ТОП 10:

Дух изменяет нашу природу и дает нам силы к победе



Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности, Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (8:5-13)

Духовное богатство этой главы, как богословское, так и практическое, неоценимо. Его невозможно выразить словами. Эта глава невероятно обогащает верующего, который читает ее с ясным умом и покорным сердцем. Это одна из тех глав Св. Писания, которые сильнее всего изменяют жизнь. Она развивается по восходящей линии, заканчиваясь чудесной песнью хвалы и уверенности: "Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:38-39).

Св. Дух упоминается лишь один раз в первых семи главах Послания к Римлянам, но в 8-ой главе о Нем говорится около двадцати раз. Святой Дух для верующего - то же, что Бог Творец для физического мира. Без Бога физический мир не существовал бы. Он создан Богом и постоянно поддерживается Его всемогущей силой. То же самое для христиан и Св. Дух, Который также, конечно, участвовал в создании мира. Святой Дух - это Божественное начало, создающее, поддерживающее и сохраняющее духовную жизнь в тех, кто верит в Иисуса Христа. Именно Св. Дух в конце концов приведет каждого верующего к полному спасению, дав ему вечную славу перед Богом.

Следует отметить, что Св. Дух - это не просто влияние или безличная сила, исходящая от Бога. Святой Дух - третья Личность Св. Троицы. Он во всем равен Богу Отцу и Богу Сыну. Учение о едином Боге, существующем в трех Лицах - одна из наиболее определенных истин в Св. Писании. Однако Св. Дух часто не считают такой же Божественной Личностью, как Отца или Сына.

Среди многих личностных свойств, которыми обладает и которые проявляет Св. Дух, есть следующие: Его действиям присущ разум, чувства и воля; Он любит верующих, общается с ними, учит, направляет, утешает и обличает; Он может быть огорчен, Его могут отвергать, Ему могут лгать, Его могут испытывать, Ему могут противиться, Его могут поносить. Библия говорит о Его всеведении, Его всемогуществе, Его вездесущности и о Его Божественной славе и святости. Его называют Богом, Господом, Духом Божьим, Духом Господним, Духом Яхве (или Иеговы), Духом Отца, Духом Сына, Духом Иисуса, а также Утешителем и Ходатаем за верующих.

Св. Писание открывает, что Святой Дух участвовал вместе с Отцом и Сыном в творении и что Он даже до Пятидесятницы пребывал со всеми верующими, наделял их силой и облекал полномочиями. Он всегда осуждал людей греха, давал спасение тем, кто истинно верил, учил их правильно поклоняться, повиноваться и служить Богу. Святой Дух был той Божественной Личностью, Которая снизошла на Божьих слуг и вдохновила владычески избранных Богом людей записать Слово Божье. Истинные верующие всегда служили Богу благодаря силе Св. Духа, а не человеческой силе (ср. Зах. 4:6). Дух участвовал в зачатии Иисуса как человеческое существо, а также в крещении, помазании, испытании, учении, чудесах, смерти и воскресении Христа.

Со времени Пятидесятницы Св. Дух пребывает во всей Своей полноте во всех верующих, озаряя их разум для понимания и применения Божьего Слова, облекая их для освящения. Он наполняет их, запечатлевает их, общается с ними, дружит с ними, ходатайствует за них, утешает, увещевает, очищает и дает им силы противостоять греху и служить Богу.

В представленных стихах (Рим. 8:5-13) Ап. Павел продолжает раскрывать неисчислимые результаты оправдания, в особенности чудесные, Св. Духом вызванные преимущества освобождения от осуждения. В ст. 2-3 обсуждается освобождение нас Св. Духом от греха и смерти, а в ст. 4 данная Им способность выполнить Божий закон. В ст. 5-13 Павел открывает тот факт, что Св. Дух изменяет нашу природу, дает нам силы для победы над неискупленной плотью.

Святой Дух изменяет нашу природу

Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (8:5-11)

В ст. 4 Павел говорит о поведении верующего, заявляя, что верующий живет "не по плоти, но по духу". Союз "ибо" в ст. 5 имеет значение "потому что". Суть состоит в том, что верующий не живет по плоти, потому что его новая душа и ум больше не заняты делами плоти и не подвластны греху.

С точки зрения Бога, в мире существует только два типа людей - те, кто не принадлежит Ему, и те, кто Ему принадлежит. Иначе говоря, те, кто живет по плоти, и те, кто живет по духу. Что же касается духовной жизни, то Бог не принимает во внимание ни пол, ни возраст, ни образование, ни одаренность, ни принадлежность к какому-либо классу или народу, ни любые другие различия между людьми (Гал. 3:28). Он различает людей только на основе их взаимоотношений с Ним, и это абсолютное различие.

Конечно, в обеих категориях есть разные степени. Некоторые неспасенные люди показывают высоконравственное поведение, и напротив, многие верующие не воспринимают Божьи дела с надлежащим послушанием. Но каждый человек всецело принадлежит либо одному духовному состоянию, либо другому; либо принадлежит Богу, либо нет. Подобно тому, как человек физически не может быть частично живым, а частично мертвым, он не может и духовно быть частично живым, а частично мертвым. Середины не существует. Человек либо прощен и принадлежит Царству Божьему, либо не прощен и принадлежит царству мира. Он либо дитя Бога, либо дитя сатаны.

В этом контексте слова "живущие по" относятся к основной духовной природе. Греческий текст можно дословно перевести как "люди, живущие по", что указывает на определяющую человеческую сущность, склонность или расположенность. Живущие по плоти - это неспасенные, непрощенные, неискупленные, невозрожденные. Живущие по духу - это спасенные, прощенные, искупленные, возрожденные дети Божьи. Как указывает апостол несколькими стихами ниже, неспасенные живут по плоти, и Дух Божий не живет в них.

Спасенные, напротив, не только живут по духу, но и в духе имеют Дух Христов (ст. 9). В ст. 5 Павел говорит об определяющем духовном образце человеческой жизни, тогда как в ст. 8 и 9 речь идет о духовной сфере жизни.

"Фронео" - глагол, переводящийся как "помышляют", указывает на главную направленность, склонность, образ мыслей, а не на ум или интеллект сам по себе (греческое "нус"). Он охватывает также человеческие привязанности и рассуждения. Павел использует тот же глагол в Послании к Филиппийцам, где убеждает верующих: "В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (2:5; см. также 2:2; 3:15,19; Кол. 3:2).

Главная склонность неискупленных - идти "вслед скверных похотей плоти" (2 Пет. 2:10). Погибшие - это те, чей конец - погибель, чей бог - чрево, чья слава - в сраме, кто мыслит о земном (см. Фил. 3:19). Плотское включает в себя и ложные философские учения, и религии, неизменно обращающиеся, явно или неявно, к плоти через своекорыстие и собственные усилия.

Ап. Павел говорит, что живущие по духу помышляют о духовном. Иными словами, те, кто принадлежит Богу, занимаются Божьими делами. Как любил говорить Джонатан Эдварде, они обладают "праведными привязанностями", глубоким стремлением к Богу и к очищению. Как пояснил Павел в Рим. 7, даже Божьи дети иногда оступаются в своем послушании Ему. Но, как говорил апостол о себе, они, тем не менее, по внутреннему человеку находят удовольствие в законе Божием (см. Рим. 7:22). Несмотря на их многочисленные духовные ошибки, их главные стремления и помышления - духовные.

Греческое слово "фронема" (помышление) - это отглагольное существительное (ст. 5). Подобно глаголу, оно означает, скорее, содержание, образ мыслей, а не просто отвлеченный разум. Существенно, что Павел говорит не о том, что плотские помышления ведут к смерти, а что они суть смерть. Неспасенный человек уже духовно мертв. Апостол устанавливает духовное равенство, а не духовное следствие. Следствие в этом случае обратное: поскольку неискупленные люди уже духовно мертвы, то они неизбежно помышляют о плотском. Павел напоминал ефесским верующим, что до спасения все они были мертвы "по преступлениям и грехам" (Ефес. 2:1).

Не вызывает также сомнений, что грех ведет к смерти. "Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, - говорил Исайя Израилю, - и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать" (Ис. 59:2). Ранее в Послании к Римлянам Павел объяснял, что "возмездие за грех - смерть" (6:23) и что "когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти" (7:5; ср. Гал. 6:8).

Но в этих стихах Павел подчеркивает, что каждый неверующий пребывает в состоянии смерти, даже когда его тело и ум вполне живы и деятельны. "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, - объяснял Павел коринфским верующим, - потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1 Кор. 2:14).

Несколько лет тому назад я был распорядителем на похоронах маленькой девочки, погибшей в автомобильной катастрофе. Перед службой ее мать не отходила от гроба, брала безжизненное маленькое тельце на руки, гладила его и тихонько обращалась к нему. Но ребенок, конечно, ни на что уже не мог ответить в физическом мире, потому что в нем не было жизни, чтобы ответить.

Неспасенный человек - это духовный труп и, следовательно, он абсолютно неспособен ответить Богу. И если Св. Дух не вмешается, дав ему возможность признать свой грех и ответить по вере Господу, и таким образом не сделает его живым, то неспасенный человек будет столь же бесчувственным к делам Божьим, как некоторые дети к ласкам и слезам своей матери.

А помышления духовные - жизнь и мир. Павел снова говорит о равенстве, а не о следствии. Помышления духовные, то есть о делах Божьих, равны жизни и миру, что означает принадлежность к христианству. Человек, имеющий духовные помышления, - это христианин, возрожденный человек, кому дана духовная жизнь по Божьей благодати, действующей через веру.

Помышления о духовном синонимичны также духовному миру, то есть миру с Богом. Неспасенный человек, независимо от того, насколько громко он заявляет о своем почитании, поклонении и любви к Богу, - это Его враг. На эту истину Павел уже указывал в послании. Он говорил, что до того, как мы были спасены, все мы были врагами Бога (5:10). Только человек, который обладает новой жизнью в Боге, находится в мире с Ним.

Очевидное следствие этой истины состоит в том, что невозможно иметь духовные помышления, которые равносильны обладанию духовной жизнью и миром, и оставаться мертвым для дел Божьих. Тот, кто исповедует христианство, но не воспринимает Божьих дел, не имеет "праведных привязанностей" и не принадлежит Богу. Человек, который лишь исповедует христианство, не ведет битвы с плотью, потому что он по-прежнему имеет естественную склонность к делам плоти. Он стремится к делам плоти, которые для него естественны, поскольку он по-прежнему плотской, и его ум расположен к делам плоти.

Неверующий может быть глубоко озабочен тем, что не живет в соответствии с религиозными нормами и кодексом, установленным им самим или какой-нибудь конфессией или другой религиозной организацией. Он может активно бороться за достижение этих целей. Но его борьба происходит лишь на человеческом уровне. Это борьба, исходящая не от любви к Богу, а от любви к себе и происходящего отсюда желания достичь большего расположения Бога или людей на основе больших личных достижений. Какую бы религиозную или нравственную борьбу он не вел, это борьба плоти с плотью, а не духа против плоти, потому что Св. Дух не пребывает в плотском человеке и плотский человек не пребывает в Святом Духе.

Как показал Aп. Павел в Рим. 7 на примере своей собственной жизни, истинный христианин сражается с плотью, потому что его смертное тело по-прежнему упорствует и пытается завлечь его на прежние грешные пути. Но он больше не в плоти, но в духе. Рассуждая об истинных верующих, Павел говорил, что "плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал. 5:17). Но "если мы живем духом", продолжает он, "то по духу и поступать должны" (ст. 25; ср. ст. 16). Иными словами, поскольку новая природа верующего имеет Божественное происхождение, и в ней пребывает Божий Дух, то он хочет вести себя в соответствии с Божьей волей.

Важно отметить, что когда Павел говорит о грехе в жизни христианина, он непременно отождествляет грех с внешним миром и развращенным телом, а не с новой внутренней природой. Плоть верующего не получает искупления, когда он поверит в Христа. Если бы это происходило, все христиане с момента спасения немедленно становились бы совершенными, что очевидно не соответствует действительности, даже если не принимать во внимание свидетельство Св. Писания. Грешный след неискупленной человеческой природы не исчезнет до тех пор, пока верующий не отправится на встречу с Господом. Именно по этой причине в Новом Завете иногда говорится о спасении христианина в будущем времени. Имея в виду тех, кто уже спасен, Павел позднее говорит в этой главе: "Имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим. 8:23). Как объяснил апостол коринфянам: "Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (1 Кор. 15:42-44).

Независимо от того, насколько жертвенной, нравственной и искренней может быть жизнь неискупленного человека, его религиозные усилия эгоистичны, потому что из-за своих плотских помышлений он не может верно служить Богу. Павел снова (ср. ст. 6) использует термин "фронема" (помышление), который указывает на содержание, образ мыслей, основные наклонности и направленность человека. Эта склонность, или предрасположенность плоти даже более сильная и укоренившаяся, чем непослушание, которое есть просто внешним проявлением внутреннего плотского принуждения необращенного человека.

Любой необращенный человек - религиозный или атеист, внешне моральный или внешне греховный - враждебен Богу. Неспасенный человек не может жить благочестивой и праведной жизнью, потому что не обладает благочестивой и праведной сущностью или возможностями. Поэтому он не может искренне любить Бога и Божьи дела. Его греховные, плотские помышления "закону Божию не покоряются, да и не могут". Даже неверующий, жизнь которого кажется образцом добродетели, не способен совершить что-нибудь истинно доброе, поскольку его движущая и вдохновляющая сила - не Бог, и поскольку его дела порождены плотью, совершаются из эгоистических соображений, а не для славы Божьей. Из этого ясно, что если плотские помышления не покоряются и не могут покоряться закону Божьему, то "живущие по плоти Богу угодить не могут".

Люди были созданы именно для того, чтобы угодить Богу. В начале практической части этого послания Павел говорит: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:1-2). Подобными словами он наставлял коринфян: "Потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными" (2 Кор. 5:9; ср. Ефес. 5:10; Фил. 4:18). Он наставлял верующих в Фессалонике, "как должно... поступать и угождать Богу" (1 Фес. 4:1).

Описав духовные качества и недостатки тех, кто в плоти, Павел снова обращается к тем, кто живет не по плоти, а по духу. Как объяснял Иисус Никодиму: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Иоан. 3:6). Греховная человеческая плоть может воспроизвести лишь еще более греховную человеческую плоть. Только Божий Святой Дух может породить духовную жизнь.

Постоянное пребывание Св. Духа - это признак спасающей веры. "Вы можете быть уверены в вашем спасении, - говорит Павел, - если только Дух Божий живет в вас". "Ойкео" (живет) означает пребывание в своем собственном доме. Чудесным и непостижимым образом Божий Дух созидает Свою обитель в жизни каждого человека, верующего в Иисуса Христа.

Обратное также верно: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его". Человек, который не обладает свидетельством присутствия силы и плодом Божьего Духа в своей жизни, не обладает правом называть Христа своим Спасителем и Господом. В человеке, который не обнаруживает склонности к Божьим делам и не стремится для угождения Богу избегать греха и страстей, не пребывает Св. Дух, и, следовательно, такой человек не принадлежит Христу. В свете этой отрезвляющей истины Павел наставляет тех, кто утверждает, что они христиане: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть" (2 Кор. 13:5).

"А если Христос в вас, - продолжает говорить верующим Павел, - то тело мертво для греха, но дух жив для праведности". Иными словами, если Божий Дух пребывает в нас, то наш дух жив для праведности, потому что каждый верующий оправдан Божественно данной праведностью (Рим. 3:21-26). В свете этой совершенной праведности, все человеческие попытки быть праведным - ничто, кроме тщеты (см. Фил. 3:8).

Подводя итог всему сказанному в ст. 5-10, Павел замечает: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в вас". Это снова Св. Дух, Который есть Божественное начало Христова воскресения. И подобно тому, как Дух отнял Иисуса у физической смерти и дал Ему жизнь в Его смертном теле, так Дух, пребывающий в верующем, дает этому верующему новую жизнь сейчас и навеки (ср. Иоан. 6:63; 2 Кор. 3:6).







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.192.150 (0.009 с.)