Интернет-зависимости в педагогическом восприятии связаны с недостатком общения, неправильным воспитании в семье (к примеру, родители мало уделяли ребенку внимания, отделив его от себя). Это приводит к прогнозируемым последствиям: человек надолго становится зависимым от виртуального мира, где общение в избытке, а ситуация непонимания с семьей кажется далекой и неважной. На основе вышесказанного можно предложить обобщенные пути поиска профилактики или избавления от уже существующей Интернет-зависимости. Во- первых, это коррекция семейных отношений, налаживание дружеских связей, воспитание в самом себе определенного уровня доверия к людям. Во-вторых, это распространение программ по проблеме чрезмерного использования гаджетов (смартфонов, ПК и т.д.). Здесь можно предложить необычный вариант программы: через установленный промежуток времени на экране появляется надпись, предлагающая покинуть виртуальное пространство и отдохнуть. После этого гаджет блокируется и не отвечает на нажатие клавиш. Несомненно, такая программа подходит только для пользователей низкого и среднего уровней, не умеющих расшифровывать коды. Однако это может на время заставить человека задуматься о ситуации своей зависимости и отвлечься. В-третьих, возможно проведение бесед, круглых столов с показом фильмов, приглашением Интернет-зависимых людей, которые могут рассказать о своем состоянии и преодолении зависимости, проведением интересных тестов на узнавание собственных черт личности.
Также, при такой форме зависимости эффективным является телефон доверия для Интернет-зависимых людей – такой способ позволяет человеку «выговориться», что может в дальнейшем способствовать выходу из кризиса и избавлению от зависимости. Рассмотрев понятие Интернет-зависимости с психолого-педагогической позиции, можно сформулировать определение этого явления. Итак, Интернет-зависимость – это следствие эмоционально-психологических неврозов, угнетенного состояния конкретной личности, выраженное в уходе в виртуальный мир и нежелании адекватно воспринимать реальность и предпринимать попытки улучшения отношения к жизни в действительности. Интернет-зависимость – это назойливое стремление регулярно пребывать в общественных сетях. Индивид никак не способен сознательно отвлечься от общественных сетей и начать активную деятельность в настоящей жизни. При продолжительных посещениях интернет Сети индивид теряет умение основательно исследовать сведение и создавать собственные заключения. Кроме этого у данного лица формируется несколько болезней, такие как: осложнение зрения, утрата спортивной фигуры, ощущение беспокойства, отсутствие сна, потеря способностей настоящего общения. Кроме материальных трудностей, появляются ещё психические трудности, такие как, осложнение отношений в семье. Психолого-педагогическая трактовка вопроса об Интернет-зависимости включает в себя элементы, имеющие прямое отношение к анализу общеличностного состояния человека, к рассмотрению его уровня социализации, к правильному восприятию его общежизненной ситуации. Также психолого-педагогическое видение указанной проблемы приводит нас к пониманию важности семейных отношений и налаживанию эмоционально-позитивной атмосферы в семье, среди друзей и коллег. Повторим, что в ситуации такого научного взаимодействия психология указывает направление, сущность и глубину проблемы, а педагогика делает все возможное для ее решения.
В заключение нужно сказать, что данная статья ставила целью указать на основные моменты в проблеме понятия Интернет-зависимости. Психолого-педагогическое трактование этого вопроса позволило не только обобщить характерные признаки Интернет-зависимости, но и сформулировать определение данного явления. Предложенные варианты профилактирования Интернет-зависимости могут быть использованы в качестве основы для создания прикладного курса к информатике, преподаваемой в школе, для написания методических рекомендаций, для создания первичной программы избавления от этого вида зависимости. Список литературы: 1. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 1. – C. 90. 2. Жичкина, А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения: 01.10.2019). 3. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – Екатеринбург, 2000. – С. 291–292.
УДК 159.972 Теммоева Лейла Азретовна, профессор кафедры детских болезней, акушерства и гинекологии; Карданова Мадина Хабилевна, к.м.н.; Узденова Залина Мухтаровна ассистент кафедры, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г.Нальчик, РФ Email: zalinauzdenova 77@ gmail. com
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.02 с.) |