ТОП 10:

Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (13:7)



В заключительных замечаниях о покорности христианина человеческому правительству Павел говорит о некоторых частных вопросах, касающихся уплаты налогов.

Во-первых, мы должны отдавать всякому должное. "Аподидоми" (отдавать) означает возвращать то, что должен, и это значение усиливается словами "всякому должное". Налоги - это не добровольное или не обязательное пожертвование, вносимое для поддержки правительства, и их уплата - безусловный долг каждого гражданина. Христиане несут не только моральную, но и духовную ответственность за уплату налогов, поскольку они знают или должны знать, что этого требует Бог. Уклонение от уплаты налогов - преступление перед правительством и грех перед Богом.

Подать ("форос") - такое же слово, как и в ст. 6 - вероятно, обозначает общий налог на прибыль и имущество, который платили иностранным правителям, что делало его особенно тягостным. Однако требование высказано ясно: христиане должны платить всякому должное.

Оброк ("телос") - форма пошлины или товарного налога, непосредственно платившегося римским правителям или их вассалам, таким как царь Ирод. Такие платежи также должны были без сожаления выплачиваться тем, кому должно.

Следующие два обязательства, о которых сказано в этом стихе, относятся не к вопросу об уплате налогов, а к отношению христианина к государственным служащим.

Во-первых, Павел говорит, что мы должны отдавать страх, кому должно страх. Слово "фобос" (страх) использовалось для обозначения чувств - от благоговейного страха до ужаса. В данном контексте речь, по-видимому, идет об искреннем уважении к чиновникам, собирающим налоги.

Во-вторых, мы должны воздавать честь, кому должно честь. "Тиме" (честь) означает искреннюю, а не притворную высокую оценку. Честь, которую мы воздаем властям, включая и тех, которые собирают налоги, также должна быть искренней.

В "Послании к Диогнету" неизвестный христианин, живший во 2-ом веке Р.Х., прекрасно описал верующих, искренне выполнявших Божественные требования, содержащиеся в Рим. 3:1-7:

"Христиане не отличаются от других людей ни местом проживания, ни языком, ни обычаями. Ибо они не населяют отдельных городов, не говорят на особом наречии, не живут какой-то особенной жизнью. Образ действий, которому они следуют - это не результат умозаключений или измышлений любознательных людей; они подобно некоторым, не провозглашают себя последователями каких-то чисто человеческих доктрин. Но обитая в городах греков, а также варваров в соответствии с выпавшей им участью, и следуя местным обычаям в одежде, еде и во всем остальном, что касается естественного поведения, они являют нам замечательный и, признаем, поразительный способ жизни. Они живут в своих странах, но лишь как временные жители. Как граждане они участвуют в происходящем, однако относятся ко всему, как иностранцы. Каждая страна для них, как родная, и любая родина, как чужая земля. Они так же, как и все остальные, женятся и рождают детей, но не губят свое потомство. Они имеют общий стол, но не общую постель. Они из плоти, но не живут по плоти. Они проводят время на земле, но они - граждане небес. Они повинуются предписанным им законам, но в то же самое время преодолевают эти законы своей жизнью. Они любят всех и преследуемы всеми. Они неизвестны и осуждаемы; их обрекают на смерть, они восстают для жизни. Они бедны, однако творят много богатств; они испытывают во всем нужду, но обильны во всем; их не почитают, и в этом непочтении они прославляются. О них говорят злое, но они оправданы; их оскорбляют, а они благословенны; их поносят, и это воздается им честью; они творят добро, а их наказывают, как делающих злое. Когда их наказывают, они радуются, как будто переживают жизненный успех; евреи нападают на них, как на иностранцев, их преследуют греки; но те, кто ненавидит их, не могут указать причину своей ненависти" ("The Ante-Nicene Fathers", Alexander Roberts and James Donaldson, ed. [Grand Rapids: Eerdmans, rep. 1973], стр. 26-27).

Любовь исполняет закон

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого", и все другие заключаются в сем слове: "люби ближнего твоего, как самого себя". Любовь не делает ближнему зла: итак любовь есть исполнение закона (13:8-10)

Проявлять энтузиазм легче, чем проявлять послушание. Эта истина особенно согласуется с приведенными выше стихами. Намного легче хвалить любовь, чем жить в соответствии с ней; это справедливо даже в отношении Павла. Ранее в послании он свидетельствует: "Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю", и что "доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7:14-15, 19). Каждый честный христианин знает, что эта отрезвляющая истина справедлива и в отношении его собственной жизни.

И все-таки послушание составляет сущность верной христианской жизни. Благодаря послушанию Богу верующие обладают благословением, радостью и духовной силой. Иисус предупреждал: "Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!" войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Матф. 7:21). В другом случае Он сказал: "Ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь" (Марк 3:35). Иисус дал прекрасный пример послушания, который есть образцом для подражания для всех верующих, когда сказал: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Иоан. 4:34). Сущность Его воплощения состояла в послушании Его небесному Отцу. "Ибо Я сошел с небес, - сказал Он, - не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Иоан. 6:38). Он также свидетельствовал: "Я ничего не могу творить Сам от Себя, как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца" (Иоан. 5:30). Во время тяжких душевных мук в Гефсимании перед ужасным испытанием, которое, как Он знал, ожидает Его, Он, тем не менее, дважды молился о том, чтобы была исполнена воля Его Отца. Сначала Он молился: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Матф. 26:39). Вскоре после этого, найдя учеников спящими, "отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя" (ст. 42).

Послушание требует усилия воли под руководством Св. Духа и благодаря Его силе, точно так же как это необходимо для того, чтобы прийти к Господу для спасения. Эта сила - источник послушания, однако Господь требует послушания для того, чтобы человек жил духовной жизнью, равно как Он требует веры для получения духовной жизни. Популярное выражение "пойдем с Богом" действенно, если подразумевает, что опора в Божьей мудрости и силе, а не в человеческих способностях. Но оно не может быть верным и конечно же не может быть Библейским, если означает расслабление воли и надежду на то, что Бог будет управлять всем независимо от личной воли и усилий. В противном случае многочисленные указания и увещевания Св. Писания, включая и Новый Завет, были бы бессмысленными. Зачем карать непослушных, если они не ощущают никакой внутренней безответственности? И почему вознаграждают их, если они повинуются?

Однако, по очевидным причинам, послушание никогда не было особо популярно. С самых ранних лет ребенку неприятна мысль о том, что следует выполнять волю родителей, потому что это посягает на его независимость и личную волю. Мысль о подчинении личной воли воле кого-либо другого, даже Самого Бога, или наоборот, именно Бога, всегда была неприятна для падшей человеческой природы. Адам и Ева поставили свою собственную волю выше Божьей, и в этом состоял первый грех, и именно этот дух неповиновения составляет сущность любого греха, совершенного с того трагического дня. По самой своей природе грех - это беззаконие и мятеж (ср. 1 Иоан. 3:4).

Как апостол объяснил ранее в этом послании, ослушание, вызванное неверием, привело к тому, что падшее человечество с самого начала приняло "нечестие и неправду", подавляло истину неправдою, не прославляло Бога, но предалось суете "в умствованиях своих", омрачило свое сердце и славу нетленного Бога изменило в "образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (см. Рим. 1:18-23). И по причине этого ослушания "предал их Бог в похотях сердца их нечистоте" (ст. 24), "постыдным страстям" (ст. 26), "превратному уму" (ст. 28).

Из-за ветхой человеческой природы (см. Ефес. 4:22) послушание Богу не всегда дается легко даже Его собственным детям. Но подлинный христианин расположен выполнять волю своего Отца, поскольку он - новый человек в Иисусе Христе, и в нем пребывает Св. Дух, и это внутреннее желание - самое надежное доказательство спасения. Каждый верующий может честно сказать вместе с Павлом, что несмотря на то, что "нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое", тем не менее, "по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием" (Рим. 7:21-22). Даже самый духовный верующий иногда не будет повиноваться Господу, но его совесть не очистится до тех пор, пока он не раскается и не станет послушным, поскольку его непослушание находится в противоречии не только с Божьей волей, но и с его сокровенным стремлением.

Послушание Божьему Слову ободряет и обнадеживает верующего. Нигде эта истина не дана так прекрасно и величественно, как в Пс. 118. Не вызывает сомнений, что эта поэма - величайшее по своей серьезности заявление Божьего дитя о его сокровенном желании подчиниться воле Господа. Псалмопевец использует десять различных слов, большинство из которых многократно повторяются, чтобы сказать о Слове Божьем, которое он любит и которому желает повиноваться. Он говорит Господу о своем желании научиться "судам правды Твоей" (ст. 7) и не "уклониться от заповедей Твоих" (ст. 10). Он говорит: "О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои" (ст. 15); "уставами Твоими утешаюсь; не забываю слова Твоего" (ст. 16); и "если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем" (ст. 92). Он свидетельствует: "Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время" (ст. 20); "откровения Твои - утешение мое, советники мои" (ст. 24); "вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею" (ст. 40); "закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра" (ст. 72); и "как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим" (ст. 103). Он умоляет Господа: "Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем" (ст. 34); и "не отнимай совсем от уст моих слова истины; ибо я уповаю на суды Твои" (ст. 43). Он восклицает: "Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения" (ст. 165). Всем этим желаниям противостоит остающийся в человеке грех, в конце псалма псалмопевец замечает: "Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего; ибо я заповедей Твоих не забыл" (ст. 176).

Важная часть очищающей работы Св. Духа - дать нам возможность повиноваться Иисусу Христу (1 Пет. 1:2). Павел предупреждал филиппийских верующих: "Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение" (Фил. 2:12). Мы совершаем наше спасение во внешнем мире путем послушания Господу Иисусу Христу. Павел хвалил римских христиан, поскольку их преданное послушание Христу, часто в условиях преследований и трудностей, было известно повсюду среди церквей (см. Рим. 16:19). Отличительная черта любого преданного христианина - жизнь, подчиненная Богу и Его Слову, жизнь, сходная с жизнью Павла, которая счастливо согласуется во внутреннем человеке с законом Божиим (см. Рим. 7:22). Его всепоглощающее желание - во всем быть угодным Господу.

Павел пояснил ранее, что христианин свободен от закона, если речь идет о наказании и осуждении. "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8:1-2). Но сразу же после этого он поясняет, что Бог "осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу" (ст. 3-4). Моральные и духовные требования закона по-прежнему действуют, поскольку в них выражены вечный Божий характер и Его воля. Для христианина отличие заключается не в требованиях закона, а в том, как эти требования осуществляются в нас, иначе говоря в нашей жизни по Духу, праведность и сила которого действуют в нас и через нас. Для верующих Божественное требование Божественно выполнено, поскольку Святой Дух Христа дает нам возможность повиноваться Его Святому Слову.

Я когда-то разговаривал с новообращенной, которая сказала: "С тех пор как Иисус Христос вошел в мою жизнь, мне кажется, что я постоянно сражаюсь с грехом. Когда окончится эта борьба?" Я ответил: "Когда вы умрете или будете взяты живой на небо". Когда она выразила понятную обеспокоенность, я уверил ее, что борьба с грехом в оставшейся человеческой сущности -- надежный признак спасения. Неспасенные не испытывают такой сильной борьбы, поскольку их греховная жизнь гармонирует с их греховными желаниями. Я также заверил ее, что чем дольше будет длиться борьба в послушании Божьему Слову и силою Его Духа, тем более победоносной будет наша жизнь.

В практической части Послания к Римлянам мы видели, что Павел сначала затронул вопросы правильных взаимоотношений верующего с Богом (12:1), затем правильных взаимоотношений с миром (ст. 2), с собратьями верующими (ст. 3-8), с другими людьми (ст. 9-21) и с человеческим правительством (13:1-7). Теперь он снова сосредотачивает внимание на наших взаимоотношениях с другими людьми, и итогом этих взаимоотношений должна быть любовь (ст. 8-10). Более того, он указывает, что любовь - ключ к благочестивому послушанию, поскольку любовь исполняет Божий закон (ст. 8б-10б).

В этих трех прекрасных и трогательных стихах апостол говорит о долге любви (ст. 8), выражении любви (ст. 9-10а) и предназначении любви (ст. 10б).

Долг любви







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.53 (0.006 с.)