Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оставление Им Израиля носит частичный характерСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда (11:1-10) Нет другого места Св. Писания, которое с большей ясностью и чаще всего повторяло бы беспримерное заявление о том, что Богу нужно доверять, что Он Сам - источник и мера истины. По определению, Его Божественное слово абсолютно достоверно. Все, что Он говорит - правдиво, и все, что Он обещает - совершается. Незадолго до своей смерти Иисус Навин свидетельствовал Израилю: "Вот, я ныне отхожу в путь всей земли. А вы знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось неисполнившимся" (И. Нав. 23:14; ср. 21:45). Давид прославлял и превозносил Господа: "Боже истинный" (Пс. 30:6). После того, как Соломон молился за свой народ перед жертвенником, он "стоя благословил все собрание израильтян, громким голосом говоря: благословен Господь, Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! Не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея" (3 Цар. 8:55-56). В Своей первосвященнической молитве Иисус молил Своего Отца о Своих последователях: "Освяти их истиною Своею" (Иоан. 17:17). Павел напоминал Титу, что Бог не может обманывать (Тит. 1:2), а в Послании к Евреям заявлено о том, что "верен [Бог] обещавший" (Евр. 10:23; ср. 6:17-18). Божьи обетования неизменны, потому что все, что Он говорит - это полная правда, без следа ошибки. Ни одно другое место в Св. Писании не выражает с большим красноречием Божью истинность и достоверность, чем главы 9-11 Послания к Римлянам. Как мы рассмотрели в предыдущей главе, Павел начинает этот замечательный отрывок о народе израильском с заявления о том, что им "принадлежат усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования" (Рим. 9:4). Бог дал ясные и конкретные обетования Своему избранному народу Израилю. Некоторые из этих обетовании имели условный характер в зависимости от послушания Израиля. Но Его обетования Своему избранному народу были безусловными и, следовательно, основывались на Божьей святой правдивости. Если бы Бог не сдержал этих обетовании, то Он не был бы таким праведным и справедливым. Он бы стал тем Богом, Каким быть не мог. В противоположность мнениям некоторых искренних христиан, Бог не может оставить народ израильский по той очевидной причине, что еще не все Его обетования Его народу выполнены. Если бы Бог оставил Свой избранный народ, то Его слово было бы неправдивым, а Его правдивость была бы дискредитирована. Среди людей, которые сильнее всех настаивают на том, что Бог оставил израильский народ, находятся те, чье богословие принято называть богословием завета. К сожалению, из-за искаженного взгляда на Израиль богословие завета не может избежать вывода, что Бог не верен в полном соблюдении Своих заветов. Первый завет Бога с Израилем был через Авраама, отца еврейского народа, который стал народом израильским. Как раз перед тем, как Бог велел Аврааму идти из Харана в Ханаан, Он дал обещание: "Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12:2-3). После того, как Авраам (называемый в ту пору Аврамом) вошел в Ханаан, "сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет" (Быт. 13:14-16). Спустя несколько лет Бог повторил обещание, сказав: "Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков" (Быт. 15:5). В тот раз Бог велел Аврааму разрезать пополам некоторых предписанных животных, разложив эти части на противоположные стороны. Авраам был лишь наблюдателем в подтверждение этого завета. Только лишь Господь прошел между частями животных, обозначив этим, что Он один дает завет и будет его выполнять (см. Быт. 15:8-21). Хотя этот завет был для блага Авраама и его потомков и, в конечном итоге, для благословения всей земли, завет был составлен в безусловных выражениях; Бог поклялся об этом Собой и утвердил Собой. Он принес нерушимую клятву в Себе Самом о соблюдении Своих обетовании Аврааму. Какой бы не была верность Авраама или его израильских потомков, Бог выполнит обетование в каждой детали. Это был Божественный завет, основанный на Божьем царственном избрании Израиля как Его избранного народа (см. Евр. 6:13-20). По причине Божьих обетовании Аврааму и его потомкам через Исаака, сына обетования, народ Израиля всегда был и всегда будет под Божественной охраной. В противном случае Бог не мог выполнить данных народу неоспоримых обетовании. Он - причина того, что Израиль пережил все современные ему народы, и Бог сохраняет его и доныне. В 1948 году Он вернул народ обратно в его землю как независимое и признанное государство среди народов мира. Божий характер и правдивость, Его достоверность и верность зависят от Его непрерывного сохранения Израиля. Бог обязал Самого Себя в конечном итоге искупить народ Израиля и утвердить его как очищенное и славное царство, выше всех других в мире. Бог обещал благословить все народы земли через Авраама и его потомков, и выполнение этого обетования достигло кульминации в приходе Мессии Иисуса Христа, Спасителя мира. Он поднялся из Израиля, но предлагаемое Им искупление было в равной степени для евреев и язычников. В начале Своего служения Иисус заявил о том, что "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3:16). В вводной части этого послания Павел уверяет своих читателей, что благовествование Христово "есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину [язычникам]" (Рим. 1:16). Однако по причине того, что евреи как нация отвергли своего Мессию, Бог временно отодвинул этот народ в сторону, "пока войдет полное число язычников" (Рим. 1:25). В это время с непогрешимой точностью "весь Израиль спасется" (ст. 26). В дополнению к приведению Своего избранного народа к спасению, Бог выполнит Свои обетования и восстановит его царство в его собственной земле, которая станет землей вечного благословения и мира. Превыше всего Бог пообещал: "Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом". (Иер. 31:31-33). Евреи Ветхозаветного времени понимали, что эти Божественные обетования будут выполнены в буквальном смысле. Однако когда пришел их Мессия, духовная слепота помешала им узнать Его. "Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Иоан. 1:11). Когда Пилат насмешливо спросил у толпы евреев: "Царя ли вашего распну?", то первосвященники, говоря от имени всего отступившего Израиля, заявили с лицемерной горячностью: "Нет у нас царя кроме кесаря" (Иоан. 19:15). Павел знал, что большинство евреев было в смущении относительно истинной судьбы Израиля в отношении их Мессии. Они доказывали, что раз Израиль был Богом избранный народ, то он никак не мог отвергнуть своего Мессию, а тем более предать Его смерти. Каким бы непослушным, противящимся и духовно слепым не стал Израиль, он бы, конечно, непременно узнал и принял своего долгожданного Избавителя. Даже если бы обычные евреи не признали и не почтили Его, то религиозные начальники, конечно же, никогда бы сами ни за что не допустили такой вопиющей ошибки. Однако Иисус пророчествовал об этом отвержении в притче, в которой "некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться". Подобно гражданам этой страны, заявившим "не хотим, чтоб он царствовал над нами" (Лук. 19:12-14), так и народ израильский отверг царствование над ними Иисуса Христа. Вскоре после дня Пятидесятницы Петр напомнил своим соплеменникам евреям об этом трагическом отвержении: "Вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели" (Деян. 3:14-15). По причине того, что израильтяне "преткнулись о камень преткновения" - Иисуса Христа - и не поверили в Него (Рим. 9:32-33), "не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность" (10:3), и по причине того, что Бог постоянно "простирал руки Мои к народу непослушному и упорному" (10:21), который отвергнул Его, то разве не имел бы Бог полное право отвергнуть их навечно? Сама по себе эта испорченность более чем заслуживает полного и постоянного Божественного осуждения. Павел все же ясно указывает, что отвержение Израилем Христа не было неожиданностью для Бога, но на деле было составной частью Его вечного плана искупления. Он столь же ясно отмечает, что невзирая на то, что это было частью плана, отвержение Израилем Христа произошло по их собственному выбору неповиновения, за которое Господь сполна у них спросит. И снова мы видим замечательное и, на первый взгляд, непримиримое сочетание Божьей вседержавности и ответственности людей. Совершенным образом очевидно из истории, а также из Св. Писания, что Израиль отверг Иисуса Христа и предлагаемое Им Евангелие спасения. Св. Писание также ясно указывает, что Бог вследствие этого отставил в сторону Свой древний и возлюбленный народ. Однако Павел знает, что ни евреи, ни язычники не возложили бы надежду на Бога, Который не сдержал Своих обетовании. А Божье беспримерное обетование Израилю включает уверение в том, что Он никогда полностью не покинет их. Поскольку Божье слово основано на Его Божественной правдивости и верности, то даже Его отвержение избранным народом и распятие Его Сына не отменяют конечного выполнения обетовании, которые были даны этому народу. Именно эту славную истину Павел объясняет и проясняет в 11-й главе Послания к Римлянам. Апостол начинает с утверждения истины в форме риторического вопроса, вопроса, отражающего смущение и непонимание, с которыми он бесчисленное число раз имел дело: "Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой?" Отверг идет от слова "апотео", которое означает "отбросить". В Новом Завете этот глагол всегда употребляется в среднем залоге, что указывает на отбрасывание от себя. Павел, следовательно, не спрашивает, отказывался ли Бог принять Свой народ к Себе, но отбросил ли Он от Себя Свой народ, который Он давно принял как Свой собственный. Павел тотчас отвечает на свой же вопрос, заявив то, что должно было быть очевидным для его верующих читателей. Для тех, кто знает Божий характер, и понимает Его обетования Израилю, был возможен лишь один ответ: Никак! Невозможно! В этом сжатый удар 11-й главы Послания к Римлянам - совершенно невообразимо, чтобы Бог мог отказаться от Своих безусловных обетовании Израилю. Фраза "мегеноито" (никак) была самым сильным отрицанием в греческом языке, переведенная в английской Библии KJV как "да запретит Бог". Кроме ее употребления в одной из притч Иисуса (Лук. 20:16), это выражение используется в Новом Завете только Павлом, который употребляет его 14 раз, из них только в одном Послании к Римлянам 10 раз. Как и здесь, он употребляет его почти исключительно, чтобы отвергнуть заранее непонимание его читателей (см., например, Рим. 3:4, 6, 31; 6:2,15; 1 Кор. 6:15; Гал. 2:17). Несмотря на непослушание и упорство Израиля (Рим. 10:21), Св. Писание наполнено обетованиями Господа никогда не оставлять Свой избранный народ. "Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим" (1 Цар. 12:22). Божья верность Израилю гарантирует его окончательное избавление и восстановление. Через псалмопевца Господь заявил Израилю: "Если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах". (Пс. 88:32-38) Через другого псалмопевца Бог дал обещание, что "не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего" (Пс. 93:14). Несмотря на продолжающуюся неверность Израиля, Бог "призирал на скорбь их, когда слышал вопль их, и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей" (Пс. 105:44-45). Божья благодать всегда преодолевает грех Его народа. Псалом 104 полностью посвящен благодарению и прославлению Бога за Его неизменные и постоянные заветные отношения и Израилем. "Вечно помнит завет Свой ", - провозглашает псалмопевец, - "слово, которое заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку, и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный" (Пс. 104:8-10). После возвращения Израиля из 70-летнего пленения в Вавилоне левиты обращались к Господу от имени покаявшегося теперь народа, признавая перед Ним то, что народ повторяет циклы от испорченности к покаянию, прощению и восстановлению, а затем вновь возвращается к испорченности: и сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой, убивали пророков Твоих, которые увещевали их обратиться к Тебе, и делали великие оскорбления. И Ты отдал их в руки врагов их, которые теснили их. Но когда, в тесное для них время, они взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по великому милосердию Твоему, давал им спасителей, и они спасали их от рук врагов их. (Неем. 9:26-27; ср. 28-30). Левиты продолжали молиться: "Но, по великому милосердию Твоему, Ты не истребил их до конца, и не оставлял их, потому что Ты Бог благий и милостивый" (9:31). Хотя Израиль заслуживал только Божьего проклятия, Его собственные обетования народу не позволяли этого, потому что Он Бог "великий, сильный и страшный, хранящий завет и милость!" (ст. 32). Через Иеремию Господь заверил Свой народ: И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь, и не страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его, ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя: Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю; Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя... "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое". (Иер. 30:10-11; 31:10) По причине Божьих заветных обетовании Израилю, этот народ никогда не был и никогда не может быть полностью отвергнут Господом. В свете этой истины Павел утверждает, что нынешний отход Господа от Израиля есть лишь частичный (11:1-10). Говоря это, он указывает на себя как на верующего еврея (ст. 1б), указывает на верующий остаток, который Бог всегда сохранял в Израиле (ст. 2-7а), и указывает на Божественное откровение о неверующих израильтянах, сердца которых ожесточились для Его благодати (ст. 7б-10). Истина о Пишущем Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова (11:1б) Первое доказательство того, что Бог не отверг Свой избранный народ, состояло в том, что Павел не только верующий в Христа, но также апостол (1:1), сам был Израильтянин. Хотя Павел не упоминает здесь этого, подавляющее большинство первых христиан были евреи. Именно по причине того, что столь много его соплеменников евреев обратились к Иисусу как к своему Спасителю, Павел под прежним своим именем Савл некогда жестоко преследовал Церковь (Деян. 8:1-3; 9:1-2). До своего обращения он был самым фанатичным, ненавидящим Христа и христиан евреем в Израиле. Если такой, отвергающий Христа еврей, как он, мог прийти к спасающей вере, то Евангелие имело силу спасти любого еврея. Даже более того, обращение самого Павла было очевидным свидетельством, что Бог никак не мог отвергнуть весь Израиль. Он был живым доказательством, что подобно тому, как Божьи обетования Израилю не включали всех отдельных евреев, так и Его суд и отвержение Израиля не включали в себя каждого отдельного еврея. Павел едва ли посвятил остаток своей жизни и много раз рисковал своей жизнью, чтобы проповедовать Евангелие, от которого он сам был бы отлучен. Павел не был прозелитом в иудаизме, но был евреем по рождению - истинный Израильтянин от семени Авраамова. Говоря, вероятно, о иудаистах, которые были как "лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых", Павел спрашивает у коринфян: "Они евреи? И я. Израильтяне? И я. Семя Авраамово? И я" (2 Кор. 11:13,22). Павел не только был от семени Авраамова, но и из колена Вениаминова, "одного из наиболее обласканных колен" Израиля, в соответствии со словами богослова Чарльза Ходжа. "Иуда и Вениамин, особенно после изгнания были главными представителями теократического народа" ("Commentary on the Epistle to the Romans" [Grand Rapids: Eerdmans, 1950; origin. revised ed., 1886], стр. 353). Павел вновь упомянул это отличие в своем письме к церкви в Филиппах, заявив: "хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный" (Фил. 3:4-6). Однако принадлежность к колену Вениаминову было лишь земным отличием, которое наряду с другими перечисляемыми им здесь отличиями, он почитал "тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа" (ст. 8). Истина об Остатке Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили (11:2-7а) Второе доказательство того, что оставление Богом Израиля имеет всего лишь частичный характер, состоит в том, что Господь всегда сохранял для Себя остаток. От дня Пятидесятницы до сегодняшнего дня Церковь Христова никогда не оставалась без верующих евреев. Павел здесь дает прямой и эмфатический ответ на риторический вопрос, с которого он начинает главу: "Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал". Как упоминалось выше в связи со стихом 1, слово "отвергнул" не указывает на неприятие (как в отказе от применения), но на неотторжение от Себя (отвержение того, что когда-то было принято). Дело не в том, что Бог никогда не принимал Свой народ, но в том, что Он никогда полностью и постоянно не прогонит тех, кого Он наперед знал из минувшего прошлого, и кого Он задолго до этого принял к Себе через Свой завет с Авраамом. Павел не ссылается на индивидуально возрожденных евреев или язычников, хотя главное обетование, конечно, применяется к ним, но на Израиль как народ, сообщество Богом избранных людей, на которых направлено внимание глав 9-11 Послания к Римлянам. Народ, упомянутый в 11:2 - это непослушный и упорный народ Израиля, о котором апостол только что говорил (10:21). В этом контексте наперед знал (от "прогиноско") не означает просто знать о чем-либо заблаговременно, но определить, что это произойдет. В Св. Писании "знать" часто содержит смысл близости, как у мужа и жены, такой близости, которая характеризуется преданностью и любовью. Божье предузнание часто употребляется в смысле Его близких отношений любви с теми, кого Он призвал к Себе "прежде создания мира" (Ефес. 1:4). Говоря об Иисусе Христе, Петр заявил собравшимся в день Пятидесятницы: "Будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа" (Деян. 3:23). Божий план предопределения и Его предузнание имеют знак равенства. Для Бога предузнать значит предопределить и предназначить. Петр говорит о верующих, которые таковы "по предведению Бога Отца" (1 Пет. 1:1-2). Божье предузнание тех, кто будет спасен, такое же самое, как и Его предопределение тех, кто будет спасен. Выше в этом же послании Павел объясняет: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8:29-30). Израиль - это единственный народ, который Бог предузнал и предопределил быть Его народом и восприемником Его любви и благодати. Моисей провозгласил Израилю: "ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов, - но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим..." (Втор. 7:6-8). Поскольку Бог предузнал и предопределил до основания земли навечно наделить Израиль Своей особой любовью, то Он никогда не может полностью отвергнуть его. Сделать так означало бы поколебать ценность Его Божественных обетовании, отменить Его Божественную верность, дискредитировать Его Божественную правдивость и скомпрометировать Его Божественную любовь. Одно из величайших свидетельств того, что Бог не отверг полностью Израиль - это постоянный остаток этого народа, который Бог милостиво сохраняет для Себя. С того дня, когда Бог призвал Авраама до дня, когда Христос вернется в славе для суда, не было такого периода и никогда не будет на земле, чтобы не было верующих евреев. Павел напоминает своим читателям о том, что говорит Св. Писание в повествовании об Илии: "Господи! Пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут" (3 Цар. 19:10). Когда его жизнь подвергалась опасности со стороны Иезавели, то даже благочестивый и обычно бесстрашный Илия стал боязливый и унылый, думая с жалостью о себе самом, что он один остался верующий на земле. Но вот Божественный ответ ему: "Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом" (ср. 3 Цар. 19:18). "Хрематисмос" (Божественный ответ) содержит идею Божественного оракула или откровения. Посредством Своего прямого слова Господь уверил Илию, что семь тысяч других сохранили верность Богу и не преклонили колена перед языческим богом Ваалом, к поклонению которому Иезавель и ее священники увлекли большую часть Израиля (см. 3 Цар. 19:9-18). Когда Господь призвал Исайю на проповедь, то предупредил пророка, что большая часть его слушателей не будут слушать и не покаются и что лишь малый святой остаток пребывает подобно пню, оставленному, когда срубят дерево (Ис. 6:9-13). Это место из Исайи - наиболее цитируемое место из Ветхого Завета в Новом Завете (например, Матф. 13:14-15; Марк 4:12; Лук. 8:10; Иоан. 12:40; Деян. 28:26) - оно неоднократно используется, чтобы подчеркнуть ту истину, что Бог в осуждении ослепил тех людей из Его избранного народа, которые по своей воле избрали закрыть на Него свои глаза. Когда Божий народ был в пленении в Вавилоне, большинство людей отказались обратиться к Богу. Однако некоторые - благочестивый остаток, который включал в себя Даниила, Иезекииля, Седраха, Мисаха, Авденаго, Мардохея и Есфирь, остались верными Господу. Малахия уверял таких верующих, что их имена записаны в памятной книге Господа (Мал. 3:16). Когда Мессия Израиля Иисус Христос пришел на землю, то отступивший народ отвергнул и распял Его. Однако у Израиля еще до рождения Иисуса был благочестивый остаток - включая Захарию и Елизавету, Марию и Иосифа. Был благочестивый остаток - включая Симеона, Анну и пастухов возле Вифлеема - которые приняли Иисуса и поклонились Ему, когда Он был всего лишь Младенцем. Во время Его служения все возрастающее число евреев обратились к Нему как к Господу и Спасителю. Три тысячи верующих, большей частью евреев, прибавились в день Пятидесятницы (Деян. 2:41) и еще пять тысяч вскоре после этого (4:4). К моменту событий, упомянутых в конце главы 4 книги Деяния Апостолов, в одном только Иерусалиме вероятно было, как минимум, 20 тыс. евреев-христиан. "Так и в нынешнее время, - продолжает дальше Павел, - по избранию благодати, сохранился остаток". Ко времени написания апостолом этих слов по всей Римской империи и даже, очевидно, за ее пределами, вне сомнения, были сотни тысяч евреев-христиан. По избранию благодати переводится из "эклоген харитос", что можно перевести как "избрание по благодати". Как и в отношении всех верующих всех веков, верующий остаток евреев во времена Павла не избирался благодаря их духовному достоинству или нравственных добрых дел и, очевидно, не просто на основе их национального происхождения, но по избранию благодати Божьей, Его вседержавному избранию. Прежде основания мира Бог милостиво предопределил Свой выбор тех физических потомков Авраама, которые также стали его духовными потомками. Как член этого избранного остатка евреев, Павел объясняет, что Бог спас нас и призвал святым званием "не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен" (2 Тим. 1:9). Как уже объяснил апостол с некоторой подробностью в Послании к Римлянам (например, 3:21-31; 4:1-11; 5:2, 20-21; 9:11), что если Божье спасение по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. Фраза "иначе дело не есть уже дело" была, возможно, заметкой переписчика на полях, которая попала в текст. Подытоживая подчеркнутое им, Павел спрашивает: "Что же?" И вновь, отвечая на собственный вопрос, он говорит: неверующий Израиль, чего искал, того не получил; лишь избранные же получили по благодати. Слово искал происходит от "эпизетео", которое указывает на интенсивное, прилежное искание. Евреи дней Павла были фанатично религиозны. Об этом их состоянии апостол говорит в предыдущей главе: "Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению" (Рим. 10:2). А поскольку их рвение было сосредоточено на их собственной лжеправедности, а не на истинной Божьей праведности, то "они не покорились праведности Божией" (ст. 3). Следовательно, они не признали и не приняли Иисуса Христа, Который есть "конец закона... к праведности всякого верующего" (ст. 4). Но те, кого Бог избрал для Себя, искали Его праведности и по благодати получили ее. В конце времен Бог запечатлит для Себя особый остаток 144 000 евреев, которые будут сохранены от антихриста и которые будут Его свидетелями во время дней возрастающего вырождения и отступления (Откр. 7:1-8; 14:1-5). И, наконец, далее в этой главе Павел уверяет нас: "Итак весь Израиль спасется" (Рим. 11:26). Замечательный христианский исследователь Чарльз Фейнберг, который подобно Павлу, был верующим евреем, приводит следующую историю как современное свидетельство о том, что Бог никогда не останется без верующего остатка Своего избранного народа Израиля. Свыше четверти века тому назад высокообразованный русский еврей по имени Иосиф Рабинович был отправлен евреями в Палестину, чтобы купить для них землю. Он прибыл в Иерусалим. Однажды он взошел на гору Елеонскую, чтобы отдохнуть. Кто-то сказал ему, чтобы он взял Новый Завет как самый лучший путеводитель по Иерусалиму. Христос, Которого он знал, это был Христос греческих и римских церквей, которые были его преследователями и преследователями его народа. Но по мере чтения Нового Завета он познакомился с настоящим Христом, о Ком было предсказано в Ветхозаветных Писаниях, и его сердце потеплело. Он взглянул на Голгофу и подумал: "Почему это мой народ преследуем и гоним?" И его убеждение дало ему ответ: "Должно быть, потому что мы предали смерти нашего Мессию". Он поднял глаза на этого Мессию и сказал: "Господь мой и Бог мой". Он сошел с горы как ученик Господа Иисуса Христа. Он вернулся обратно в Россию, воздвиг синагогу для евреев над дверью которой было написано: "Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян. 2:36). Он был один из многих нынешних представителей остатка Израиля, что доказывает окончательно и лучше всяких слов, что Бог не изгнал от Себя Свой народ. ("Israel: At the Center of the History and Revelation" [Portland, Ore.: Multnomah, 1980], стр. 108) Истина об откровении А прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда (11:7б-10) Третьим доказательством того, что Бог отставил Израиль лишь частично, состоит в том, что Господь ожесточил сердца лишь тех евреев, которые отказываются верить. Ожесточились стоит в форме страдательного залога, указывающего, что ожесточение было вызвано внешней силой. Этой внешней силой был ни Кто иной, как Бог, Который, как написано... дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня (ср. Втор. 29:4; Ис. 29:10). Второзаконие представляет закон, а Исайя - пророков. И закон, и пророки свидетельствуют о том, что Бог вседержавно предопределил ожесточение сердец. Однако это ожесточение не есть капризное или несправедливое. Бог ожесточает лишь те сердца, которые отвергая Его милостивый дар праведности, сами ожесточаются для Его благодати. Бог как судья ожесточил сердце фараона (например, Исх. 4:21; 9:12; 10:20), потому что фараон по воле своей "ожесточил сердце свое против Бога" (Исх. 8:15; ср. 8:32; 9:34; 10:1). На вечере Господней Иисус сказал: "Вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается" (Лук. 22:21-22). Божье праведное предопределение предательства Иуды было неразрывно связано с неправедными намерениями самого Иуды, за которые он будет вечно держать ответ. Одна из величайших тайн Св. Писания состоит в сосуществовании Божьего вседержавного предопределения и личной ответственности человека. То, что Бог как Судья ожесточает сердце человека, никогда не отделимо от ожесточения самим человеком своего сердца. Вновь цитируя Ветхий Завет, Павел приводит слова Давида, который сказал: "Да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездии им; да помрачатся глаза их, чтоб не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда" (ср. Пс. 68:22-23). Псалом 68 - один из самых прекрасных Мессианских текстов Ветхого Завета и один их наиболее цитируемых в Новом Завете псалмов. Подобно псалму 21, это плач о страдании и горевании Мессии. Он также проклинающий, так как содержит проклятия на врагов Бога, которые стали причиной Его страдания и горя. Обычно считается, что трапеза человека связана с безопасностью и насыщением. Но трапеза безбожных и самоправедных станет сетью, тенетами и петлею. Евреи рассматривали Слово Божье, в частности, Тору как свою духовную пищу- каким оно и есть. Однако по причине их непослушного неверия это Слово стало для них осуждением, камнем преткновения и возмездием. Один из наиболее грустных комментариев истории состоит в том, что множество людей возлагают свою надежду именно на то, что есть их проклятие. Все лжерелигии - языческие культы небиблейского христианства и всякие другие- предлагают средства подмены спасения. Чем больше их приверженцы питаются ложью, тем больше у них вырабатывается невосприимчивости к истинному Евангелию Иисуса Христа, живому хлебу жизни. Чем больше Израиль продолжает отвергать Бога, тем более духовно слепым он постепенно становился - настолько слепым, что не мог распознать своего собственного Мессию и Спасителя. Как и Давид молился в праведном возмущении против грехов своего народа, глаза Израиля помрачились, чтоб не видеть. Так как Израиль отвергнул увидеть то, что от Бога, Бог как Судья ратифицировал избранную им слепоту. Слова "хребет их да будет согбен" изображает согбенное положение, в котором иногда ходят слепые, когда продвигаются своей дорогой, которую они не могут видеть, и которая ведет их к месту назначения, куда они не стремятся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.90 (0.014 с.) |