ТОП 10:

Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (14:13)



Этот стих связан с тремя предыдущими стихами, в которых Павел напоминает читателям о том, что лишь один Господь обладает правом и властью судить умы и сердца Его народа, каждый представитель которого предстанет на суд Христов (ст. 10) и даст отчет Богу (ст. 12; ср. 2 Кор. 5:10). Судить - исключительное право Бога.

Поэтому мы не должны судить друг друга (ср. Матф. 7:1-5). Судить других для сильных верующих значит проявлять высокомерие, а для слабых верующих - самоправедность (ст. 3). И во времена Павла, и в наши дни несправедливое осуждение становится главной причиной неуважения, разногласий и разлада в церкви.

В ст. 13 Павел использует греческий глагол "крино" в двух различных значениях. В первой фразе - "не станем же более судить друг друга", как и в ст. 3, 4 и 10, глагол имеет значение "осуждать, порицать". Но в следующем выражении глагол означает "думать, принимать решение". В нашем языке слово "судить" тоже имеет несколько значений. "Судить, осуждать" означает "обличать, обвинять", в то время как "рассудить трезво" означает "принять продуманное решение". Во втором случае не подразумевается ничего отрицательного.

Этой игрой слов Павел подчеркивает, что мы должны не осуждать наших братьев верующих, а больше думать о том, как помочь им. Нам следует рассуждать о том, как не подавать брату повода к преткновению или соблазну. Такое же предупреждение Павел делает в 1-ом послании в Коринф: "Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша [т.е. сильных] не послужила соблазном для немощных" (1 Кор. 8:9). Имеется в виду: чтобы свобода не послужила соблазном ко греху.

Так, например, хотя Новый Завет и не запрещает употреблять алкогольные напитки, христиане имеют много причин для воздержания. Одна из наиболее важных причин - пагубное влияние, которое это может оказать на бывших алкоголиков. Даже умеренное употребление алкоголя легко может послужить поводом к преткновению или соблазну брата и стать причиной его возвращения к пагубной привычке.

Этот принцип справедлив и в отношении любого действия или поступка, не греховного по своей сути. Для каждого человека и для каждого общества характерны специфические проблемы, не схожие с проблемами других людей и других обществ, но принцип остается неизменным. Преданный, любящий, сильный христианин будет умом и сердцем чувствовать каждую слабость своего брата верующего и будет избегать любых, даже самых невинных поступков, которые могут стать причиной его морального или духовного преткновения.

Не огорчай брата своего

Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь (14:14-15а)

Во-вторых, чтобы укрепить брата верующего, не оскорбляя его, необходимо следить за тем, чтобы не сказать или не сделать ничего такого, что может стать причиной духовного огорчения или боли.

Имея в виду негреховное, апостол говорит: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого". Павел выражает не свое личное мнение или пожелание, но "уверен в Господе Иисусе", то есть ему это известно благодаря Божественному откровению.

Когда Павел был фарисеем, он, без сомнения, чрезвычайно внимательно относился к тому, что можно есть, а что нельзя. Но теперь он с абсолютной ясностью понял истину, которую Господь трижды провозгласил Петру в видении: "Что Бог очистил, того не почитай нечистым" (Деян. 10:15). Это Божественное очищение непосредственно относилось ко множеству животных, которые Петру было велено употребить в пищу, но которые по образу считались нечистыми согласно закона Моисея (ст. 12-13). Очень важно, что косвенно это указывает на то, что Бог безоговорочно принимает в церковь верующих не евреев (ст. 28, 34).

Иисус заявил, что "ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его" (Марк 7:15). Павел заверил Тимофея, что "Бог сотворил [всякую пищу], дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4:3-5). Он сказал Титу, что "для чистых все чисто" (Тит. 1:15).

Поэтому сильный христианин абсолютно прав в своем убеждении, что он волен делать все, что Господь не объявил греховным. Слабый же христианин, напротив, имеет неправильное понимание об этом. Он ошибается не в смысле допущения ереси или безнравственности. Слабый христианин не прав в том смысле, что у него нет полного и зрелого понимания, и поэтому его совесть становится без надобности чувствительной. Именно по этой причине "почитающему что-либо нечистым, тому нечисто" в его уме.

Затрагивая эту же проблему, Павел дал церкви в Коринфе такое объяснение:

"Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется" (1 Кор. 8:4-7).

Пожалуй, у каждого христианина есть определенные слабости, которых он стыдится. Это касается и Павла. Он не говорил, что свободен от всех духовных недостатков, но свидетельствовал перед римским правителем: "Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми" (Деян. 24:16).

Мы знаем, что по различным причинам многое из того, что не есть греховным, вызывает у нас чувство неловкости, и поскольку мы испытываем неудобство в отношении чего-либо, нам следует избегать таких дел, даже если они не наносят ущерба другим верующим. Если мы считаем что-либо нечистым, то для нас это нечисто. И если мы заглушаем голос нашей совести, она становится все менее и менее чувствительной, пока не замолкнет вовсе (ср. 1 Тим. 4:2). А тогда она уже не сможет защитить нас от греха.

Но главное внимание в этих стихах Павел уделяет тому, как наши слова и поступки влияют на духовное благополучие братьев христиан. Поэтому если за пищу или по какой-нибудь другой причине огорчается брат наш, то мы уже не по любви поступаем.

"Огорчается" - перевод греческого "лупео", означающего испытывать боль, страдание или печаль. Это слово использовал Иоанн, описывая реакцию Петра на вопрос, в третий раз заданный Иисусом: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня?", когда "Петр опечалился" (Иоан. 21:17). Это же слово используется даже в отношении Св. Духа, Которого огорчают наши грехи (Ефес. 4:30).

Прискорбно, когда христиане страдают из-за неверующих, но еще хуже, когда через христианина огорчается его брат в Христе, особенно когда это происходит из-за чего-то, что само по себе не греховно. Слабый христианин огорчается и печалится, когда видит, как другой христианин говорит или делает то, что в его понимании греховно. Огорчение будет еще больше, если слабый верующий восхищается или испытывает уважение к верующему, совершившему такое. Слабый верующий также огорчается, если его более сильный брат словами или собственным примером будет побуждать его действовать вопреки своим убеждениям и совести. Это еще более сильное оскорбление. Когда другой христианин совершает нечто разочаровывающее, это конечно может вызвать огорчение. Но огорчение, вызванное своими собственными поступками, намного сильнее и разрушительнее для совести христианина. В этом случае человек испытывает чувство вины, теряет душевный покой, радость, свое свидетельство и даже уверенность в спасении. Христианин, который неосторожно использует свою свободу и через которого огорчается другой верующий, уже не по любви поступает.

После предостережения, процитированного выше из 1 Кор. 8, Павел говорит, что сильный верующий, который становится причиной преткновения более слабого брата, побуждая его поступать против совести, не только поступает не по любви, но и совершает грех против своего брата и против Самого Господа. "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, - предупреждает он, - чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо, если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа" (1 Кор. 8:8-12).

Говоря "погибнет", Павел, конечно, имеет в виду не проклятие, поскольку от него верующие спасены навечно. Он говорит о потере упомянутого уже душевного спокойствия, радости, свидетельства и уверенности в спасении. Наилучший способ не совершать поступков, огорчающих твоего брата, - поступать не как безучастный и не любящий человек, а всегда поступать по любви.

Не опустошайте вашего брата

не губи твоею пищею того, за кого Христос умер (14:15б)

Третий принцип того, как созидать более слабого верующего, и не наносить ему вред, состоит в том, чтобы не опустошать его духовно. Как уже говорилось в начале этой главы, шесть принципов, сформулированных в ст. 13-23, в некоторой степени перекликаются. Но хотя третье предупреждение во многом совпадает со вторым, оно более категорично.

"Аполлуми" (губить) означает приводить в состояние крайнего опустошения, разорения. Известный специалист по греческой филологии О. И. Вайн поясняет: "Это означает не исчезновение, а крах; не потерю жизни, а потерю благополучия" ("An Expository Dictionary of New Testament Words" [Westwood, N.J.: Revel, 1940]). Это слово часто используется в Новом Завете для обозначения вечного проклятия (например, Матф. 10:28; Лук. 13:3; Иоан. 3:16; Рим. 12:2) и касается неверующих. Но даже в этом значении слово указывает не на исчезновение, как утверждают аннигиляционисты, а на вечно продолжающееся духовное бедствие.

Губить "того, за кого Христос умер", значит серьезно затруднить его духовный рост; фраза не означает "послужить поводом к проклятию". Когда Иисус говорит: "Так нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб [аполлуми] один из малых сих" (Матф. 18:14), то из контекста ясно, что "малых сих" означает "верующих". Они были обращены и стали "как дети" (ст. (3) и поверили в Него (ст. (6). Иисуса беспокоила не потеря ими спасения, а потеря духовного благополучия, что хотя и не является вечной утратой, но представляет собой ущерб, который Господь считал чрезвычайно серьезным. Даже презрение к одному "из малых сих" (ст. (10), "за кого Христос умер", - это сильное оскорбление Бога.

Важно также отметить, что выражение "за кого Христос умер" используется здесь по отношению к верующим. Это обычно называют ограниченным искуплением или частичным спасением. Смысл заключается в том, что Христос пожертвовал Своей жизнью на кресте ради избранных, пришедших к вере.

Очевидно, что искупление в самом полном смысле относится лишь к избранным, но Новый Завет изобилует заявлениями о том, что жертва Христа покрывает грех всего человечества. Следующие цитаты подтверждают эту истину. Иоанн Креститель сказал об Иисусе: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан. 1:29). Иисус говорил о Себе, что "всякий, верующий в Него [Сына Человеческого], будет иметь жизнь вечную", и что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3:15-16). Иисус сказал: "Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Иоан. 6:51).

Павел уже заявил в Послании к Римлянам, что "всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (10:13). В других посланиях он также недвусмысленно говорит, что "любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли" (2 Кор. 5:14), что наш Спаситель "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех: таково было в свое время свидетельство" (1 Тим. 2:3-6), и что мы "уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных" (1 Тим. 4:10).

Ап. Петр предостерегал: "И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" (2 Пет. 2:1). Другими словами, Господь заплатил достаточную цену, чтобы спасти даже тех неверующих, которые искажают Его Слово и оскверняют Его имя.

В своем 1-ом послании Иоанн писал, что "мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Иоан. 2:1-2), и что "мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру" (4:14).

Божье обеспечение безграничного искупления предвосхищено в Ветхом Завете. Когда первосвященник раз в год совершал жертвоприношение в День Искупления, Йом Кипур, он делал это ради всего народа общества, то есть ради всех израильтян (Лев. 16:33). Жертвоприношение было безгранично в своей вседостаточности, но ограничено в своей действенности. Оно не очищало грехов даже верующих иудеев, но было прообразом будущего Божьего искупления, совершенного наивысшим Первосвященником - Иисусом Христом, Который принес Себя в жертву за грехи всего мира и применил ее к избранным.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.130 (0.006 с.)