ТОП 10:

Ответ на второй ожидаемый вопрос



Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? (9:18-24)

Второй вопрос или возражение, который Павел предваряет в своем ответе, это следующий: "За что же еще обвиняет [Бог]? Ибо кто противостанет воле Его?"

Иными словами, если Бог по вседержавному праву, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает, то как люди могут быть ответственными? Как можно винить их в их неверии и грехе, если их судьба уже была Божественно определена? И снова подобные рассуждения бросают вызов Божьей справедливости и праведности.

Когда Израиль завоевывал Ханаан, "Долгое время вел Иисус войну со всеми сими царями. Не было города, который заключил бы мир с сынами Израилевыми, кроме Евеев, жителей Гаваона: все взяли они войною; ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля - для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею" (И. Нав. 11:18-20).

Подобные повеления Бога, которых есть достаточно в Ветхом Завете, кажутся совершенно капризными и жестокими мирским плотским умам, которые принимают лишь то, что укладывается в выработанные ими представления о правильном и неправильном, справедливом или несправедливом. Следовательно, они судят даже Бога, исходя из своих собственных, ограниченных предвзятых и греховных стандартов.

Бесконечная вседержавность Божьей воли с такой же ясностью преподается и в Новом Завете. Ниже в этом же послании в Рим Павел говорит своим читателям: "Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились" (Рим. 11:7). В своем первом письме в Фессалонику он заявляет, что: "Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5:9).

В Своей совершенной мудрости и в совершенной праведности и справедливости Бог предназначил некоторых людей для спасения по Своей благодати, а других по причине их греха и неверия Он предоставил покаранию от Своего гнева. Говоря о некающихся верующих, Петр пишет: "Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся" (2 Пет. 2:12).

Многие критики подобного учения, думая, что они выступают в защиту Божьей справедливости, отказываются признать, что каждый человек от времени грехопадения ничего не заслуживает, но лишь Божьего справедливого осуждения на вечность в аду. Если бы Богу пришлось употребить только Свою справедливость, то ни один человек никогда не был бы спасен. Следовательно, едва ли будет несправедливо то, что согласно Своей владыческой благодати, Он избирает некоторых избранных грешников для спасения.

И не в том, конечно же, дело, что мы можем полностью понять, что Бог открывает о Своем владыческом избрании и предопределении. Это можно лишь принять по вере, признав Его истинность, просто потому, что Бог открыл, что это истина. Как верующие мы знаем, что сами по себе заслуживаем лишь Божьего отвержения и покарания. Но мы также знаем, что по Его собственным вседержавным причинам Бог избрал нас быть Его детьми и в Свое время и Своим путем привел нас к спасающей вере в Иисуса Христа. С другой стороны, мы также знаем, что наша человеческая воля имела роль в нашем спасении. Иисус сказал: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет". В этом выбор Божьей воли. Но Иисус тут же продолжает и говорит, что "приходящего ко Мне не изгоню вон" (Иоан. 6:37). В этом выбор воли человека, с которой Бог милосердно соглашается в отношении всех, кто верит в Его Сына.

Продолжая просто провозглашать Божью вседержавную праведность и справедливость вместо того, чтобы стремиться объяснить ее, Павел возвращает вопрос тем, кто ставит под вопрос Господа: "А ты кто, человек, что споришь с Богом?" Иными словами, будет ставить под вопрос, не говоря уже об отрицании, Божье право спрашивать у людей отчет, когда они пленники Его вседержавной воли.

Из слов Павла становится очевидным, что спрашивающие подобные вопросы не стремятся к Божьей истине, но к самооправданию. Стремясь найти извинение своему неверию, греховности, неведению и духовному противлению, они способны обвинить Бога в несправедливости.

Однако, по причине большой ограниченности человеческого понимания даже искренние вопросы о Божьем вседержавном избрании и предопределении в конечном итоге должны остаться без ответа. Как уже было указано, это одна из многих истин о Боге, которую мы должны принять по вере по той простой причине, что Он открыл ее в Своем Слове.

Опять беря поддержку в Ветхом Завете, Ап. Павел продолжает укорять заносчивых неверующих, показывая абсурдность чьих-либо вопросов о правах Бога. Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

За много столетий до этого пророк Исайя употребил такую аналогию:

"Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших. Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей". (Ис. 64:6-8)

Употребив такой же образ, Иеремия написал:

"И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? Говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев". (Иер. 18:3-6).

Бог есть Создатель людей подобно тому, как горшечник создает свои глиняные сосуды, хотя в бесконечно большей степени. Лишено всякой рациональности, более того, заносчиво и глупо человеку ставить под сомнение справедливость и мудрость Бога, как и глиняной миске задавать вопрос, если бы такое было возможно, о мотивах и целях горшечника, который создал ее.

Мартин Лютер сказал своему другу гуманисту Эразму:

Просто человеческий разум никогда не может понять, как благ и милосерд Бог; и поэтому вы создаете себе Бога на свой вкус, который никого не ожесточает, никого не карает, но каждого жалеет. Вам не понятно, как справедливый Бог может осудить людей, рожденных в грехе, и не могут сами себе помочь, но должны из необходимости их природного устройства продолжать оставаться в грехе и оставаться чадами гнева. Ответ в том, что Бог непостижим и, следовательно, Его справедливость, как и другие Его свойства, должны быть непостижимыми. Именно на этой почве восклицает Св. Павел: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и непостижимы пути Его!" Так вот, Его пути не были бы неисследимыми, если бы мы могли всегда воспринимать их как справедливые. (См. "Martin Luther on the Bondage of the Will", перевод J.I. Packer и O.R. Johnston [Westwood, N.J.: Revell, 1957, стр. 314-315)

Для полного понимания Бога нам пришлось бы быть равными Богу, создавшему нас, что даже еще более абсурдно, чем равенство глиняного сосуда и горшечника, слепившего его.

Что бы не означала вседержавность Бога в ее полноте, это не означает и не может означать, что люди стали грешными по Его выбору. Совершенный в Свое святости и праведности Бог не ответственен ни в малейшей мере за греховность Его создания. Эту истину ясно излагает Иаков: "В искушении никто не говори: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого" (Иак. 1:13). "Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, - сказал о Господе Аввакум. - И смотреть на притеснения Ты не можешь" (Авв. 1:13).

Как и во всей девятой главе Послания к Римлянам, а вернее, и во всем Св. Писании, заключительные три стиха этого места не стремятся показать источник или происхождение зла или не стараются объяснить необъяснимую с человеческой точки зрения согласованность Божьей справедливости и Его праведности. Апостол просто делает заявление в виде риторического вопроса: "Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели?"

Затем Павел приводит две причины, по которым, хотя это и неполное объяснение, Бог позволяет греху войти в Его мир и заражать его. Греческое слово, означающее "желая", содержит более сильный смысл, чем в переводе. Греческое слово содержит мысль о решимости и намеренности, а не безразличия и беспомощной уступки.

Во-первых, Павел говорит, что Бог постановил допустить грех в Его творении, потому что это давало Ему возможность показать Свой гнев. Бог прославляется, когда являет Свой гнев, как и тогда, когда являет Свою благодать, потому что оба эти свойства, наряду со всеми другими, составляют Его Божественную природу и характер, которые совершенным и постоянным образом есть самосодержательны и достойны преклонения и поклонения. Даже Божий гнев, мщение и возмездие, излитые на грешных - славные, потому что они являют Его величественную святость.

Во-вторых, Бог позволил греху войти в мир, чтобы явить могущество Свое. Его могущество явлено в Его суде и наказании греха. Яркие и отрезвляющие события, встречаемые в завершающих главах книги Откровения, отражают конечный гнев Бога как Судьи. Бедствия, жестокие кары и все другие проклятия Апокалипсиса не оставляют места для сомнения, что Господь осудит и устранит всякий грех и грешников с земли прежде установления Своего Тысячелетнего Царства. Когда Христос сойдет с небес в Своей обагренной кровью одежде, на белом коне и мечом, Он поразит антихриста и всех его нечестивых последователей. Божье могущество, явленное первоначально в творении, будет в равной степени славным при разрушении. Оно будет мощно проявлено в Его возмездном, но полностью правдивым и праведным, завоеванием всех врагов, которые пытались завоевать Его.

Бог имеет все права действовать славно в этом суде, однако Он, по милосердию Своему с великим долготерпением щадил мир грешников. Он щадил их в их неверии, отвержении, ненависти, богохульстве, неправедности и в долготерпении оставлял время для покаяния (ср. Пс. 102:8; 2 Пет. 3:9).

Сосуды гнева, готовые к погибели - это, пожалуй, одно из наиболее трагических определений неверующих во всем Св. Писании. Павел, конечно же, говорит о нечестивых и непокаянных человеческих сосудах, которые все испытают конечный гнев Божий, к которому они были приготовлены к погибели своим собственным отвержением Его. Как уже было указано, не Бог делает их грешными, но Он их оставляет в их грехе, пока они не покаются в грехе и не обратятся к Его Сыну за избавлением.

Греческое слово "готовые" стоит в страдательном залоге. Не Бог проводит эту подготовку. Здесь есть очень ясный смысл в подобном употреблении страдательного залога глагола, который освобождает Бога от ответственности и возлагает ее полностью на плечи тех, которые отвергают обратиться к Его слову и уверовать в Его Сына. Через свое отвержение они готовы к месту (ад), приготовленному Богом не для них изначально, но "диаволу и ангелам Его" (Матф. 25:41).

Из этой отрезвляющей истины в отношении неверующих следует утешительная истина в отношении верующих: "Дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников".

Бог позволил, чтобы грех вошел в мир, не только чтобы показать Свой гнев и явить Свое могущество, но также чтобы явить богатство славы Своей, даровав Свою благодать сосудам милосердия (ср. Ефес. 2:6-7). Это люди, которых Он приготовил к славе. В этом примере греческий глагол "приготовил" стоит в действительном залоге, а субъект, производящий действие, это конкретно Бог (Он). Великий труд, совершаемый Богом в спасении избранных, являет Его славу перед всеми ангелами и всеми людьми (ср. Откр. 5:9-14). Он обладает абсолютным правом открыть и явить Свой характер способом, который Он Сам избирает: через Его справедливое покарание неверующих или через Его милостивое избавление верующих.

Св. Писание ясно указывает, что ни один человек не спасается без веры в Христа, потому что Бог вседержавно требует именно такого ответа от человека на Его благодать. Но самая первая цель спасения - это не преимущество, которое оно приносит спасаемым, но скорее честь, приносимая Богу, спасающему их, дабы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия. Верующие есть спасаемые без какой-либо заслуги или их собственного труда для того, чтобы у Бога было средство явить Свою славу, которая видима в благодати, милосердии, жалости, милосердии и прощении, которые Он лишь один представляет приходящим к Христу.

Ап. Павел завершает это место, называя нас, то есть себя и всех других верующих, Богом предопределенными сосудами милосердия. Каждый верующий находится среди тех, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников. В этом - славная истина всеобщего дара Божьей благодати.

Непостижимая истина, что Бог избирает некоторых для спасения, а иных для гибели, не явлена для того, чтобы смущать или расстраивать нас; и, конечно же, не для того, чтобы искушать нас ставить под сомнение характер личности Бога. Эта истина дана, чтобы всем людям явить Божью славу и вседержавность. Она также дана, чтобы вызвать у верующих благодарность за то, что Он избрал нас, которые сами по себе не были и не есть больше достойны спасения, чем те, кто остается в погибшем состоянии.

В проявлении милосердия и в осуждении греха Бог не проводит различий на основе расы, этнического происхождения, национальности, ума или нравственных и религиозных достоинств. Он проводит различия лишь между теми, кого Он избрал и кого не избрал. Эту истину трудно принять, потому что она непосредственно направлена против природных человеческих наклонностей и стандартов. Плотскому человеку это кажется в высшей степени несправедливым. Даже самый обученный и самый преданный верующий не может полностью объяснить эту истину. Но это вполне Библейская истина, и она находится среди истин, которым учит Ап. Павел, и о которых Ап. Петр говорит, что в них есть "нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели превращают, как и прочие писания" (2 Пет. 3:16).

Для тех кто принимает Слово Божье, как непогрешимое, всегда будет противоречие между полным признанием Божьей владыческой воли и полным признанием Его требования веры от человека. Мы можем верить лишь в то, чему учит Св. Писание, сердцем принимая то, что мы не можем объяснить с помощью разума.

И хотя Св. Писание ясно указывает, что Бог избирает и отвергает исключительно на основании Его Божественной вседержавности, оно с той же ясностью указывает, что Богу неугодна смерть нечестивых (Иез. 18:32), Он также не желает, чтобы даже один человек погиб (2 Пет. 3:9). Не подвергая компромиссу ни Свою святость, ни Свою справедливость, Иисус уверяет нас, что "приходящего ко Мне не изгоню вон" (Иоан. 6:37).

"И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои" (Откр. 15:3-4).







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.182.28 (0.015 с.)