ТОП 10:

В этом было определенное предостережение



Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. (11:16-22)

Во-вторых, временное отвержение Богом Израиля было определенным предостережением. Здесь Павел строго предупреждает язычников в отношении такой же заносчивой, напыщенной гордости, которая стала причиной отвержения неверующего Израиля от благословения. Бог не осудил Израиль и дал Евангелие язычникам, потому что евреи по существу более неправедны и недостойны или потому что язычники по существу более праведны или достойны (ср. Рим. 2:14-15). Это выворот мнения, которое евреи долго имели о язычниках.

Совсем мало прошло времени, и христиане из язычников стали искушать и поносить евреев, потому что они поносили Христа. Это понятие добавило масла в огонь антисемитизма, который существовал у многих языческих народов и культурах в течении бесчисленных веков. Это видно в Св. Писании по враждебности между Израилем и окружающими его соседями, такими как Сирия, Финикия, Моав, Едом, Филистия и другими ханаанскими народами. Это видно в завоевании и подчинении Израиля Вавилоном, Ассирией, Грецией, а затем Римом. А так как многие верующие язычники раннехристианской Церкви выросли в обстановке языческого антисемитизма, то сатане не трудно было искушать, чтобы они продолжали предрассудки против евреев из-за отвержения и распятия Израилем его Мессии и Спасителя.

Некоторые современные "христианские" культы основаны на понятии британского израильства. Они придерживаются совершенно небиблейского и неисторического понятия о том, что англо-саксоны представляют из себя так называемые десять потерянных колен Израиля - имя, на которое, по их мнению, евреи давно потеряли всякое притязание, потому что Бог навечно отверг и осудил их за отвержение и предание смерти Иисуса Христа. Антисемитизм составляет подоплеку подобных культов.

Менее крайние предрассудки, часто скрываемые и обычно отрицаемые, также отражаются в некоторых христианских церквях и организациях. Даже для истинных верующих не исключена возможность заражения этой древней духовной болезнью, которую Господь столь сильно ненавидит.

Логика Павла, как всегда, неумолима. "Если начатой свят, то и целое", - указывает он, - "то и целое". Начаток - это греческое слово "апархе", которое дословно означает жертвоприношение первого плода любого вида, как животного, так и злака. Оно указывает на первую часть приношения, которая откладывается конкретно для Господа.

Через Моисея Бог дал наставления Своему вновь искупленному народу: "и [когда] будете есть хлеб той земли, то возносите возношение Господу; от начатков теста вашего лепешку возносите в возношение; возносите ее так, как возношение с гумна; от начатков теста вашего отдавайте в возношение Господу в роды ваши" (Числ. 15:19-21). Эти хлеба давались в пищу священникам, которые служили Господу и, следовательно представляли Его в своем уникальном служении в скинии, а затем в храме. Следовательно, прежде, чем семья будет есть хлеб, особая его часть, начаток, прежде всего посвящался и приносился Господу.

Хотя лишь часть этого особого начатка представляла весь хлеб - "целое", весь он признавался как происходящий от Господа. Иными словами, это был образ того, что они возвратили Ему все, что Он им дал. По этой же причине целое свято (отделено). Эта мысль выражена в прекрасных стихах, которые иногда исполняются, как псалом на богослужении до или после приношения.

Другая и некоторым образом обратная аналогия приводится с использованием дерева или виноградника. Если корень свят, то и ветви. Если основание растения (корень) свят, тогда то, что он производит (ветви), также должны быть святы.

Однако, применение Павлом этой аналогии в данном тексте конкретно указывает на истину о том, что если первоплод и корень Израиля - вероятно, символ первых патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) - был свят, посвящен Господу, то таковыми были все их потомки, народ Израиля. Следовательно, для Господа оставить Израиль означало бы отказ от Его обетовании, данных этим патриархам - нечто такое, что Его святой характер не позволит.

Даже Джон Мюррей, ведущий амилленионист (который не верит в буквальное Тысячелетнее царство на земле, обетованное евреям и управляемое Христом на престоле Давида в Иерусалиме, но который в общем считает, что дела Бога с народом Израильским закончились с их отвержением Иисуса Христа), не может противостоять силе чудесной истины, которую выделяет здесь Павел. В своем толковании на Послание к Римлянам Мюррей делает замечательное наблюдение о том, что "не может быть бесповоротного отвержения Израиля. Святость теократического посвящения не отменятся и будет однажды доказана в полноте и восстановлении Израиля" ("The Epistle to the Romans [Grand Rapids: Eerdmans, 1965], стр. 85).

Чтобы быть верным Своему слову, Господь должен предоставить будущее спасение Израилю. Израиль еще не выполнил полностью Божье заветное обетование, данное Аврааму и Его бесчисленных повторений этого обетования об искуплении и восстановлении потомков Авраама. Если корень, Авраам и другие патриархи, свят, то и ветви, их потомки, также святы. Они были Богом призваны и отделены прежде основания мира, и Божий труд с этими ветвями не будет полный, пока они не дадут духовный плод, который Он намерен произвести в них и через них до полноты века, когда они действительно станут святым народом, согласно своему предназначению.

Бог сказал Израилю через Исайю: "Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его" (Ис. 51:1-2). Бог установил постоянное отношение с Израилем через Свой завет с их предком Авраамом. Они были посвящены как народ в посвящении Авраама.

Павел продолжает дальше образ дерева: "Если же некоторые из ветвей отломились, а ты дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины".

Здесь апостол проводит свою мысль, сделав ссылку на знакомую практику прививания. Оливковые деревья были сельскохозяйственной и коммерческой культурой в древней Палестине и большей части Ближнего Востока и Средиземноморья; они и сейчас поддерживают ценную промышленность в большей части этих регионов. Оливковые деревья могут жить сотни лет, но по мере старения они становятся все менее и менее плодовитыми, и чтобы восстановить их производительность, к старым деревьям прививают веточки молодых деревьев. Когда ветвь перестает давать оливки, то на ее место прививают ветвь моложе.

Здесь Павел применяет именно такой образ. Старые, не дающие плода ветви Израиля отломились. За многие столетия до этого Бог предупреждал Свой народ о том, к чему может привести их постоянное неверие и идолопоклонство. "Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее. Господь Саваоф, Который насадил тебя, изрек на тебя злое за зло дома Израилева и дома Иудина, которое они причинили себе тем, что подвигли Меня на гнев каждением Ваалу" (Иер. 11:16-17). Сам Иисус предупреждал Свой народ Израиля: "Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его" (Матф. 21:43).

На месте неверных, непродуктивных ветвей Израиля привилась дикая маслина, верующие язычники. Эти языческие ветви - люди из всех народов, которые верят в Мессию Господа Иисуса Христа - стали общником верующих потомков Авраама, корня и сока маслины, корня Божественного благословения и вечных взаимоотношений с Богом через спасение.

В начале этого стиха Павел ясно указывает, что некоторые, а не все ветви отломились. На это также указывает фраза "на место их". В Израиле всегда оставался верующий остаток, и многие евреи верили в Христа во время Его земного служения и во время раннехристианской Церкви. Вероятно, вплоть до конца 1-го века большинство христиан, включая всех апостолов, были евреями. Эти первоначальные еврейские ветви оставались общником корня Божьей маслины, как и те еврейские ветви, которые с той поры остались и доныне. Языческие верующие - сонаследники их и Авраама, отца всех верующих в необрезании, "чтобы и им вменилось в праведность" (Рим. 4:11).

А сейчас следует повеление язычникам, основанное на этой истине: то не превозносись пред ветвями, то есть перед неверующими евреями, которые были отломлены; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь (обетование, данное Аврааму о том, что "благословятся в тебе все племена земные", Быт. 12:3), но корень - тебя. Сами язычники были не большим источником благословения, чем были верующие евреи. Верующие язычники имеют благословение Божье, потому что они духовные потомки верного Авраама. Мы имеем благословение, потому что были привиты к завету спасения, который Бог заключил с Авраамом, а сейчас по милости предлагает всем, кто верит в Бога Авраама. Павел объяснил церквям в Галатии несколькими годами ранее:

"Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак верующие благословляются с верным Авраамом" (Гал. 3:6-9).

Несколькими стихами далее в той же главе Послания к Галатам апостол продолжает объяснять: "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (ст. 13-14). Сколь же смешно и заносчиво для верующих язычников превозноситься перед природными ветвями, даже перед теми, кто были отломлены в неверии. "Вспомни, - продолжает он, - что не ты корень держишь, но корень - тебя". Благословение как еврейских, так и языческих верующих идет от корня Божьих заветных обетовании и силы.

Трагическим и печальным образом в продолжении огромной части истории Церкви обращенные к Христу евреи часто подвергались отношению со стороны язычников с позиций превосходства, их остерегались или с нежеланием принимали в общение христиан.

Павел предвидел, что невзирая на эту ясную истину, некоторые из его языческих читателей продолжат спорить с ним. Скажешь: "Ветви отломились, чтобы мне привиться". "Хорошо", - уступает он, - "Они отломились неверием, а ты держишься верой". Иными словами отламывание и привитие основываются на вере, а не какой-либо присущей расовой или национальной неполноценности или превосходстве. Вопрос не в достоинстве, он не расовый, не этнический, социальный, интеллектуальный или даже моральный. Вопрос лишь в вере. Евреи отломились из-за этого неверия, а поверившие язычники были привиты, то есть держатся на основе их веры в Господа Иисуса Христа.

У вас, следовательно, нет причины, согласно предупреждения Павла, гордиться, но есть очень хорошая причина бояться. Он выразил подобное же предупреждение церкви в Коринфе: "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10:12). Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей Своего заветного народа Израиля, то пощадит ли и вас, язычников, которые не входят в этот завет. Если особое призвание Израиля и благословения от Господа не смогли защитить их от отвержения, то, безусловно, отсутствие такого призвания и благословения язычников не может защитить их от отламывания в случае их неверия. "Следовательно, хорошо вы сделаете, - советует Павел своим читателям-язычникам, - если у вас будет праведный страх и сильное сопротивление всякому искушению превозноситься (ст. 18) и гордиться (ст. 20).

Павел напоминает верующим в Ефесе: "Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире" (Ефес. 2:11-12). Если Бог отломил отступивший Израиль по причине его неверия, то Он с еще большей вероятностью отломит отступническую церковь по причине неверия.

Видимая церковь сегодня состоит большей частью из язычников и эта церковь приютила большой процент отступников, еретиков и других, которые отвергают абсолютный и непогрешимый авторитет Священного Писания и отрицают его кардинальные истины, включая Божество Христа. И суд Господень падет на отступившую языческую церковь столь же точно и быстро, как на отступивший Израиль. Иисус предупреждал церковь в Пергаме: "Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих" (Откр. 2:15-16). А церкви в Лаодикии Он обещал, что номинальные неверующие христиане будут извергнуты из Божьих уст (Откр. 3:16). В обобщенном виде о них позже говорится как о Вавилонской блуднице конца времен, которую Господь отдаст на ужасное уничтожение антихристу и его союзу десяти стран (Откр. 17:16).

Ранее в этом отрывке апостол ясно сказал о Израиле (главы 9-11): "Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения" (9:30-32). От начала и во всем послании Павел повторяет вновь и вновь эту основополагающую истину. Во всем, что касается роли человека, спасение всегда было и всегда будет по вере и только по вере. Конечно же, лишь Божья вседержавная благодать делает веру возможной, приемлемой и эффективной, однако Его благодать не будет спасать помимо веры.

Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей; иначе и ты будешь отсечен. Строгость переводится словом "апотомия", корень которого имеет значение отрезать напрочь или отрезать быстро и соответствует глаголу "экопто" (отсекать), которым заканчивается этот стих. В этом контексте "пипто" (падать) означает так упасть вниз, чтобы быть полностью разрушенным. Павел, следовательно, говорит о чрезвычайно серьезном духовном состоянии, при котором люди отпадают от духовной возможности в осуждение.

Это взгляд на прошедшее. Затем Павел предупреждает нынешних, которые отождествили себя со спасающим Евангелием, чтобы они пребывали в благости Божьей, не то они также будут строго осуждены, подобно тем, прошлым, кто были близки к благословению, но отпали. Эта знакомая Ветхозаветная мысль, которая утверждает реальность истинной спасающей веры через ее непрерывность. В этом - претерпение святых, которое свидетельствует о подлинности их обращения (см. Иоан. 8:31; 15:5-6; Кол. 1:22-23; Евр. 3:12-14; 4:11; 1 Иоан. 2:19).

По причине Божьего благословения древнего Израиля как народа, многие неверующие евреи участвовали в этом благословении. Точно так же по причине Божьего благословения церкви многие неверующие в церкви вкушают это благословение. Однако если они отпадают, Божье терпение будет исчерпано, и дар Его благодати отнят, чтобы благословение "за компанию" не имело цены, когда неверующие предстанут перед Сущим Богом на суде и будут навечно отсечены от Него. Тем, кто в неверии отвергает Божью благость в даре благодати, суждено быть отсеченными по Его строгости.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.16.123 (0.007 с.)