ТОП 10:

Принимать друг друга с пониманием



Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: "живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога". Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу (14:1-12)

Главная мысль, выраженная в Новом Завете, состоит в том, что сила греха разрушает духовное и моральное здоровье как церкви, так и тех, кто совершает грех. Послание содержит множество указаний и запретов относительно необходимости непрестанно искоренять грех в церкви. Это задача как церковной дисциплины, так и самодисциплины. Регулярное совершение Вечери Господней не только напоминает нам о жертве Иисуса Христа, принесенной ради нас, но и дает возможность каждому христианину испытать себя (см. 1 Кор. 11:28), проанализировать свою жизнь, признать свой грех, отвернуться от него и попросить прощения.

Иисус Христос наставлял: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Матф. 18:15-17).

Ап. Павел дал подобный совет, касающийся самодисциплины церкви в Коринфе: "Итак очистите старую закваску [греха], чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины" (1 Кор. 5:7-8). Во 2-ом послании к этой церкви он призывал: "Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор. 7:1).

Но неприкрытый грех - не единственная опасность для духовного здоровья и единства церкви. Хотя сами по себе не составляют грех, определенный тип отношений и поведения могут разрушать братское общение и плодотворность и причинять вред работе, свидетельству и единству многочисленных общин на протяжении всей истории Церкви. Эти проблемы возникали из-за расхождений между христианами в вопросах, относительно которых в Св. Писании не содержится ни повелений, ни запретов. Это вопросы личного выбора и исторической традиции, которые, когда их навязывают другим, неизбежно вызывают замешательство, противодействие, враждебность, угрызения совести и разлад.

Даже в маленьких церквях часто наблюдаются значительные различия в возрасте, образовании, зрелости, чертах характера, культуре и религиозном воспитании. Некоторые члены церкви могут принадлежать к семьям, насчитывающим многие поколения евангельских верующих. Некоторые из этих семей следуют строгому законничеству, в то время как для других характерны открытость и свобода. Некоторые члены церкви могут быть приучены к литургическому богослужению, другие - к непосредственной и импровизированной службе. Некоторые уже слышали Благую весть и изучали Библию много лет, другие только недавно узнали истинную Благую весть и понимают лишь самое главное. Некоторые могли быть обращены из языческой, культовой среды, либерального протестантизма, римского католицизма, иудаизма, атеистического гуманизма или просто из состояния религиозного безразличия.

Как сказано в одной из предыдущих глав этого тома, вопреки тому, что утверждают некоторые лидеры церковного роста, такое разнообразие может усилить поместную общину, напоминая самой церкви и свидетельствуя окружающему миру о силе Иисуса Христа, могущей связать несхожих между собой людей в братское общение, которое характеризуется подлинным и глубоким единством. Замысел Господа в отношении Церкви не предусматривал разделения на сотню частей, основанных на личных предпочтениях и традициях и не находящих никакого оправдания в Св. Писании. Но по очевидным причинам многообразие в общине может быть легко использовано неискупленной плотью и диаволом, чтобы вызвать разделение, разногласия и даже ненависть и враждебность.

Павел постоянно заботился о том, чтобы каждый христианин стремился сохранить "единство духа в союзе мира" (Ефес. 4:3) и желал облечься "в любовь, которая есть совокупность совершенства" (Кол. 3:14). Наш Господь выразил это же желание: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13:34-35). Эту же мысль Он высказал в Своей первосвященнической молитве к Своему Отцу за тех, кто принадлежит Ему по вере: "Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Иоан. 17:20-21).

В Рим. 14:1-15:13 Павел говорит о том, что особую опасность для единства церкви представляет конфликт, который легко возникает между теми, кого он называет сильными и слабыми верующими; теми, кто возрос в вере, и теми, кто еще незрел; теми, кто понимает и использует свободу в Христе, и теми, кто чувствует себя скованно или ощущает давление некоторых религиозных и культурных запретов и действий, глубоко укоренившихся в их жизни еще до их прихода к Иисусу Христу.

В раннехристианской церкви многие евреи, пришедшие к вере в Иисуса Христа, не могли отказаться от обрядовых законов и действий, в которых они участвовали с раннего детства, в особенности от обрядов и запретов, установленных Самим Господом по Ветхому Завету. Они по-прежнему считали себя обязанными, например, исполнять закон Моисея в отношении пищи, строго соблюдать священный день покоя и даже приносить жертвоприношения в храме, поскольку это были жертвоприношения для истинного Бога.

С другой стороны, многие обращенные язычники столь же сильно погрязли в языческих ритуалах и обычаях, и они чувствовали себя оскорбленными, сталкиваясь с чем-нибудь отдаленно связанным с такими грехами. Так, например, многие язычники не могли есть мясо, которое было принесено в жертву языческому божеству, а затем было продано на рынке.

Другие верующие - как евреи, так и язычники - понимали и использовали свою свободу в Христе Иисусе. Духовно зрелые еврейские верующие понимали, что по Новому Завету, в Христе, обрядовые требования закона Моисея утратили свою силу. Зрелые верующие из язычников понимали, что идолопоклонство - духовное зло, и оно не может влиять на физические предметы и явления, например, на мясо, которое могло использоваться в идолопоклоннических обрядах.

Те, на кого прежние религиозные взгляды и убеждения по-прежнему имели сильное влияние, благоприятное или неблагоприятное, были слабыми в вере, поскольку не понимали своей свободы в Иисусе Христе.

Однажды в Пенсильвании я встретил фермера из амишей, недавно обращенного в христианство. Вопреки традициям амишей, не использовавших современные приборы и транспортные средства, снабженные мотором, этот человек имел радио, которое тайно слушал, и автомобиль, который прятал в сарае и редко использовал в дневное время. Умом он понимал, что в использовании этих вещей нет ничего греховного или небиблейского, но ему по-прежнему было трудно открыто пользоваться этой свободой, особенно перед своими друзьями и соседями амишами.

С другой стороны, сильные верующие часто подвергаются искушению дойти до предела своей свободы в Христе Иисусе, жить на самом краю моральной допустимости, увидеть, как далеко они могут зайти, не совершая греха. Слабые подвергаются искушению с другой стороны. Они настолько боятся совершить какие-то религиозные нарушения, что окружают себя ограничениями, которые выдумали сами.

Раскрепощенный верующий испытывает искушение считать, что его брат-законник слишком косный и ограниченный, чтобы быть хоть в чем-то полезным Господу. С другой стороны, законник подвергается искушению думать о своем раскрепощенном брате, что тот слишком свободный и недисциплинированный, чтобы эффективно служить Иисусу Христу. И в этом коренится отсутствие единства.

В рассматриваемых стихах (Рим. 14:1-12) апостол обращается к верующим обоих типов, но его первый совет адресован сильным верующим, потому что они сильнее в вере. Из этих двух групп верующих они лучше подготовлены к тому, чтобы понять и быть понятыми. Поэтому апостол говорит им: "Немощного в вере принимайте".

"Просламбано" (принимайте) - составной глагол; приставка "прос" усиливает основное значение глагола, превращая его в приказание. Иными словами, Павел не просто предлагал, а приказывал, чтобы сильные верующие принимали слабых.

В Новом Завете "просламбано" всегда используется в греческом среднем залоге, что придает ему оттенок личного и добровольного принятия другого человека. Это значение ясно видно в Деян. 28:2, где Павел использует этот глагол для описания любезного гостеприимства жителей Мальты (в Библии - Мелиты, устаревшее), которые "разложили огонь и приняли всех нас". В этом значении глагол употреблялся и в Рим. 15:7, где Павел использует его дважды: в первый раз - говоря о том, что христиане должны принимать друг друга, а в другой раз - говоря о том, что Христос "принял вас [т.е. всех верующих] в славу Божию".

"Немощный" - перевод греческого причастия настоящего времени, предполагающего временность такого состояния. В греческом тексте перед словом "вера" употреблен определенный артикль, указывающий на то, что Павел говорил не о духовной вере или преданности, а о понимании всей истины Благой вести. Это же значение слова Павел имел в виду, когда наставлял колоссян пребывать твердыми и непоколебимыми в вере (см. Кол. 1:23, ср. Тит. 1:4).

Как отмечено выше, Павел не подразумевал компромиссов в вопросах вероучения или нравственности. Относительно этого он строго предупредил галатов: "Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8). Он не имел здесь в виду, к примеру, иудействующих, т.е. евреев, которые наводнили церковь, а затем стали утверждать, что язычники не могут прийти к Иисусу Христу, если они не обрезаны, и что как евреи, так и верующие из язычников должны соблюдать закон Моисея (см. Деян. 15:5). Он говорил о верующих евреях и язычниках, которые были немощны в своем понимании истинной веры в Иисуса Христа и жизни в Христе.

Таких верующих должны полностью и с любовью принимать те, кто духовно зрел. Это не означает, что свобода верующего в Христе не должна обсуждаться с христианами, которые еще находятся в плену у какого-то религиозного предубеждения или ограничения, но такое обсуждение не должно быть суждением в отношении немощного в вере, но искренним размышлением о мнениях.

Одно из самых строгих предупреждений Иисуса Христа было обращено к тем, кто "соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня". Такому человеку "лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит" (Матф. 18:6-8). Господь сказал, что противодействие ("соблазн") Божьему народу со стороны мира неизбежно, и к нему нужно быть готовым. Но в этом случае Иисус Христос говорил главным образом, если не всецело, об учениках и для учеников (см. ст. 1), возможно, лишь для Двенадцати (см. Марк 9:30-50; Лук. 9:43-48). В Матф. 18:14 Он называет Своих слушателей сыновьями "Отца вашего Небесного". В следующих стихах (18:15-17) Он ясно говорит о церковной дисциплине, указывая, как вести себя с "братом", то есть с братом по вере, который согрешает. Следовательно, Господь говорит для подлинных христиан и о подлинных христианах:

"Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Матф. 18:8-10).

Цель подобной гиперболизации истины - необходимость показать, что когда речь идет о неверующем, которому угрожает ад, к греху следует относиться очень строго. Но этот же принцип применяется и к верующему, который был спасен от ада. Грех - это очень серьезно, и необходимо принять все меры, чтобы остановить его.

Павел предупредил церковь в Галатии, которая испытывала значительные затруднения из-за иудействующих законников: "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон заключается в одном слове: "люби ближнего твоего, как самого себя". Если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом" (Гал. 5:13-15).

Апостол напомнил пресвитерам из Ефеса: "Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20:35). Зрелым верующим из галатийских церквей он дал совет и предостережение. Совет таков: "Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные [сильные] исправляйте такового [слабого] в духе кротости". Предостережение: "Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6:1). Иными словами, те, кто сегодня силен, могут не устоять перед искушениями, которые могут сделать их слабыми. Используя несколько другие выражения, он дает этот же совет верующим в Коринфе: "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10:12).

Всю духовную силу, которую мы имеем, мы имеем в Господе и от Него. И если мы станем гордыми и самодовольными, Господь может лишить нас части Его силы и благословения, чтобы напомнить, насколько слаб сам по себе каждый верующий.

Апостол убеждал церковь в Фессалониках с одной стороны вразумлять бесчинных, то есть предупреждать верующих, которые думают, что они сильные, и постоянно выходят за рамки своей свободы не для того, чтобы служить и угождать Господу, но для того, чтобы служить и угождать себе. Затем в этом же стихе он убеждает тех, кто действительно силен, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми ко всем (см. 1 Фес. 5:14), то есть использовать свою свободу для того, чтобы служить Господу, помогая тем из Его народа, кто особенно в этом нуждается.

Духовная зрелость - это непрерывный рост, который должен происходить до тех пор, пока Господь не возьмет нас к Себе. В своем 1-ом Послании Иоанн хвалит верующих, находящихся на различных уровнях духовного роста, и обращается к ним "отцы", "юноши", "отроки". Он напоминает им всем, что их духовная сила происходит от познания Бога и пребывания в них Его Слова (см. 1 Иоан. 2:13-14).

Важно отметить, что употребление различных равнозначных определений и имен Бога в Рим. 14:1-12 являет одно из самых ясных учений о Божестве Иисуса Христа. В ст. 3 Павел говорит о Боге, в ст. 4 - о Господе, в ст. 6 - о Господе (четыре раза) и Боге (дважды), в ст. 8 - о Господе (три раза) и в ст. 9 об Иисусе Христе как Господе.

В Рим. 14:2-12 Павел приводит четыре причины того, почему все верующие (и сильные, и слабые) должны принимать всех других верующих. Они должны принимать друг друга, потому что Бог принимает их (ст. 2-3), потому что Господь оказывает поддержку каждому верующему (ст. 4), потому что Господь - Владыка для каждого верующего (ст. 5-9) и потому что лишь один Господь будет судить каждого верующего (ст. 10-12).

Бог принимает их

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его (14:1-3)

Первая причина, по которой верующие должны принимать всех других верующих, - это то, что Бог принимает всех.

"Иной человек", который уверен, что можно есть все - это, конечно, более сильный и зрелый христианин, понимающий и использующий свою свободу в Христе. Первый пример свободы - право христианина есть все.

Евангелие нового завета в Иисусе Христе не содержит ни обрядовых ограничений, ни ограничений в отношении пищи, Моисеевых или каких-либо других. В 1-ом Послании к Тимофею апостол пишет: "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением" (1 Тим. 4:1-3).

Через несколько лет после того как Петр начал миссионерское служение, он все еще боялся употреблять в пищу животных, которые считались нечистыми по закону Ветхого Завета. Чтобы убедить Петра в истине - "что Бог очистил, того не почитай нечистым" - потребовалось, чтобы Господь трижды обратился к нему в видении (см. Деян. 10:15-16). Великое учение, данное в видении, заключалось в том, что Петр не должен почитать "ни одного человека [т.е. язычника] скверным или нечистым" (Деян. 10:28).

Как было отмечено ранее, некоторые языческие верующие, как и некоторые иудеи, но по другим причинам, не могли употреблять в пищу определенные продукты. Поскольку для прежних религий этих верующих были характерны идолопоклонство и безнравственность, верующие не могли разрешить себе употреблять мясо или другую пищу, которая была использована в качестве приношения языческому божеству. Как и Петр, они еще были духовно слабыми в этом отношении. Поэтому чтобы не употреблять мяса, которое, как они считали, осквернено идолами, некоторые христиане из евреев и язычников ели только овощи.

Хотя Павел в ст. 2-3 и ст. 6 говорит лишь о еде, его комментарии в ст. 17 и 27 дают понять, что некоторые верующие точно так же относились и к питью.

Если так, то сказанное относится, по-видимому, в основном к язычникам, которые ранее участвовали или просто были осведомлены о языческих празднествах, таких как римская вакханалия, для которых были характерны оргии и пьянство.

В ст. 3 Павел дает двойное предписание. Первая его часть обращена к сильным верующим, которым он говорит: "Кто ест, не уничижай того [слабого], кто не ест". Слово "эксоутенео" (уничижать) означает относиться к кому-то с полным пренебрежением, как к пустому месту или того хуже. Это выражение не просто ненависти или непочтения, но крайнего презрения и отвращения. Многие евреи в те времена относились к язычникам с пренебрежением, а многие греки и римляне относились так к тем, кого они называли варварами.

Маловероятно, чтобы истинные христиане в раннехристианской церкви в Риме или где-либо еще, уничижали некоторых других верующих в самом крайнем смысле этого слова. Но чтобы нанести вред общине, достаточно одного экстремиста. На протяжении веков церкви страдали от тех, кто в своей гордыне считал, что превосходит других духовно.

Следующее предписание Павла адресовано слабым: "И кто не ест, не осуждай того, кто ест". "Осуждать", как и "уничижать", - перевод сильного греческого глагола ("крино"), главное значение которого "отделять" и "изолировать". Как юридический термин, глагол означает признать обвиняемого виновным в совершении преступления.

В этом стихе "уничижать" и "осуждать", по существу, синонимы. В обоих случаях люди одного типа презирают людей другого типа, и все они не правы. Сильные члены церкви с презрением считают слабых членов законниками и самоправедными, а слабые члены церкви осуждают сильных, считая их в лучшем случае безответственными, а в худшем - распутными.

Несмотря на то, что фраза "Бог принял его" следует за выражением "того, кто ест" (то есть сильного), из контекста ясно, что это Божественное принятие относится и к сильным, и к слабым; к тем, кто ест все, и к тем, кто соблюдает ограничения в еде. Позиция Павла такова: если Бог не считает это проблемой, то какое право имеет один из Его детей делать из этого проблему? Если Господь в равной мере принимает и сильных, и слабых верующих, то для обоих типов верующих не принимать друг друга - это греховное высокомерие.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.49 (0.01 с.)