Как библиотеки выбирают, что купить 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как библиотеки выбирают, что купить



Как библиотекари решают, что им следует закупить? Чтобы сделать отбор максимально эффективным и объективным, библиотекари разработали ряд процедур, позволяющих определить, какие издания следует приобретать для пользы максимального количества читателей. Некоторые библиотеки могут представить вам список изданий по каждой тематике, пользующихся наибольшим спросом и чаще всего запрашиваемых при межбиблиотечных обменах. Эта информация даст вам хорошее представление о конкурирующих изданиях и относительную эффективность вашего продукта.

В качестве показателя научной ценности библиотекари используют "индекс цитируемости" (частота ссылок на опубликованную работу). Они регулярно

1 В России, по прогнозу Союза журналистов, рост иен на подписные издания в 1999 году может составить: на отечественные — до 23%, на зарубежные — до 40%, при общем падении тиражей на 40%. Данные приводятся без разделения на научные и прочие издания (Агентство Интерфакс, 2 июля 1998 года). — Примеч. пер.

 

следят, какие работы используются чаше всего; особый интерес к библиотекам может быть вызван потому, что на ряд журналов резко повысились цены, или если спрос на какие-то журналы кажется слишком низким. Списки имеющихся в библиотеке изданий распространяются по подразделениям учреждения, с просьбой к работающим в них ученым определить их рейтинг, хотя порой на данные этих оценок нельзя полностью полагаться, так как заинтересованные пользователи библиотеки также прекрасно осведомлены о трудном положении с подпиской. Если полученные данные сильно отличаются от данных параллельного мониторинга реального использования издания, это может указывать на лоббирование данного издания и сговор заинтересованных в нем пользователей с целью обеспечить будущую подписку на очень специфические издания, нужные кому-то для проведения собственной научной работы. Наиболее общие и престижные издания, которым подписка так и так обеспечена, часто получают при такой системе удивительно низкий рейтинг, противоречащий данным об их фактическом использовании.

Большинство библиотек проводят регулярные встречи библиотечных комитетов два или три раза в год с целью обеспечить контроль и слежение за источниками информации; на этих встречах также принимаются решения, касающиеся новых изданий. Между встречами, в случае, если поступает информация о значительном новом издании, библиотекарь может запросить его образец, дать его для ознакомления и принять решение о покупке. Интересно, что межбиблиотечный обмен, который издатели часто считают заменой покупке, не снижает последующие заказы на подписку. Если издание постоянно запрашивается по межбиблиотечному обмену, то дешевле его закупить, чем постоянно одалживать.

Стоит также заметить, что библиотекари часто рассматривают себя как поставщиков информации. Даже если у них не осталось средств, а ваш новый журнал неимоверно дорог, но информация в нем соответствует требованиям библиотеки, большинство библиотекарей будут способствовать ознакомлению с вашим журналом. А при широком ознакомлении вы можете найти возможных авторов, а следовательно, и сторонников своего журнала.

Подписные агенты

Такие агенты занимаются подпиской библиотек на периодические и серийные издания. Вместо того чтобы иметь дело с разными издательствами, библиотеке надо связаться лишь,с одним агентством. Библиотека дает все данные об изданиях, которые она хотела бы получать, агентство объединяет вместе требования всех своих клиентов и обращается к издателям с соответствующими заказами. Агенты также берут на себя всякие хлопотные проблемы, возникающие с подпиской: вовремя ее возобновить, сообщить, какие издания запаздывают, а какие поменяли название, принимают претен-

 

зии по поводу неполученных номеров (по некоторым данным количество жалоб достигает 100 000 в год) и т. д.

Данные, приводимые такими агентствами, показывают, что их услугами пользуются до 70% библиотек, имеющих значительные подписные фонды. Так что, если 80% печатного тиража научного журнала расходится по библиотекам, то весьма значительная часть подписки обеспечивается агентами. На практике на агента давят как издатели с одной стороны, так и библиотеки с другой. Многие издательства предлагают оформить подписку на их издание напрямую, минуя агентов, которые, как эти издательства утверждают, не могут дать клиенту ничего из того, что они сами не дают. Скидки для агентов предоставляются очень низкие: в мире в среднем они составляют от 5% до 7,5%. Большинство издательств настаивают на внесение платежей за подписку, которая начинается в январе, не позднее октября-ноября, и в то же время не все библиотеки дают агентам предоплату.

Многие библиотеки объявляют "конкурс" среди агентов, предлагающих подписку на следующие двенадцать месяцев; принимается самое дешевое предложение. Другие распределяют требуемые журналы среди двух и более агентов на том основании, что в условиях конкуренции те будут работать эффективнее. В долгосрочной перспективе оба этих курса ведут, видимо, к разрушению структуры услуг, предоставляемых агентами библиотекам. Плохо организованные, но дешевые агенты, работающие на основе стоимости, а не количества и качества услуг, знающие, что на следующий год клиент может поменяться, имеют весьма слабый стимул к улучшению качества работы. Большей части агентов требуется, чтобы валовая прибыль составляла не менее 10%, иначе они не выживут под финансовым прессом. Большинство прибегает к взиманию платы с клиентов за обслуживание подписки или пытаются получить большие скидки у издателей, предлагая взамен меры по продвижению продута и выпуск каталога или внесение изменений в информацию на магнитных носителях (что избавляет издателя от необходимости набирать материал на компьютере заново).

Все подписные агенты работают над облегчением компьютерного доступа к библиотекам. Библиотеки сталкиваются с такой же знакомой проблемой: работа со многими поставщиками информации, что осложняется необходимостью иметь отдельный пароль для доступа к каждому источнику. Однако здесь роль агентств как посредников находится под угрозой: другие организации тоже предложили поставлять информацию через кооперативную сеть. Например, и агенты, и издатели предлагают библиотекам доступ к серийным изданиям через объединенную компьютерную сеть научных учреждений JANET (Joint Academic NETwork, см. главу 8), которая связывает все высшие учебные заведения Великобритании, и имеет выход на соответствующие сети по всему миру. Некоторые издатели видят в этой ситуации возможность продавать напрямую, но на том же поле есть и другие игроки, например, объединения библиотек.

 

Поскольку средства, выделяемые библиотекам, редко растут теми же темпами, что и инфляция, цены на периодические издания значительно эти средства опережают, и, в совокупности с общим сокращением скидок, это приводит к кончине некоторых мелких агентств. В условиях яростной конкуренции возникают более крупные агентства.

Если вы нанесете визит в подписное агентство, вы получите массу полезной информации об этой сфере деятельности.

В Великобритании большинство агентств являются членами Ассоциации Подписных Агентов (Association of Subscription Agents), и будут рады видеть вас, чтобы объяснить свою роль в деятельности, связанной с подпиской на периодические издания.

Профессиональные ассоциации

Советуем стать членом соответствующей ассоциации издателей периодических и серийных изданий. Участие в конференциях такой ассоциации дает возможность встретиться со всеми заинтересованными сторонами: издателями, библиотекарями, агентами по подписке и другими представителями соответствующих услуг.

В Великобритании такой ассоциацией является UK Serials Group, в Северной Америке — NASIG.

Планирование информационно-рекламного материала

Попытайтесь выяснить, кто принимает решения. В большинстве случаев это означает войти в контакт с учеными, которые будут агитировать и бороться за подписку на журналы по определенной тематике. Библиотекари, конечно, тоже играют свою роль, но помните, что большинство библиотечных комиссий по закупке новых изданий собираются только раз в шесть месяцев.

В главе 8, посвященной прямому сбыту продукции, даются советы о том, как приобрести рассылочные списки и сравнительные преимущества собственных списков и списков, взятых напрокат. Некоторые списки адресатов, например, обладателей научных степеней или занимающихся конкретными темами научных изысканий, устаревают так быстро, что вести свои собственные не имеет смысла: возьмите, к примеру, лиц, только что получивших докторскую степень, или аспирантов, занимающихся краткосрочными научными изысканиями. Лучше узнайте, когда факультеты и кафедры получают утвержденные бюджеты, и разошлите свои материалы к тому моменту, когда они будут решать, на что эти средства расходовать.

 

Помимо информационно-рекламных материалов, рассылаемых почтой, с равным эффектом могут сработать и другие методы, например, использование "электронного маркетинга" или распространение материалов на конференции как части комплекта документации делегатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.008 с.)